Урок русского языка в 5 классе «Запятая в сложносочиненном и простом предложениях с союзами и, а, но»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Соина Светлана Александровна

 Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_3.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

«Запятая в сложносочиненном и простом предложениях с союзами и, а, но»

Учитель: Соина С.А.


Цели урока:

• Научиться различать простое и сложное предложения с союзами и, а, но.

• Уметь сравнивать простое и сложное предложения.

• Уметь наблюдать, сопоставлять, видеть, в чем различие простого и сложного предложения.

• Развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям. Выразительно читать предложения.

Ход работы:

I. Организационный момент.

•Приветствие детей, знакомство с гостями, присутствующими на уроке.

•Запись домашнего задания (на доске заранее): упр.469. Составить текст «Зима в городе», употребив ССП с однородными глаголами.

•Запись числа, темы.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Синтаксис»! А вы знаете жителей этой страны? (словосочетание, простое и сложное предложение и т.д.)

Молодцы, ребята! Я надеюсь, что мы станем с ними большими друзьями. А пока мы должны подготовиться к путешествию. Подумайте, какие цели мы будем ставить перед собой на уроке? Какие трудности нам встретятся?

Учащиеся: Мы должны уметь различать простое предложение с однородными членами и сложное с союзами и, а, но. А чтобы сравнивать простое и сложное предложения, мы должны быть внимательными. Будем произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать орфографическую зоркость. Развивать свою речь.

I Этап путешествия: «Минутка каллиграфии».

Игра «Пианино» (хором):

Тетрадку правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За осанкою слежу,

На отлично напишу!

Учитель: Мы прописываем слово – термин, которое является главным средством выражения мысли. Кто назовет это слово термин?

(Предложение). Проявите орфографическую зоркость.

Назовите орфограмму (правописание -лаг-, -лож-).

II Этап путешествия: «Словарный диктант».

(I, II, III варианты). Листочки с заданием у каждого ученика на парте. На доске схема: «5»- 0 ош. «4»- 1 ош. «3»-2 ош.( ключи ответов- за доской) Самопроверка. Оцените ответ. Сдайте листы (подписать фамилию).

III Этап путешествия: игра «Телевизионное интервью».

Ведущая телеигры: Блохина Анна

Она представляет ребятам жителей страны «Синтаксис». Это Белан Настя и Горбатов Сергей в роли однородных членов предложения. Они читают стихи, а ведущая задаёт вопросы о роли однородных членов предложения. Жители страны «Синтаксис» желают ребят отличной учёбы!

Учитель: 

-Ребята, что мы знаем об однородных членах предложения? -отвечают на один вопрос; -относятся к одному слову; -могут быть главными и второстепенными членами предложения; -соединяются союзами и, а, но или интонацией перечисления; -Молодцы, ребята! Вы уже подружились с жителями страны «Синтаксиса». -А что главное мы упустили в интервью с однородными членами? (Учащиеся: - Не спросили про союзы а, но.)

Задание: на доске 2 пословицы:

1. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

Найдите предложение с однородными членами, обоснуйте постановку знаков препинания, постройте схему предложения (сильный ученик работает за доской).

Учитель: в стране «Синтаксиса» живут не только простое предложение и однородные члены, но и сложные предложения.

(Проблемный вопрос): Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного? Как связаны части сложного предложения? (Монологический ответ «ученого-лингвиста», составление алгоритма).

В это время класс выполняет самостоятельную работу (упр.472). Задание: выписать сложные предложения, найти и подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания.

Рецензия на монологический ответ.

(3П…Полно? Последовательно? Правильно?…)

Работа с текстом. («Зимняя сказка»)

Как прекрасна березовая роща зимой! Веточки покрываются хлопьями пушистого снега, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. Снег так засыпал деревья, что они стали походить на снеговиков. Блестит и переливается на солнце их золотой наряд.

Задание: озаглавить текст, определить тему, стиль, тип речи.

Учитель: Чему учит нас этот текст? (любить родную природу).

Выпишите слова, которые вы считаете трудными, проверьте орфограммы.  (Работа со словарем: золотой- стр.293.)

Найдите предложения, соответствующие схемам и выпишите их:

I вариант II вариант

Веточки… Блестит и …  (Учащиеся делают вывод).

Физминутка!

Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Руки вытянуть вперед. Выдохнуть. Сесть. Руки на столе, расслабиться. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Медленно посчитать до 5! (Повторить 2 раза)

Домашнее задание

Прочитайте в учебнике правила на стр.158. Дома проработайте, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

 Итог урока

Учитель: Подведем итоги нашего путешествия.

-Что больше всего понравилось на уроке? (учащиеся отвечают)

- А теперь ответим на наш главный вопрос: Чему мы научились сегодня на уроке? (Сравнивать простые и сложные предложения с союзами и, а, но).

-А как их различать? (По грамматическим основам).

Оценки: Сегодня очень хорошо работали:…(6 оценок)

Оценки за словарный диктант вы узнаете на следующем уроке. В следующий раз мы проведем работу с тестами.

-Ребята, вы молодцы сегодня! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...

Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...