Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Текст. Стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Магомедова Патиматзаграт Годжоевна

дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx82.67 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Дагестан

Муниципальное образование «Унцукульский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Унцукульская средняя общеобразовательная школа №1»

368940 Унцукульский район, с. Унцукуль, ул. Абдулсатара АбдулаеваЯкуб д. 2А,

тел: 8 988 276 90 13

Конспект открытого урока

по русскому языку в 7 классе

"Текст. Стили речи"

Разработала урок

учитель русского языка

и литературы

Магомедова Патиматзаграт Годжоевна

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления

Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Оборудование: на доске схема - «Кластер», учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление пройденного материала. Работа у доски. Синтаксический разбор простого предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи. Запись на доске предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи, потому что владеете правилом. Чем различаются предложения? Делаем синтаксический разбор предложения.
  3. Актуализация и пробное учебное действие. Работа по теме.
  • Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед».Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».)
  • Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)
  • А что такое текст? (Это произведение речи.)
  • Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)
  • Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло?Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
  • Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…)

С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)Комплексный анализ текста (текст на слайде и напечатан в раздаточном материале).

  • Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

- Какой общий корень имеют слова?

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

  1. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
  • На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем

Если с другом захочу,

То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:

«Ну, привет!..Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!

Мне молчать - ох, это мука!

Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

  • Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:
  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
  • «Ведь я - сочинитель» (Блок)!
  • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин).
  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» - это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» - это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

  • Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,

В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы – не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, -

Перед нами стиль

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

  • Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор.

По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,

Назвав подсудимого категорично «вор!»

Однако! Подсудимый, допустим, что виноват

И заслуживает (допустим мы) наказания.

Однако! Признаем, что как-то уж слабоват

Набор улик и свидетельские показания!

Нам задача судебной власти очень даже ясна:

Справедливый суд ради блага людей!

Преступивший чрез закон отвечает сполна!

Пусть будет наказан злодей!

Однако! Перед нами другой подсудимый,

Перед нами имеющий претензию человек

Считаться лицом развитым, что явно немнимо,

Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.

Напряжённое внимание к судебному следствию,

Пытливый взор, ум, совесть, умение

Помогут достойно отнестись к данному бедствию,

Оценить справедливо это недоразумение!

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

  • Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.

Банк гарантию предоставляет.

Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

  1. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластер «Стили речи» заполнен!

Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.

  1. Домашнее задание: заполнить таблицу

Стиль речи

Особенности стиля

Сфера употребления

Директор МКОУ «УСОШ№1» Нурмагомедов М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

МБОУ «Коротоякская СОШ» Районное методическое объединение учителей иностранного языка Конспект открытого урока немецкого языка “Was wir schon wissen? “ (к УМК для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой « Первые шаги») Урок - путешествие

Тема урока“Was wir schon wissen? “     Урок - путешествиеТип урока: урок повторения  и обобщения пройденного материала.Цель урока: формирование коммуникативной компетенции уча...

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.

Урок включает в себя методы ИКТ,  технологию объяснительно - иллюстрированного обучения,  технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме «Междометие как часть речи» (с использованием ИКТ и ЭОР)

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие как часть речи" (с использованием ИКТи ЭОР)...