Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение и грамматическое значение предложения (8 класс)
Цель урока: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения.
Задачи:
- Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию умений ставить и решать учебные задачи; ввести понятия разграничения с/с и предложений, проанализировать строение предложения;
- Развивающая: способствовать развитию у учащихся мыслительных действий анализа, синтеза, обобщения;
- Воспитательная: формировать положительную я-концепцию, умение работать в группах, общаться, отстаивать свою точку зрения .
Оборудование: таблицы ( для каждого ребенка-прил.№1- заполняется по ходу урока), презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Повторение изученного.
- Запись (слайд № 1):
Бр…дить, чу…ствительное, ненавидиш…, сер…це, лож(?), ле…гий, вс…гда, (в) л…су, бага…, пор…жать, выр…стить, т…лант, р…стение, оч…нь ж…лать, к…лосья, з…лотые, про…вился.
Предмет и его признак
Предмет, на который направлено действие
Признак действия или другого признака
Задание: внимательно посмотрите на запись, соедините слова по двум признакам сразу.
- По каким? (по орфограмме и по типу подчинительной связи).
(Работа в тетрадях, 1 человек у доски).
Предмет и его признак: чувствительное сердце, легкий багаж, золотые колосья.
Предмет, на который направлено действие: бродить в лесу, ненавидишь ложь, вырастить растение,
Признак действия или другого признака: всегда поражать, очень желать.
-Объясните свой выбор.
-Определите способы связи в каждой группе. Как называется это явление языка?
2. Повторение теории.
-Что называется словосочетанием?
-Из чего состоит словосочетание?
-Как строятся словосочетания (по виду подчинительной связи)
3. Задание (по подготовке к ГИА №2, №7): замените словосочетание «золотые колосья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
-Почему нельзя этого сделать? (это метафора).
-А что такое метафора?
4.-А теперь скажите, какие слова вы не определили ни в одну из групп?
Проявился талант- это грамматическая основа предложения.
-Попробуйте определить тему урока. (Запись в тетради и заполнение таблиц)
- Итак, тема урока «Строение и грамматическое значение предложения». Опираясь на данную тему сформулируйте цели урока.
III. Работа над темой.
1. -Чем же отличается предложение от с/с? (продолжаем заполнять таблицы)
-Где изучается предложение? (синтаксис)
2. Работа с предложениями (работая с предложениями, продолжаем заполнять таблицы):
- Большой талант требует большого трудолюбия.
- Умение работать, трудиться- это ведь тоже талант .(К.Станиславский)
- Разве можно зарывать талант в землю?
- Трудитесь много и самоотверженно, чтобы не погубить свой талант! (Г.Бакулина)
- Чтобы данный от природы талант развивался, человек должен много трудиться.
Задание:
-Сравните 1и 5 предложения. Что вы о них можете сказать? (простое и сложное)
-Охарактеризуйте предложения с точки зрения высказывания. (повествовательные-1,2,5; вопросительное-3; побудительное-4)
-Сравните 4 предложение со всеми остальными. (восклицательное-имеет эмоциональную окраску)
-Сравним 1 и 3 предложения по строению грамматической основы (двусоставное и односоставное)
- Докажите, что 1 предложение распространенное.
-Объясните постановку запятой в 4 и 5 предложениях.
3. Словарная работа.
- Прочитайте еще раз внимательно предложения, определите над каким словарным словом мы будем работать?
Талант (это слово встречается во всех предложениях )
-Охарактеризуйте его с точки зрения (3 ученика работают у доски):
1. Морфемики
2.Морфологии
3.Лексики. (работа со словарем Ожегова)
Талант- 1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные данны
2.Человек, обладающий такими качествами
- Какое это слово? (многозначное)
- Образуйте от данного слова прилагательное, определите способ образования (талантливый-приставочный)
4. - Найдите предложение в котором есть фразеологизм? (подготовка к ГИА № 2)
-Назовите его значение (Зарыть талант в землю-не дать развиться таланту,
дать заглохнуть таланту).
- Расскажите о происхождении данного фразеологизма (подготовленный ученик читает текст)
- А сейчас мы будем работать в группах с текстом, который вы сейчас прослушали. Но прежде мы проведем физкультминутку, которая называется «Гамма» (кинезиологическая «для ума и сердца» -физкультминутка).
5. Работа в группах.
Текст «Талант»
(1)Талант очень старое слово.(2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица.(3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья.(4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги- таланты.(5) А когда вернулся, спросил отчет.(6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль.(7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы.(9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его.(10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.
Каждая группа получает задание:
Задание для группы №1.
- Укажите грамматическую основу в 1 предложении.
- Объясните постановку тире в этом же предложении.
- Выпишите из предложения 3 все словосочетания.
Задание для группы № 2.
- Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением.
- Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание.
- Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.
Задание для группы № 3.
- Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.
Проверка заданий в группах.
- Оцените работу в группах.
-Справились ли вы с заданием?
Делаем выводы, полностью заполняем таблицу.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
– Всё ли у вас получилось на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
V. Домашнее задание упр.№ 70 (творческое задание )
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей- словесников. Урок построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).
Содержание и организация урока существенно обогащаются за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями, при этом ученики в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности находят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением.
Приложение № 1 ( таблица)
Предложение
Роль в языке | Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях |
Строение и виды предложений по количеству главных членов | Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения) |
Виды предложений по количеству грамматических основ | Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ |
Виды предложений по цели высказывания | Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу) |
Виды предложений по интонации | Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные |
Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов | Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют) |
Виды предложений по осложненности | Осложненные предложения (имеются обращения, или вводные слова, или однородные члены, или обособления) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.
Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....
Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия. (6 класс)
Данный урок разработан на основе программы "Школа2100" в технологии проблемно-диалогического обучения. Материал, представленный в конспекте, может быть использован как полностью, так и части...
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...