Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы з и с на конце приставок
Цель деятельности учителя | Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З-С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв з-с на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учеников. |
Основные понятия | Чередование звуков |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимодей- ствия | Формируемые УУД | Проме жуточ ный конт роль |
1. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | -Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас. Возьмите за руку соседа, повернитесь направо, улыбнитесь соседу справа. Повернитесь налево, улыбнитесь соседу слева. Скажите: «Я все смогу, у меня все получится». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Фрон- таль-ная | Познаватель ные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самосто- ятельно) необходимые действия. | |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока. | Лингвистическая сказка. В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться: -Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками смотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори! Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –З и –С. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. -Начнем урок, тема которого … Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? Выслушивает варианты ответов учащихся. | Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фрон- таль-ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц, составление алгоритма. | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолеть возникающие противоречия в процессе учебной деятельности ( самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. 1. Понаблюдаем и исследуем (задания на слайде). - Почему слова записаны в два столбика? Расчертить Раздать Вспомнить Взлететь - От каких условий зависит написание приставок на –З, -С? 2. Работаем с алгоритмом. - Перед вами алгоритм (на слайде). Расставьте его шаги в нужном порядке.
3. Проверим себя. - Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. И…полнить И…дать Бе…порядок Бе…брежный На слайде : ключ. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают вывод. | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познаватель-ной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самосто- ятельно) необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). | Устные ответы, памятка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Физкульт- минутка | - А теперь поднимите руки как можно выше. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –З, -С. Чтение отрывков из стихотворений. Листья, листья, листопад, Не расчистить школьный сад. У солнышка есть правило: оно лучи расправило, Раскинуло с утра. И на земле жара. Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи. Разбираюсь правильно, как пинать мячи». Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, Раздаются три звонка. Нет, в жизни мне не повезло: Однажды я разбил стекло. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фрон-тальная | Личностные: | ||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений , взаимопроверка. | - Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. 1.Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на –З и-С. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли-лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. Без заботы— Без края --- Без цели --- 3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на –З, -С. Обозначьте графически орфограмму. Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный (ключи к заданиям на слайдах) Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Работают с заданием, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фрон-тальная Индивидуаль-ная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения,совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают,извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадях. Регулятивные: контролируют учебные действия,замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | Обобщение, систематизация знаний, формиро | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность | Формулируют цель учебной деятельности | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к | Мини-сочинения |
по эталону. | вание рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа. | выполнения заданий. - Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание З, С на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка ( на слайде). 1.Он сразу узнавал его шаги. 2. «Здравствуй, малыш»,- слышалось в коридоре. 3.Генка бежал открывать отцу дверь. 4.Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет. 5.Ему многое хотелось рассказать… 6.Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными на них предложениями. - Составьте предложения так, чтобы получился текст. - Каковы отношения отца и сына? - Найдите в тексте ключевые слова, которые говорят отом, что отец и сын были неразлучными друзьями. - Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок». - Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу. | в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
8. Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам. | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивирован-но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой материал и занимательны...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка в 6 классе "и-ы после приставок"
презентация для интерактивной доски к уроку русского языка...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Дан первый урок по теме "Правописание приставок пре- и при-" с использованием ЭОР....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание приставок на з/с" по ФГОС.
Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма Тип урока: "открытие" новых знаний Технология: естественного обучения...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....