Урок по теме "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №11

Конспект  урока русского языка в 5-м классе

по теме: «Буквы з и с  на конце приставок»

Учитель русского языка и литературы

Иванова Светлана Вячеславовна

Березники

2019

Технологическая карта урока

Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
  • формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

                         

Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

  2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                    4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

                                     участия  в обсуждении;

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

  4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

  5) проведение морфемного анализа слов.

                               

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

Ресурсы:      1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2012.

           

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;

Структура урока:

  1.    Организационный этап.
  2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  3.    Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
  4.    Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
  5.     Первичное закрепление во внешней речи
  6.     Промежуточная рефлексия
  7.     Физкультминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение
  2. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  3. Информация о домашнем задании (комментирование).  

 

№ п/п

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность            обучающегося

1.

Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные, коммуникативные.

-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Запись даты в тетрадях

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

1. На доске записаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок.

             Д…читать, по…шутить, пре…видеть, ра…писать, бе…честный, на…писать, …беречь, о…гадать, ра…бросать, бе…радостный.

Ученики легко вставляют пропущенные буквы в словах по правилу единообразного написания приставок.

Дочитать, подшутить, предвидеть, надписать, сберечь, отгадать.

В написании слов расписать, бесчестный, разбросать, безрадостный

Мнения учащихся разделились. Предлагаются варианты приставок :рас-раз, бес-без.

Оставляем написание слов с окошечками.

К доске выходят по 1 и вставляют буквы.

3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с).

-Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

  2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

Дети формулируют тему,  цель и задачи  урока

После ответа детей открывается доска с названием темы урока

Запись темы урока в тетради

4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать  дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Необходимо вспомнить правила работы в парах.

Для работы предлагается инструкция .

Проанализировать написание слов, найти способ действия, построить модель.

Для работы предлагаются пары слов:

1группа

 Испортить – известный

Разрезать – растолкать

Всходить – вздрогнуть

Воспевать – возглавлять

Бесшумный – безболезненный.

2 группа

Изголовье – испугаться

Расширить – раздать

Бесчисленный – безбрежный

Восхвалять – возделывать

Вскипеть – взмахнуть.

- В каких случаях  на конце приставок пишется з-, а когда с-.

Работа в парах

Учащиеся перечисляют правила работы в парах:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за работу.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют приставки.

 Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

                  звон. согл.

з

                  гласный

с                глух. согл.                                

5.

Первичное закрепление во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать умения   применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83).

Возвращаемся к окошечкам, оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок .

Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.

6.

 

Промежуточная рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие.

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.

Самооценка

7.

Физкультминутка

8.

Закрепление материала. Включение в систему знаний новой информации.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные

 Выполнение упражнения № 443. В это же упражнение включить слова: пересказ, здесь, здание, история…

-В чём испытывали трудность при выполнении упражнения?

-В чём следует убедиться, чтобы правильно написать слова?( Есть ли в слове приставка?)

Записи в тетрадях

9.

Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

-  Какую цель мы поставили в начале урока?  

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Освоили ли вы полученный способ действия?

Учащимся предлагается оценить свои знания по данной теме и выполнить небольшое задание. Вставить в слова пропущенные буквы.

Если учащиеся правильно выполнили задание, то у них должна получиться такая запись:

1.З З З

2.З С С

3.З З З

4.С С З

5.З З З

Если обвести все буквы З ,то получится оценка «5».

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-Всё ли мы узнали по этой теме?

Самооценка

Оценка работы класса

10.

Объяснение домашнего задания.


Предлагает дифференцированное домашнее задание.

1.Написать сочинение-миниатюру «Весна-проказница». Включить слова с изученной орфограммой.

2.Выполнит упр.

Записывают задания в дневники

Приложение 1

Инструкция

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите только буквы.

1.В…дыхать, ра…глядеть, бе…брежный

2.Ра…бег, ра…сердить,ра…смотреть

3.Бе…граничный, во…наградить, и…гиб

4.В…крикнуть, ра…щелина, бе…вкусный

5.Ни…вергать, ра…жать, и…гибаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

План урока "Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20 века и Первая мировая война.

План урока по названной теме составлен с использование электронных образовательных ресурсов....

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

урок по теме "З и С на конце приставки"

Урок составлен согласно требованиям стандартов нового поколения.  Тип урока : личностно-ориентированный. Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, коллективная, самостоятельная....

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...

Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий

Вид урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока. - Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на к...