Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvitelnye_prichastiya_proshedshego_vremeni.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Действительные причастия прошедшего времени.
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени, правописанием гласных в суффиксах;
- развивать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени;
- развивать пунктуационные навыки на материале предложений с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени;
- уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.
Метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Методы и формы обучения: проблемный, деятельностно - практический методы, индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Ход урока
- Организационный этап.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую часть речи мы изучали на прошлых уроках? (Причастие).
Учитель: В.И.Даль дал такое определение: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Согласны ли вы с таким мнением?
- Актуализация знаний.
Работа с эпиграфом: Не уме…щий ходить портит дорогу.
Не уме…щий говорить портит….(речь)
Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите причастия, назовите суффиксы. Определите, какие они: действительные или страдательные?
Беседа по вопросам:
- От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
- Расскажите алгоритм выбора гласной в суффиксе действительных причастий настоящего времени?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Итак, мы вспомнили, как образуются действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия. А теперь предлагаю вам разработать алгоритм выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени.
Образуйте от представленных глаголов причастия прошедшего времени и сделайте вывод, когда используется суффикс –вш-, а когда суффикс –ш-: везти, нести, думать, смотреть.
Вывод: если основа глагола оканчивается на согласный, используем суффикс –ш-, а если на гласный – суффикс –вш-.
- Первичное усвоение новых знаний.
На доске записано предложение: Человек увид…вший зимний лес не сможет забыть его никогда.
Учитель: Найдите причастие. Расставьте недостающие знаки препинания. Какую гласную вы написали перед суффиксом причастия? Почему?
Работа в группах над составлением алгоритма выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени.
Учитель: Запишите в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом –л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после знакомства с материалом учебника мы запишем действительные причастия пришедшего времени.
Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.
Итоговая запись будет выглядеть так:
Засеял –засеять – засеявший.
Зависел – зависеть – зависевший.
Затеял – затеять – затеявший.
Услышал – услышать – услышавший.
Увидел – увидеть – увидевший.
Заклеил – заклеить – заклеивший.
Вывод: Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.
5)Физкультминутка.
Если причастие настоящего времени – наклон влево, прошедшего времени – вправо: входящий, видевший, несший, улыбающийся, слышащий, бежавший, читавший, пылающий, пишущий, вяжущий, смотревший, опустевшие.
- Первичная проверка понимания
Учитель: Запишите словосочетания, графически объяснив выбор гласной перед суффиксом причастия: расе…вшийся туман, встрет…вший на вокзале, завис…вший от погоды, ла…вшие собаки, ужал…вшая оса, постро…вший здание, направ…вший к дому, расста…вшие тучи, покле…вший обои.
- Первичное закрепление.
Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия.
Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"
Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...
Урок русского языка по теме "Причастие"
Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте использованы за...
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)...
Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе
Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...
Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...
Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"
Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...