Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

   Цели (задачи) урока 

*образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение».

*воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

*развивающие: развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП, развивать навык использования СПП в речи, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.

   Результаты урока

Предметные: обобщить представление о сложноподчиненных предложениях.

Метапредметные: умение сопоставлять и дифференцировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; определять тип придаточных.

Личностные: владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять коммуникацию; логическое и образное мышление; приобщение к ценностям русского народа, чувство любви к родине, к семье, к природе, патриотизм.

Тип урока, педагогическая технология 

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Теория развивающего обучения русскому языку и развития    речи

Оборудование урока 

Учебник: Русский язык. 9 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 127 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-026057-2;

Доска с проектором, презентация к уроку.

Опорные понятия, термины 

Сложноподчиненное предложение, главное и придаточное предложение, изъяснительное, определительное, обстоятельственное придаточное.

Домашнее задание

Проанализируйте синтаксис и пунктуацию отрывка.

«Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!»

Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин)

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия обучающихся

Используемые методы и приемы

Результат взаимодействия

Организационный момент

Создание благоприятного настроя

-Здравствуйте, ребята. Очень рада вас снова видеть. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение».

Настраиваются на работу

Словесные,

Мотивация к учебной деятельности.

Готовность к уроку

Мотивация учебной деятельности.

Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы.

Термины, в которых пропущены буквы.

Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.

-Проверяем.

Оформляют тетрадь, определяют тему урока.  

Записывают термины, вставляя пропущенные буквы.

Проблемный,  

Рецептивный, продуктивный, репродуктивный

Определение темы урока

Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

-Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке.

-Вспомним, что же они обозначают. Итак, небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку.

Фронтальный опрос.

-Какие предложения называются сложными?

-На какие две группы делятся сложные предложения?

На какие две группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются СП?

На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных?

Какая группа самая большая?

Какие придаточные обстоятельственные вы знаете?

Как в большинстве случаев их отличить друг от друга?

- Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

/Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/

/союзные и бессоюзные/

/сложносочиненные и сложноподчиненные/

/части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/

/Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/

/обстоятельственные/

/образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/

/По вопросам, на которые они отвечают/

Информационно-рецептивный

Подтвердят предварительные выводы об основных характеристиках сложноподчиненных предложений.

Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания.

-Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

-Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.

-Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.

Дождь начался так внезапно…

Известно…

Я долго не мог заснуть…

Если я получу пятёрку…

Когда меня вызвали к доске…

Проверим задание (на слайде).

Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного.

[…ту + сущ.], (которую…).

[гл. + о том], (как…).

[…, (когда…), гл.].

4.        (чтобы), [ ].

      Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде.

К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали.

Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку.

Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.

Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.

        

Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы).

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.

  Проверим. (на слайде)

Применение знаний и умений в новой ситуации

-А теперь небольшая самостоятельная работа.

Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например: [гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).

Выполняют задания.

/1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). /

Репродуктивный. Продуктивный.

Осмысление результатов своей работы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель предлагает учащимся проверить самостоятельную работу.

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы.

Репродуктивный. Продуктивный.

Осмысление результатов своей работы

Итог урока. Рефлексия

-Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить.

Спасибо всем за работу на уроке.

Слушают учителя, задают вопросы, если они есть.

Индивидуальный

Оценка эмоционального состояния

Информация о домашнем задании

Проанализируйте синтаксис и пунктуацию отрывка.

«Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!». Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин)

Записывают в дневники д/з, слушают учителя

Творческий

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения Обобщение по теме

Слайд 2

Словарная работа : вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Сложн…подч…нё…ое предл…жение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр…даточные, ук…зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.

Слайд 3

Проверим Сложн О подч И нённое предл О жение, главное и пр И даточное предл О жения, гра ММ атическая основа, опр Е делительные, из Ъ яснительные, обст О ятельствеННые пр И даточные, ук А зательные слова, подч И нительные с О юзы и с О юзные слова.

Слайд 4

Задание 1 : сравните предложения, сделайте вывод, объясните постановку знаков препинания Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Слайд 5

Проверим Простое предложение с однородными сказуемыми, перед союзом И не нужна запятая. Сложноподчиненное предложение, между главным и придаточным ставится запятая. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 6

Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного. Дождь начался так внезапно… Известно… Я долго не мог заснуть… Если я получу пятёрку… Когда меня вызвали к доске…

Слайд 7

Проверим Дождь начался так внезапно, что мы не успели спрятаться. Известно, что собаки очень умные животные. Я долго не мог заснуть, потому что думал о завтрашнем выступлении. Если я получу пятёрку, мама очень обрадуется. Когда меня вызвали к доске, я не растерялся и ответил очень хорошо.

Слайд 8

Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного […ту + сущ.], (которую…) . [гл. + о том], (как …) . […, когда (…), гл. ]. Чтобы ( … ), [ ].

Слайд 9

Проверим Мы наконец вышли на ту дорогу, которую так долго искали. Учитель рассказал нам о том, как надо готовиться к экзамену. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.

Слайд 10

Проверим [ ] , (как ). [ ] , (где ). Пока ( ), пока ( ), [ ] . [ , (что ), ]

Слайд 11

Списать, обозначить главное и придаточное предложение. Например: [гл.], что (…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения. Например: [Было тихо], так что ( я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия). 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький) 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев). 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах. 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). 6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). 7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).

Слайд 12

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №29»

Конспект урока в 9 классе на тему

«Обобщение изученного по теме

«Сложноподчиненное предложение»

                                                                      Учитель русского языка и литературы

                                                                       О.С. Широкова

                 

Рязань 2018

Конспект урока в 9 классе.

          Тема урока: Обобщение изученного по теме«Сложноподчиненное предложение»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Задачи урока:

Образовательные

  •  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»
  •  обобщить и систематизировать умения учащихся отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных
  •  обобщить и систематизировать умения учащихся по определению вида придаточных в сложноподчиненных предложениях

Развивающие

  •  развивать пунктуационные навыки учащихся при употреблении СПП
  •   развивать навык использования СПП в речи
  •   развивать познавательный интерес к урокам русского языка
  •   расширять общую осведомлённость об окружающем мире

Воспитательные

  • воспитывать внимание и уважения к слову
  • формировать эстетическое чувство
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

Время

Этап

Содержание

Примечания

2 мин

Организационный

-Здравствуйте, ребята. Очень рада вас снова видеть. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять те знания, которые вы уже получили по теме «Сложноподчинённое предложение».

Начнём с небольшого словарного диктанта. На слайде вы видите словосочетания, которые вам предлагается списать, вставляя пропущенные буквы.

Термины, в которых пропущены буквы.

Сложн…подч…нё…ое предл…жжение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опре…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр..даточные, ук..зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.

-Проверяем.

У доски один ученик________

3 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Молодцы, вспомнили правильное написание терминов, которые нам понадобятся для работы на уроке.

-Вспомним, что же они обозначают. Итак, небольшой фронтальный опрос. Кто знает ответ, поднимает руку.

10 мин

Актуализация знаний учащихся

  • Фронтальный опрос.

-Какие предложения называются сложными?

/Предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно/

-На какие две группы делятся сложные предложения?

/союзные и бессоюзные/

На какие две группы делятся союзные предложения?

/сложносочиненные и сложноподчиненные/

Какие предложения называются СП?

/части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого/

На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных?

/Определительные (в том числе местоименно-определительные), изъяснительные, обстоятельственные/

Какая группа самая большая?

/обстоятельственные/

Какие придаточные обстоятельственные вы знаете?

/образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места, уступки, условия, сравнения, следствия/

Как в большинстве случаев их отличить друг от друга?

/По вопросам, на которые они отвечают/

- Молодцы! Ну, а теперь переходим к практической части нашего урока.

10

мин

Обобщение и систематизация знаний

Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания.

  1. Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
  2. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.
  3. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Проверим задание.

Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.

  1. Дождь начался так внезапно…
  2. Известно…
  3. Я долго не мог заснуть…
  4. Если я получу пятёрку…
  5. Когда меня вызвали к доске…

Проверим задание.

Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного.

  1. […ту + сущ.], (которую…).
  2. [гл. + о том], (как…).
  3. […, когда (…), гл.         ].
  4. Чтобы (… ), [            ].

       Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде.

  1. К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали.
  2. Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку.
  3. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.
  4. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.

Задание 4: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы). 

1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

      2. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

3. Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

      4. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.

       Проверим.

15 мин

Применение знаний и умений в новой ситуации

-А теперь небольшая самостоятельная работа.

Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например: [гл.], что(…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], так что (я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).

/1. Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев). (Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное). /

3 мин

Рефлексия

-Итак, сегодня мы обобщили и закрепили знания по теме «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений». Я считаю, что вы, в большинстве своём, тему поняли, разобрались в ней, и мне это очень приятно. Да и вам полезно, потому что перед экзаменами вам просто нужно будет всё повторить.

Спасибо всем за работу на уроке.

3 мин

Домашнее задание

  1.  Проанализируйте синтаксис и пунктуацию отрывка.

«Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!»

Поистине велика самонадеянность человека, который привык все мерить своей меркой. Да мухомор вовсе про нас и не думает. Может быть, этот гриб ярок для того, чтобы вовремя броситься в глаза лосю, для которого он – лекарство». (В. Солоухин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...