Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvitelnye_prichastiya_proshedshego_vremeni.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени;
- формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
- научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки;
- научить учащихся образовывать действительные причастия прошедшего времени через парную и групповую форму работы.
- самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению;
- вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.
развивающие:
- развивать речь учащихся; ввести термины: повлёкший, увядший
- развивать орфографическую зоркость;
- активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
- развивать коммуникативные и информационные компетентности;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- воспитательные:
- создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- развивать мыслительные операции, познавательную активность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Синтаксическая пятиминутка. Повторение материала «Причастный оборот. Выделение причастного оборота». | -Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты. | Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик работает у доски. Примерные предложения: На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. |
3. | Повторение «Гласные в действительных причастиях настоящего времени». | 1. «Лови вопрос» (повторение материала предыдущего урока) - Что такое причастие? - На какие вопросы оно отвечает? - Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие? - Чем является в предложении? - Как образуются действительные причастия настоящего времени? - Когда пишется буква У или Ю в суффиксах ДП? - Когда пишется буква А или Я в суффиксах ДП? 2. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола. | Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ - (-ющ-) и - ащ - (-ящ-) пишется: 1) буква у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения. пример бор ю щ ийся (бор оть ся, I спр.), тян у щ ий (тян уть, I спр.). 2) буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения. пример. Люб я щ ий (люб ить, II спр.), леч а щ ий (леч ить, II спр.). знать (I спр.) — они зна́ют — зна́ющий предмет на отлично; плакать (I спр.) — они пла́чут — пла́чущий малыш; лечить (II спр.) — они ле́чат — ле́чащий врач; кра́сить (II спр.) — они кра́сят — кра́сящий стену. читающий (читать, 1 спр= ЮЩ) думающий (думать, 1спр. = ЮЩ) дышащий (дышать, 2 спр. = АЩ) На доске запись: Бороться, играть, чертить, , петь, стелить, лечить, шептать, строить. |
4. | Сообщение темы урока | - Прочитайте тему урока. – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Действительные причастия прошедшего времени». - Правильно, наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени. | Ε Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать) |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени». 1.Беседа по таблице на стр.50 2.Коллективное составление алгоритма образования действительные причастия прошедшего времени 3. Чтение теоретического материала. | - Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: 1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени? 2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени? 3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? 4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ? -Запишите предложения, которые соответствуют схемам: сущ. имен.п.- сущ. имен. п. - Чем выражено подлежащее и сказуемое? -В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое? - Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым. - Откройте учебники на стр.46 и прочитайте правило. | Ε Исследовательская работа (по группам). От переходных или непереходных глаголов Совершенного и несовершенного вида Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-. Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную. Вывод: Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш. |
6. | Физкультминутка | А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. | |
7. | Закрепление изученного материала. | 1. Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте. Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться. - Какая гласная пишется перед суффиксом причастий? 4. Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски. (выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом). Увидеть - увидевший, сеять -сеявший, улыбаться - улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь - повлёкший, увянуть увядший, прибыть - прибывший, погасить - погасивший, пригореть - пригоревший, прикасаться - прикасавшийся. & Работа со словарём: Повлёкший, увядший - Вывод: Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола. Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны. |
8. | Домашнее задание | Упр.113 | |
9. | Рефлексия. | - Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? | Ε Отвечают на вопросы. - я умею образовывать действительные причастия прошедшего времени; - я умею применять орфографическое правило: «Гласная перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени»; |
4. закрепление.
– Упр. 111 (по цепочке).
– Упр. 114
V. Выводы по уроку.
– В чём отличие образования причастий действительных настоящего времени и прошедшего времени?
– От чего зависит выбор гласного перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия прошедшего времени....
Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"
Урок изучения нового материала...
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....
ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".
Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Страдательные причастия прошедшего времени".
Технологическая карта урока в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"...
Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»
Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий....