Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvitelnye_prichastiya_proshedshego_vremeni.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени;
  • формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
  • научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки;
  • научить учащихся образовывать действительные причастия прошедшего времени через парную и групповую форму работы.
  • самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению;
  • вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: повлёкший, увядший
  • развивать орфографическую зоркость;
  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • воспитательные:
  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Синтаксическая пятиминутка.

Повторение материала «Причастный оборот. Выделение причастного оборота».

-Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.

Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик

работает у доски.

Примерные предложения:

 На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.

3.

Повторение «Гласные в действительных причастиях настоящего времени».

1. «Лови вопрос» (повторение материала предыдущего урока)

- Что такое причастие?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие?

- Чем является в предложении?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

- Когда пишется буква У или Ю в суффиксах ДП?

- Когда пишется буква А или Я в суффиксах ДП?

2. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола.

Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ - (-ющ-) и - ащ - (-ящ-) пишется: 1) буква у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения. пример бор ю щ ийся (бор оть ся, I спр.), тян у щ ий (тян уть, I спр.). 2) буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения. пример. Люб я щ ий (люб ить, II спр.), леч а щ ий (леч ить, II спр.).

знать (I  спр.) — они зна́ют — зна́ющий предмет на отлично;

плакать  (I спр.) — они пла́чут — пла́чущий малыш;

лечить  (II спр.) — они  ле́чат — ле́чащий врач;

кра́сить (II спр.) — они кра́сят — кра́сящий стену.

читающий (читать, 1 спр= ЮЩ) думающий (думать, 1спр. = ЮЩ)

дышащий (дышать, 2 спр. = АЩ)

На доске запись:

Бороться, играть, чертить, , петь, стелить, лечить, шептать, строить.

4.

Сообщение темы урока

- Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Действительные причастия прошедшего времени».

- Правильно, наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.

Ε Составляют цели, проговаривают их классу

(изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать)

5.

Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени».

1.Беседа по таблице на стр.50

2.Коллективное составление алгоритма образования

действительные причастия прошедшего времени

3. Чтение теоретического материала.

- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?

2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени?

3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?

-Запишите предложения, которые соответствуют схемам:

сущ. имен.п.- сущ. имен. п.

- Чем выражено подлежащее и сказуемое?

-В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое?

- Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

- Откройте учебники на стр.46 и прочитайте правило.

Ε Исследовательская работа (по группам).

От переходных или непереходных глаголов

Совершенного и несовершенного вида

Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-.

Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- к основам на согласную.

Вывод:

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш.

6.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

7.

Закрепление изученного материала.

1. Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте.

Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться.







- Какая гласная пишется перед суффиксом причастий?


4. Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски.

(выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом).

Увидеть - увидевший, сеять -сеявший, улыбаться - улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь - повлёкший, увянуть увядший, прибыть - прибывший, погасить - погасивший, пригореть - пригоревший, прикасаться - прикасавшийся.

& Работа со словарём:

Повлёкший, увядший -

Вывод:

Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны.

8.

Домашнее задание

Упр.113

9.

Рефлексия.

- Что было легко?

-Что было сложно?

-Что было непонятно?

- Что понравилось?

Ε Отвечают на вопросы.

- я умею образовывать действительные причастия прошедшего времени;

- я умею применять орфографическое правило:

«Гласная перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени»;

4. закрепление.

 Упр. 111 (по цепочке).

– Упр. 114

V. Выводы по уроку.

– В чём отличие образования причастий действительных настоящего времени и прошедшего времени?

– От чего зависит выбор гласного перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....

ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.

ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Страдательные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта урока в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»

Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий....