Урок по русскому языку: Художественный и научный текст.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать тексты художественного и научного стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_i_nauchnyy_tekst.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа»
Урок по русскому языку по ФГОС
Класс: 6
Учебник: УМК. (Русский язык. 6 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.)
Тема: Художественный и научный текст.
Учитель русского языка и литературы: Панькова З.В.
2016 – 2017 уч.г
Тип урока. Урок развития речи.
Задачи урока:
Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.
3. Развивать память и внимание.
Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь русскому языку, к окружающему миру.
2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.
Цели как деятельность учеников.
М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, работать по плану, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.
3ЛР: создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.
5ЛР: устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности (научный, художественный, учебнонаучный), сопоставлять тексты с точки зрения их цели, содержания, языковых средств.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | 1. Письмо по памяти: Куда вы, кораблик, плывёте, и где вы, кораблик, живёте? (Ю. Мориц) – Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составьте схему. [–, О, =]1, и [–, О, =]2? Два человека у доски (морфологический разбор слова плывёте, разбор по составу слова кораблик). 2. Беседа на основе домашнего задания. – Какие ещё виды сложных предложений, кроме рассмотренного в языковой разминке, вы знаете? – Составьте обобщённую схему, используя обозначения для сложных предложений: БС, СС, СП, а также другие знаки (=, =/ ). | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Выступать перед коллективом сверстников. |
III. Введение в тему и формулирование целей урока. | – Откройте учебник на с. 46. Какие заголовки вы видите? – Какое будет ключевое слово в нашей работе? (Текст.) – Попробуйте предположить, чем мы будем заниматься, изучая этот раздел? – По названию § 18 (это тема урока) сформулируйте цели урока. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель. |
IV. Систематизация и углубление изученного. | 1. Упр. 85 – наблюдение над текстами научного и художественного стиля. Ученики работают в группах. Для организации работы учитель предлагает инструкцию (она выводится на слайде с помощью презентации или раздаётся на группу). 1) Прочитать текст в упр. 86 2) Обсудить их по предложенному в учебнике плану. 3) Ответить на вопросы после текстов (обратить внимание на роль знаков препинания и использование слов в переносных значениях). 4) Подготовить иллюстрации (можно словесные) к каждому тексту. 5) Сделать вывод об особенностях научного и художественного текста. Подготовить небольшие выступления по теме урока. После выступлений подводится итог (это может сделать одна из групп). 2. Упр. 87 – наблюдение над текстом учебнонаучного стиля. Беседа под руководством учителя по вопросам к упр. 87. Учитель показывает, что существуют тексты, соединяющие особенности научного и художественного стиля (наподобие часового стекла, странный, немигающий взгляд, гипнотическое действие, как чулок, выползки, чудодейственные свойства и др.), они называются учебнонаучными, научнопопулярными. – Сформулируйте главную цель, которую ставят авторы в научном и учебнонаучном тексте. (В научном – информировать, сообщить о признаках, свойствах предмета; в учебнонаучном – сообщить о признаках так, чтобы заинтересовать в дальнейшем изучении и познании предмета, подчеркнуть чтото необычное, неожиданное.) 3. Упр. 87 – развитие устной речи: умения самостоятельно создавать текст, основанный на сравнении. Учитель может напомнить план: сначала определите общее (по цели и задаче, лексике, синтаксису), затем различия. | Личностные результаты 1. Стремиться к речевому самосовершенствованию. 2. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации). Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
V. Итог урока. | – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам для сравнения тексты на одну и ту же тему? – Оцените степень сложности заданий на уроке и их актуальность. – Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами? – Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач? – Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VI. Домашнее задание.
| 1. Подобрать тексты научного и художественного стиля (отрывки) об одном и том же предмете (животном, растении, камне и т.д.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»
Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на от...
Функция цитаты в англоязычном научном тексте
Данная статья посвещена изучению цитирования в текстах научного стиля и представляет собой обстоятельное исследование одной из актуальных проблем функциональной стилистики. Цель данной статьи - выделе...
Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"
Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы....
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...