Конспект урока русского языка в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Циппер Алина Валерьевна

Цели : познакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Мотивация

(Попросить детей на перемене подготовить листочки для самостоятельной работы)

Вступительное слово:

Добрый день, ребята!

Вы готовы плодотворно потрудиться на уроке? (Дети: да)

Отлично! Давайте улыбнемся друг другу.

Садитесь.

  1. Актуализация

Достаем листочки. Сейчас вы напишите кодированный диктант.

– Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое из них причастие, действительное или страдательное.

Записываете только букву Д. или С. в строчку через запятую.

Задание понятно? (Дети: да)

Зацветающая рожь, построенный дом, колышущиеся колосья, рассказанная история, гонимый рабочий, клеящий обои, читаемая книга  

Обратите внимание на слайд (слайд 1), на нем представлены правильные ответы. Сравните.

« Д.С.Д.С С.Д С»

Ребята, вы все правильно определили?

(Дети: да)

Молодцы!

Запишите число, классную работу.

Давайте с вами вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Для этого вам нужно ответить на вопросы (слайд 2). Обратите внимание на слайд.

-От какого вида глагола образуются действительные причастия настоящего времени? (Дети: образуются от несовершенного вида)

Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Дети: потому что это глаголы совершенного вида.)

- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Дети: зависит выбор суффикса причастия от спряжения глагола. От глаголов 1 спряжения образуются причастия при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), от глаголов 2 спряжения –при помощи суффиксов –ащ- (-ящ-).

- Расскажите алгоритм выбора суффикса действительного причастия настоящего времени. (1. Находим глагол несовершенного вида, от которого образовано причастие. 2.Определяем спряжение глагола.3. Если глагол 1 спряжения, то пишем суффикс –ущ-(-ющ-), если глагол 2 спряжения—ащ- (-ящ-).

Правильно!

(Слайд 3) От данных глаголов, образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола (слайд 4-памятка, 1 и 2 спр. глагола)

Шептать-(1 спр.)-шепчущий

 Красить-(2 спр.)-красящий

Терпеть (2 спр., искл.)-терпящий

Умнички!

3.Целеполагание

Мы с вами вспомнили, как образуются действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия.

Итак, тема нашего урока: Действительные причастия прошедшего времени

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Дети: понять, как образуются действительные причастия прошедшего времени, какие суффиксы они имеют.)

4.Изучение нового материала

Откройте учебник, параграф 19. Рассмотрим внимательно таблицу  

Обратите внимание!

 Действительные причастия прошедшего времени от каких видов глагола образуются? (Дети: и совершенного, и несовершенного вида)

Вспомните, глаголы совершенного вида на какой вопрос отвечают? (Дети: что делать?) А несовершенного? (Дети: что сделать?)

Это будет одно из главных отличий дейст. причастий пр. в. от дейст. причастий. н.в.!

Обратите теперь внимание, на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом - вш- ?(Дети: на гласную) А перед суффиксом –ш-?(Дети: на согласную)

Молодцы!

Давайте рассмотрим примеры, представленные в таблице. (Записываю на доске примеры из таблички.)

(Слайд 5). Запишите в тетради.

Если основа слова оканчивается на гласную, то пишется суффикс вш

Если основа слова оканчивается на согласную, то пишется суффикс ш.

Обратите внимание! Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

 Давайте рассмотрим примеры.

зависеть – (зависевший).
затеять – (затеявший).
услышать –(услышавший).

заклеить – (заклеивший).

5. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

6.Закрепление

Давайте выполним упражнение 111 (выборочно)

7.Итоги урока.Рефлексия

Итак, давайте закрепим ваши знания, полученные на уроке.

-При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (Дети :при помощи суффиксов -вш-и –ш-. Суффикс – вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс – ш- к основам, которые оканчиваются на согласную.)

- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени? (Нет)

Что для вас было легко? (Дети: прочитать таблицу)

8.Домашнее задание

Параграф 19, упр.112 для всех.

Для тех, кто хочет получить ещё дополнительную оценку, выполните упр.113, первые 2 предложения

Оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 7 класс Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....

ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.

ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени».

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Действительные причастия прошедшего времени»....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Страдательные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта урока в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"...