Урок по теме "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №11
Конспект урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Буквы з и с на конце приставок»
Учитель русского языка и литературы
Иванова Светлана Вячеславовна
Березники
2019
Технологическая карта урока
Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Задачи урока:
- Образовательные:
- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2012.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
- Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
- Первичное закрепление во внешней речи
- Промежуточная рефлексия
- Физкультминутка
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п | Этапы урока | Формируемые УУД, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. | Организационный этап | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. | -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные | 1. На доске записаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок. Д…читать, по…шутить, пре…видеть, ра…писать, бе…честный, на…писать, …беречь, о…гадать, ра…бросать, бе…радостный. Ученики легко вставляют пропущенные буквы в словах по правилу единообразного написания приставок. Дочитать, подшутить, предвидеть, надписать, сберечь, отгадать. В написании слов расписать, бесчестный, разбросать, безрадостный Мнения учащихся разделились. Предлагаются варианты приставок :рас-раз, бес-без. Оставляем написание слов с окошечками. | К доске выходят по 1 и вставляют буквы. |
3. | Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные | - Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? 1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.) | Дети формулируют тему, цель и задачи урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради |
4. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | - Итак, что же нам предстоит выяснить? Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. Необходимо вспомнить правила работы в парах. Для работы предлагается инструкция . Проанализировать написание слов, найти способ действия, построить модель. Для работы предлагаются пары слов: 1группа Испортить – известный Разрезать – растолкать Всходить – вздрогнуть Воспевать – возглавлять Бесшумный – безболезненный. 2 группа Изголовье – испугаться Расширить – раздать Бесчисленный – безбрежный Восхвалять – возделывать Вскипеть – взмахнуть. | - В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-. Работа в парах Учащиеся перечисляют правила работы в парах: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за работу. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например: звон. согл. з гласный с глух. согл. |
5. | Первичное закрепление во внешней речи | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | - Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к окошечкам, оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок . | Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-. |
6. |
Промежуточная рефлексия | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? | Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания. Самооценка |
7. | Физкультминутка | |||
8. | Закрепление материала. Включение в систему знаний новой информации. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные | Выполнение упражнения № 443. В это же упражнение включить слова: пересказ, здесь, здание, история… -В чём испытывали трудность при выполнении упражнения? -В чём следует убедиться, чтобы правильно написать слова?( Есть ли в слове приставка?) | Записи в тетрадях |
9. | Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Освоили ли вы полученный способ действия? Учащимся предлагается оценить свои знания по данной теме и выполнить небольшое задание. Вставить в слова пропущенные буквы. Если учащиеся правильно выполнили задание, то у них должна получиться такая запись: 1.З З З 2.З С С 3.З З З 4.С С З 5.З З З Если обвести все буквы З ,то получится оценка «5». -Как бы вы оценили свою работу на уроке? -Всё ли мы узнали по этой теме? | Самооценка Оценка работы класса |
10. | Объяснение домашнего задания. | Предлагает дифференцированное домашнее задание. 1.Написать сочинение-миниатюру «Весна-проказница». Включить слова с изученной орфограммой. 2.Выполнит упр. | Записывают задания в дневники |
Приложение 1
Инструкция
Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите только буквы.
1.В…дыхать, ра…глядеть, бе…брежный
2.Ра…бег, ра…сердить,ра…смотреть
3.Бе…граничный, во…наградить, и…гиб
4.В…крикнуть, ра…щелина, бе…вкусный
5.Ни…вергать, ра…жать, и…гибаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
План урока "Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20 века и Первая мировая война.
План урока по названной теме составлен с использование электронных образовательных ресурсов....
Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс
Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....
урок по теме "З и С на конце приставки"
Урок составлен согласно требованиям стандартов нового поколения. Тип урока : личностно-ориентированный. Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, коллективная, самостоятельная....
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...
Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...
Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий
Вид урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока. - Образовательные: совершенствовать знания об особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на к...