Урок русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Чибисова Ирина Евгеньевна

Урок русского языка для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_glagola.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

25.01.2023г. Тема урока: «Виды глагола».

Цель урока: дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные  - знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов; различии между глаголами совершенного и несовершенного вида;  уметь пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению;  определять видовые пары.

Метапредметные – овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные – понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая технология, проблемное обучение, разноуровневое обучение

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Материалы и необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация                                                                            урока, учебник, технологические карты учителя и обучающихся.

Ход урока:

 Слайд №1

I. Оргмомент.

II. Мотивация.

Учитель: Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. Далее оставляем одну строчку для темы урока, которую запишем чуть позже.

Слайд № 2

Тест верю – не верю.

Верите ли вы, что

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?» «что сделать?»

- Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -АТЬ.

- Глагол – это член предложения

- Не с глаголами пишется раздельно.

- После шипящих в глаголах всегда пишется мягкий знак.

III. Актуализация знаний.

1.  Работа с текстом

Учитель:  У вас на столах лежат листы с текстом, отрывок из «Сын полка» Валентина Катаева. Прослушайте, пожалуйста, его.

(Чтение текста учителем.)

Слайд № 3

        Перед тем как отправит..ся в разведку, Ваня Солнцев втайне ото всех раздобыл себе компас. Карандашик у Вани уже был. А вместо записной книжки он решил воспользоват..ся букварём.

        Во время разведки, дожидаясь Ваню, ушедшего вперёд, Горбунов и Биденко понятия не имели, чем без них занимает..ся мальчик. Они думали, что он просто идёт со своей лошадкой, «изучает» местность, затем возвращает..ся и докладывает, свободен ли путь.

        Но Ваня делал не только это. Подражая разведчикам, он вёл самостоятельные наблюдения. Сопя и прилежно наморщив лоб, он возился с компасом, рисовал на полях своего букваря, записывая каракулями какие-то одному ему ведомые ориентиры. Наконец, он даже делал попытки снимать план местности. Коряво, но довольно верно он нарисовал условными знаками дороги, рощи, реки, болота.

  1. Все ли слова вам в этом тексте понятны?

Каракули – неразборчивые, неумело или небрежно написанные слова.

Ориентир – неподвижный предмет, по которому ориентируются (установить свое местоположение, направление движения).

Коряво – некрасиво, криво.

  1. О чем этот текст?
  2. Какова основная мысль текста?
  3. К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами )
  4. Какой тип речи? (повествование). Докажите.

 Орфографическая работа

  1. В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.
  2. Давайте теперь проверим. Называете слово, объясняете орфограмму. Слайд №4
  3. Какой частью речи являются эти слова? Что они обозначают?

IV. Работа по теме урока.

1. Целеполагание

Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся разделять глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.

2. Самостоятельные наблюдения.

Учитель: В тексте есть два  глагола с одним корнем, найдите их (Рисовал, нарисовал).

(На слайде №5 появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)

Рисовал                                Нарисовал        

-На какой вопрос отвечает глагол «рисовал»? (что делал?)

-На какой вопрос отвечает глагол «нарисовал»? (что сделал?)

-А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)

-Какова разница в значении этих глаголов?

-Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (рисовал)

-А  глагол «нарисовал»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)

(На слайде №5 появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.)

ЧТО ДЕЛАЛ?                                  ЧТО  СДЕЛАЛ?

3. Задание.

Учитель: Давайте запишем глаголы из текста  в два столбика в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает. (Один ученик у доски. Оставить одну строчку пустой).

        Что делать?                                                Что сделать?

        был,  не имели                                        отправиться

        занимается,  думали                                раздобыл

        идёт, изучает                                        решил

        возвращается,  докладывает                        воспользоваться

        делал,  вёл

        возился,  снимать                                                                

-А как же мы будем называть эти глаголы?

4. Чтение теоретических сведений.

-Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник на с. 109 - 110 и прочитайте теоретический материал.  (Сначала на с. 110).

-И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях.

-Как же мы должны закончить запись в тетради? Что нужно дописать в схеме? (Эти выводы учащиеся могут сказать сами).

Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида. (На слайде №5 появляется название вида глагола, ребята в соответствующей колонке подписывают название вида)

Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида. (На слайде №5 выходит название глаголов несовершенного вида, ребята заканчивают опорный конспект)

 

Рисовал                                       Нарисовал

ЧТО ДЕЛАЛ?                            ЧТО СДЕЛАЛ?

НЕСОВЕРШЕННЫЙ                      СОВЕРШЕННЫЙ

          ВИД                                              ВИД

5. Беседа.

Учитель: Вопросы к видам глагола легко запомнить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? (что сделал? что сделаю?). Оба слова: совершенный и сделать – начинаются на букву с, они означают, что действие совершено.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? (что делал? что делаю? что буду делать?), они означают, что действие еще не совершено, а совершается, совершалось, будет совершаться.

(На с.109 учебника таблица) У глаголов совершенного вида есть только два времени: прошедшее и будущее. Настоящего времени у глаголов этого вида нет, потому что они означают завершенное действие в прошлом или то, которое будет завершено в будущем. Если действие завершено, значит, оно уже ушло в прошлое, речь идет о прошедшем времени. 

 

V. Физкультминутка.

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 638 – выразительное чтение (запись слов на доске и в тетрадях парами в два столбика:

1) несовершенного вида;         2) совершенного вида).

        жну                                  сожну

кошу                                 накошу

сею                                 посею

поливаю                          полью

пишу                                 напишу

рисую                          нарисую

черчу                                 начерчу

делаю                         сделаю

-Чем отличаются глаголы двух видов? (Обратим внимание на то, что все глаголы несовершенного вида, за исключением глагола поливаю, бесприставочные, а глаголы совершенного вида – с приставками.

-Обратите внимание, глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару.

3. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.  

   Слайд №6

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.

Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения.

   Слайд №7

Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и, наконец, отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И, правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.

VII. Контроль знаний.

Учитель предлагает                                 выполнить тест:

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) сказать, продолжить, дать В) сказали, дают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

  1. В каком ряду все глаголы   несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, помочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

VIII. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Упр.642 (2-3 части) или упр.644.

IX. Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает

наиболее активных учащихся по 5- балльной шкале.

X. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

- Почему глаголы несовершенного и совершенного вида так называются?

-Как вы понимаете, что значит выражение «видовые пары глаголов»?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество и с

помощью синквейна

подведем

итог урока.

Алгоритм написания синквейна

1– я строка – существительное, главная тема, мысль.

2 – я строка – два прилагательных, раскрывающих тему.

3 – я строка три глагола, описывающих действия.

4 – я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.

5 – я строка – одно слово существительное, синоним к первому

1-2 минуты составляются синквейны и затем заслушиваются несколько

учеников.

Пример синквейна:

Вид.

Совершенный, несовершенный.

Делал, делает, сделал.

Без него не обойтись.

Это

глагол.

-

Замечательные  синквейны.  Спасибо,  ребята.  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...