Урок русского языка в 9 классе по теме: "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Презентация к уроку русского языка "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях" (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 83.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить. Пусть нива колос наливает И крепнет трудовой народ … Пусть наше слово расцветает , И наша правда пусть растет . М. Рыльский
Цели урока: 1) научиться определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; 2) научиться находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными разделительными союзами; 3) научиться расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений с разделительными повторяющимися союзами.
Выпишите номера предложений, в которых союз то… то соединяет части сложносочиненного предложения. 1) То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок. (А.П. Чехов) 2) То наползает туман, то дохнёт с Ладоги ветер – пронзительный, ревущий, долгий. (Н. Тихонов) 3) Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (И.С. Тургенев.) 4) То тюлень позвонит, то олень (К.И Чуковский)
Сложносочинённое предложение с разделительными союзами —это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны разделительными союзами и интонацией. Разделительные союзы: то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли
Разделительные союзы определяют следующие смысловые отношения: чередование действий (например: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.(Толстой)), взаимоисключение явлений и действий (например: Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).
Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая пред одиночными союзами. Например: Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. (Серафимович). При повторяющихся разделительных союзах запятая ставится перед вторым, третьим… Например: Только подружишься, привыкнешь, а товарища либо в работу отдадут, либо умрёт. (Горький). Иногда ставится и перед первым союзом, если перед ним стоит еще одна часть сложносочиненного предложения. Например: Когда читаешь роман, видишь, как обстоятельства запрещают влюбленным видеться, или родители не согласны, или состояние не позволяет. (Островский).
Запятые не ставятся в сложносочиненном предложении с разделительными союзами, если: общий второстепенный член Вопросительные, побудительные, восклицательные части Общая придаточная часть Только изредка [прошумят и стихнут старые вербы] или [прогудит высоко над домом неизвестно чей самолёт]. (К.Г.Паустовский) [Это его решение] или [ты придумал]? [Пусть будет полумрак] или [включите лампу]! (Когда настанут каникулы), [дети поедут в лагерь] или [родители их заберут в деревню]. вводное слово частица Возможно, я поеду в Москву или отправимся с семьей в Крым. Только дождь шумит за окном _ или раздаются раскаты оглушительного грома.
Работа в группах. Задание. З аписать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения. 1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.) 2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.) 3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.) 4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)
Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” .
Домашнее задание. 1 уровень – упражнение 79. 2 уровень - упражнение 81. 3 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения.
Ответь на вопросы: 1 Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________ _____________________________________________ 2 Сегодня на уроке я научился( лась ) (ЧЕМУ?) ____________________________________ _____________________________________________ 3 Сегодня на уроке на научился( лась ) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________________- 4 Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 5 Сегодня на уроке я мог( ла ) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________ 6 Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) ____________________________________________________________________________-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе «Запятая в сложносочиненном и простом предложениях с союзами и, а, но»
Урок русского языка в 5 классе...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"
ЦЕЛИ УРОКА:· закрепление теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.· отработка умений расст...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Разработка проблемно – эвристического урока русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение как вид сложного предложения»
Урок – практикум по русскому языку в 9 классеЗадачи урока: отрабатывать практические умения отличать ССП от ПП, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в С...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение и его виды"
Урок -практикум по теме "Сложносочиненые предложения и его виды" предназначен для 9 классов общеобразовательной школы....
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....