Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Цели (задачи) урока *образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение». *воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма. *развивающие: развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП, развивать навык использования СПП в речи, развивать познавательный интерес к урокам русского языка. | Результаты урока Предметные: обобщить представление о сложноподчиненных предложениях. Метапредметные: умение сопоставлять и дифференцировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; определять тип придаточных. Личностные: владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять коммуникацию; логическое и образное мышление; приобщение к ценностям русского народа, чувство любви к родине, к семье, к природе, патриотизм. | ||
Тип урока, педагогическая технология Урок систематизации и обобщения знаний и умений Теория развивающего обучения русскому языку и развития речи | Оборудование урока Учебник: Русский язык. 9 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 127 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-026057-2; Доска с проектором, презентация к уроку. | ||
Опорные понятия, термины Сложноподчиненное предложение, главное и придаточное предложение, изъяснительное, определительное, обстоятельственное придаточное. | Домашнее задание Проанализируйте синтаксис и пунктуацию отрывка. «Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!» Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин) |
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия обучающихся | Используемые методы и приемы | Результат взаимодействия |
Организационный момент | Создание благоприятного настроя -Здравствуйте, ребята. Очень рада вас снова видеть. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение». | Настраиваются на работу | Словесные, Мотивация к учебной деятельности. | Готовность к уроку |
Мотивация учебной деятельности. | Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы. Термины, в которых пропущены буквы. Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова. -Проверяем. | Оформляют тетрадь, определяют тему урока. Записывают термины, вставляя пропущенные буквы. | Проблемный, Рецептивный, продуктивный, репродуктивный | Определение темы урока |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | -Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке. -Вспомним, что же они обозначают. Итак, небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку. Фронтальный опрос. -Какие предложения называются сложными? -На какие две группы делятся сложные предложения? На какие две группы делятся союзные предложения? Какие предложения называются СП? На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных? Какая группа самая большая? Какие придаточные обстоятельственные вы знаете? Как в большинстве случаев их отличить друг от друга? - Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. /Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/ /союзные и бессоюзные/ /сложносочиненные и сложноподчиненные/ /части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/ /Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/ /обстоятельственные/ /образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/ /По вопросам, на которые они отвечают/ | Информационно-рецептивный | Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках сложноподчиненных предложений. |
Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания. -Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. -Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал. -Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая. Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного. Дождь начался так внезапно… Известно… Я долго не мог заснуть… Если я получу пятёрку… Когда меня вызвали к доске… Проверим задание (на слайде). Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного. […ту + сущ.], (которую…). [гл. + о том], (как…). […, (когда…), гл.]. 4. (чтобы), [ ]. Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде. К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали. Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.
Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы). Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. Проверим. (на слайде) | ||||
Применение знаний и умений в новой ситуации | -А теперь небольшая самостоятельная работа. Списать, обозначить главное и придаточное предложение. Например: [гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения. Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия). 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький) 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев). 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах. 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). 6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). 7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой). | Выполняют задания. /1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное). 2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное). 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места) 4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины). 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное). 6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели). 7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). / | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Учитель предлагает учащимся проверить самостоятельную работу. | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. | Репродуктивный. Продуктивный. | Осмысление результатов своей работы |
Итог урока. Рефлексия | -Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить. Спасибо всем за работу на уроке. | Слушают учителя, задают вопросы, если они есть. | Индивидуальный | Оценка эмоционального состояния |
Информация о домашнем задании | Проанализируйте синтаксис и пунктуацию отрывка. «Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!». Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин) | Записывают в дневники д/з, слушают учителя | Творческий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа : вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Сложн…подч…нё…ое предл…жение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр…даточные, ук…зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.
Проверим Сложн О подч И нённое предл О жение, главное и пр И даточное предл О жения, гра ММ атическая основа, опр Е делительные, из Ъ яснительные, обст О ятельствеННые пр И даточные, ук А зательные слова, подч И нительные с О юзы и с О юзные слова.
Задание 1 : сравните предложения, сделайте вывод, объясните постановку знаков препинания Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.
Проверим Простое предложение с однородными сказуемыми, перед союзом И не нужна запятая. Сложноподчиненное предложение, между главным и придаточным ставится запятая. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного. Дождь начался так внезапно… Известно… Я долго не мог заснуть… Если я получу пятёрку… Когда меня вызвали к доске…
Проверим Дождь начался так внезапно, что мы не успели спрятаться. Известно, что собаки очень умные животные. Я долго не мог заснуть, потому что думал о завтрашнем выступлении. Если я получу пятёрку, мама очень обрадуется. Когда меня вызвали к доске, я не растерялся и ответил очень хорошо.
Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного […ту + сущ.], (которую…) . [гл. + о том], (как …) . […, когда (…), гл. ]. Чтобы ( … ), [ ].
Проверим Мы наконец вышли на ту дорогу, которую так долго искали. Учитель рассказал нам о том, как надо готовиться к экзамену. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.
Проверим [ ] , (как ). [ ] , (где ). Пока ( ), пока ( ), [ ] . [ , (что ), ]
Списать, обозначить главное и придаточное предложение. Например: [гл.], что (…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения. Например: [Было тихо], так что ( я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия). 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький) 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев). 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах. 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). 6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). 7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).
Спасибо за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа №29»
Конспект урока в 9 классе на тему
«Обобщение изученного по теме
«Сложноподчиненное предложение»
Учитель русского языка и литературы
О.С. Широкова
Рязань 2018
Конспект урока в 9 классе.
Тема урока: Обобщение изученного по теме«Сложноподчиненное предложение»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Задачи урока:
Образовательные
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»
- обобщить и систематизировать умения учащихся отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных
- обобщить и систематизировать умения учащихся по определению вида придаточных в сложноподчиненных предложениях
Развивающие
- развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП
- развивать навык использования СПП в речи
- развивать познавательный интерес к урокам русского языка
- расширять общую осведомлённость об окружающем мире
Воспитательные
- воспитывать внимание и уважения к слову
- формировать эстетическое чувство
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
Время | Этап | Содержание | Примечания |
2 мин | Организационный | -Здравствуйте, ребята. Очень рада вас снова видеть. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение». Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы. Термины, в которых пропущены буквы. Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова. -Проверяем. | У доски один ученик________ |
3 мин | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке. -Вспомним, что же они обозначают. Итак, небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку. | |
10 мин | Актуализация знаний учащихся |
-Какие предложения называются сложными? /Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/ -На какие две группы делятся сложные предложения? /союзные и бессоюзные/ На какие две группы делятся союзные предложения? /сложносочиненные и сложноподчиненные/ Какие предложения называются СП? /части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/ На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных? /Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/ Какая группа самая большая? /обстоятельственные/ Какие придаточные обстоятельственные вы знаете? /образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/ Как в большинстве случаев их отличить друг от друга? /По вопросам, на которые они отвечают/ - Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока. | |
10 мин | Обобщение и систематизация знаний | Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания.
Проверим задание. Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.
Проверим задание. Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного.
Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде.
Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы). 1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. 2. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. 3. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! 4. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. Проверим. | |
15 мин | Применение знаний и умений в новой ситуации | -А теперь небольшая самостоятельная работа. Списать, обозначить главное и придаточное предложение. Например: [гл.], что(…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения. Например: [Было тихо], так что (я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия). 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький) 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев). 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах. 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). 6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). 7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой). /1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное). 2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное). 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места) 4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины). 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное). 6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели). 7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). / | |
3 мин | Рефлексия | -Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить. Спасибо всем за работу на уроке. | |
3 мин | Домашнее задание |
«Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!» Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении
урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...