Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"
план-конспект урока (7 класс)
Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl_rod_ru_rech_rechevaya_deyat-t._tekst.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по родному (русскому) языку
Составила Жукова Валентина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты
Дата проведения: 2020 год
Класс: 7
Предмет: родной (русский) язык
Технологии урока: игровая
Раздел: Речь. Речевая деятельность. Текст.
Тема урока: Традиции русского речевого общения.
Цели урока: дать учащимся понятия о формулах речевого этикета, познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета, воспитание культурной личности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: -формулировать правила позитивного диалога,
-строить диалог, используя вежливые слова.
-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета.
Познавательные УУД: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;
— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;
Личностные УУД: - возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
-проявление интереса к изучению темы;
— желание помочь Ване корректно вести диалог;
— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.
Регулятивные УУД: — планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- возможность формулировать цели урока;
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
— использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речь для представления результата;
- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Средства обучения: Карточки с индивидуальными заданиями.
Межпредметные связи: литература, искусство.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1 . Организационно-мотивационный . | ||||
1.1 Организационный момент | Словесный. | Личностные результаты: самоопределение. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует обучающихся. Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!» Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь. | Подготовка класса к работе. |
1.2 Мотивация к деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся. | Метапредметные результаты: Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные результаты: Умение оценивать поступки, объяснять оценки поступков. | Создает проблемную ситуацию, мотивирующую к деятельности. В класс входит опоздавший ученик и инсценирует диалог с учителем. - Привет! -Привет! Проходи в класс, займи своё место. Задаёт вопрос: -Как вы можете оценить эту ситуацию ? | Анализируют ситуацию. Высказывают своё мнение по поводу сложившейся ситуации |
1.3 Целеполагание | Проблемный, индивидуальная, коллективная работа учащихся. | Метапредметные результаты: Умение формулировать цель деятельности. Предметные результаты: Самостоятельное формулирование цели. | Задаёт проблемный вопрос: -Ребята, подумайте, что же надо нам сделать, чтобы не допускать подобных ситуаций? | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока |
Этап 2. Информационно-аналитический. | ||||
2.1 Первичное усвоение новых знаний. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся. Ученики знакомятся с понятиями «этикет» и «этикетные слова», записывают их в тетради; вспоминают и анализируют, какие этикетные слова им знакомы, с какой целью эти слова употребляются;разыгрывают в парах диалоги или составляют предложения с этикетными словами. | Предметные результаты: Закрепление понятий «этикет», «речевой этикет». Метапредметные результаты: Умение извлекать информацию. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения. | Организует деятельность учащихся по изучению нового материала: Наше путешествие сегодня будет посвящено очень важной и полезной теме. Итак, тема сегодняшнего урока путешествия: «Традиции русского речевого общения». А теперь давайте разделимся на две команды (ребята делятся на 2 команды, выбираются капитаны и жюри). Станция № 1: «Размышляй-ка» У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи. Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП Задание 2. Собери пословицы. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся. Умный не говорит, невежда не дает говорить. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Время на эти задания 2 минуты. (команда, которая быстрей всех справится с заданиями, получает 2 балла за скорость выполнения и по 1 баллу за правильный ответ). Станция № 2: «Культура поведения» (Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл). Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами): 1.Доброе утро 2.Здорово 3.Привет 4.Здравствуйте 5.Хелло -Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные? (Варианты ответа: 1,4). Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы: 1.Позовите Машу. 2.Здравствуйте, позовите Машу. 3.Здравствуйте, извините, Маша дома? (Вариант ответа – 3) Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет? 1.Тот, кому 8 лет. 2.Тот, кому 11 лет. 3.Тот, кто вежливее. 4.Уступать дорогу не обязательно. (Вариант ответа – 3). Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом? 1.Простите меня, я выхожу. 2.Разрешите пройти. 3.Извините, можно пройти? (Вариант ответа – 3). Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече? 1.Да. 2.Нет. 3.Можно, но не обязательно. 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном. (Вариант ответа – 4). Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время? 1.Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажите, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени? (Вариант ответа – 3). | Разыгрывают сценки, построенные по всем правилам современного русского речевого этикета. Составляют диалоги по картинкам, подбирая слова, при помощи которых пострадавший и виновник происшествия могли бы смягчить неприятную ситуацию. Выбирают докладчика от группы. Представляют результаты самостоятельной работы в группах. Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют и дополняют ответы одноклассников, аргументируя свою точку зрения. |
2.2.Первичная проверка понимания. | Метод фронтальной организации учащихся. | Предметные результаты: Овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Метапредметные результаты: Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Умение организовывать учебное взаимодействие в группе. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис. Личностные результаты. Умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. | Организует деятельность по применению новых знаний. Станция №3: «Цветок вежливости» Выносится ромашка, на лепестках которой написано: 1.приветствие 2.прощание 3.просьба 4.благодарность Каждая команда берёт по 4 ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов). Станция № 4: «А вы могли бы?» Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека: 1.грусть, плохое настроение. 2.сомнение. 3.растерянность, нерешительность. 4.восторг, восхищение. Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла. Станция № 5: «Пантомима» Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию? * Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации. Ситуация 1. «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой) Ситуация 2. «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником? Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку? Ситуация 4. «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла. Станция №6: «Капитаны, капитаны…» Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы: 1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий) 2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот) 3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший) 4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ? 5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом? 6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…». Станция №7: «Инсценировка» Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5. 1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя. 2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке. Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет. Вопросы: 1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы. 1.покраснеть от …(стыда). 2.позеленеть от …(злости). 3.побелеть от …(страха). 4.порозоветь от …(удовольствия). 5.потемнеть от …(горя). Станция №8: «Комплименты любят все» Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА Станция № 9: «Поздравительная» Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл. | Выполняют задание в группах. Представляют свои ответы другим группам. Анализируют ответы друг друга. Делают вывод об употреблении этикетных слов на данные темы. |
3 этап - оценочно-рефлексивный . | ||||
3.1 Информация о домашнем задании. 3.2 Рефлексия (подведение итогов занятия) | Словесный, познавательный. | Предметные результаты: 1.Освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения. 2.Овладение нормами речевого этикета. Метапредметные результаты: Умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами. Личностные результаты: 1.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 2.Стремление к речевому самосовершенствованию. 3. Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Подведение итогов жюри. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Весёлую пятиминутку». Загадки. Объявление результатов, награждение команд. Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будете использовать их в своей жизни. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (на выбор, с учетом уровня подготовки обучающихся). 1 вариант: составить словарь вежливых слов. 2 вариант: подготовить историю какого-либо этикетного выражения (слова). | Записывают домашнее задание (по выбору). Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют оценку урока и самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Приёмы работы с текстом на уроках родного русского языка
Материал, помогающий в работе по развитию навыков смыслового чтения текста, развитию монологической и диалогической речи учеников на уроках родного русского языка....
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...
Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"
Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"...
Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»
В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною 7 декабря...