Конспект урока русского языка "Обособленные определения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Создание условий для формирования знаний об обособленных определениях и способах обособления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Способы обособления определения» 8 класс
Цели педагогической деятельности:
- Создать условия для формирования знаний об обособленных определениях и способах обособления.
- Создать условия для формирования навыка распознавания и обособления определений.
- Создать условия для формирования коммуникативных и регулятивных УУД.
Ход урока.
- Организационное начало урока.
- Актуализация знаний.
Работа с текстом.
Карточка 1. Прочитайте текст.
1.Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2.Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая и радостная. 3.Это не скрип старого дерева, как думают неопытные городские люди, впервые оказавшиеся в лесу. 4.Это по-весеннему барабанит музыкант-дятел, выбравший рассохшееся дерево. 5.Так дятлы приветствуют весну. 6.Пригретая лучами весеннего солнца, свалилась с верхушки дерева снежная шапка, освободившая ветви от зимних снов.
Выполните задания.
- подчеркните грамматические основы;
- укажите слово, написание которого подчиняется правилу: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»;
- укажите слово, написание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
- укажите слово, написание приставки которого зависит от значения слова;
- укажите предложение с вводной конструкцией;
- укажите предложения с обособленными определениями.
Проверка, оценивание выполнения, анализ ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
- Постановка темы урока и целеполагания.
- Вам знакомо понятие обособленный?
- Поясните, что такое обособленный член предложения
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Назовите случаи обособления в тексте.
- Какой член предложения обособлен?
- Как бы вы поставили тему и цели урока? (Обособление определений).
Слайд 2.
Тема урока: «Обособление определений».
Цели урока: познакомиться с видами обособленного определения, знать условия обособления.
- Оптимизация знаний.
- Тема обособления различных членов предложения вам частично известна. Сегодня мы будем говорить непосредственно об обособлении определений. Зафиксируйте известный материал в таблице знаний, умений, навыков. В случае затруднения воспользуйтесь справочным материалом.
Знаю | Умею | Хочу научиться |
Справочный материал.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? Который? Которая? Которое? Которые?
Определения служат для пояснения существительного или слова другой части речи в значении существительного.
Слово, к которому относится определение, называется определяемым словом.
Определения бывают согласованные и несогласованные
Согласованными называются определения, которые соотносятся с определяемым словом в роде, числе и падеже. СО могут быть выражены прилагательными, полными формами причастия, местоимениями, числительными. СО располагаются обычно перед определяемым словом.
Несогласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания.
НО всегда располагаются после определяемого слова.
Обособленные определения могут быть выражены причастиями, прилагательными и существительными.
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?
Причастный оборот - это причастие с зависимым словом.
Морфемным признаком причастий является суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, - вш, -ш, -нн, -т, - ем, -им, - енн.
Причастный оборот в предложении является согласованным распространённым определением, например, Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор.
- Укажите предложения, в которых обособленное определение выражено причастным оборотом. (3, 4, 6)
5. Изучение новой темы. Работа в группах. Метод «пилы».
Карточка 2.
- Изучите справочный материал. Подберите примеры для своего случая. Укажите графически условия обособления.
Затем состав групп меняются. группа 1 изучает пункт; группа 2 – пункт 2 и так далее.
| Обособляются | Примеры |
1. | согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами: |
|
2. | несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: | |
3. | согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени): | |
4. | любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него: | |
5. | несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после): |
|
Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.
Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.
Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).
/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.
/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
Слайд 3
| Обособляются | Примеры |
1. | согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами: | Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца. Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/. |
2. | несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: | Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю. |
3. | согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени): | /Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины). /Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки). |
4. | любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него: | Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты. /Растерянный/, он стоял посреди комнаты. |
5. | несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после): | Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. /В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
|
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
Фронтальный опрос.
-Что такое обособленное определение?
- Чем может выражаться обособленное определение?
- Перечислите условия постановки знаков препинания.
- Закрепление изученного. Работа в группе.
Карточка 3. Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.
1.Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
2.Изумлённый, прохожий о чём-то спросил.
3.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
4.За синими морями забытый, он угасал один.
5.На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Слайд 4.
- Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
- Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)
- Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
- За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)
- На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)
Карточка 4. Задание: Выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;
- Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
- Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
- Взволнованные встречей, засыпали они.
- Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
- В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
- И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Слайд 5
2 4 6
Выпишите номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
- Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
- Науки, чуждые музыки постыли мне.
- Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
- Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
- Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
- Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Слайд 6
1 3 6
- Самостоятельная работа.
Карточка 5.
Выполнение тестовых заданий
1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.
2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.
(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога.
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх...
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Слайд 7
1.4 2.2 3.6 4.2 5.3
- Подведение итогов. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Я достиг поставленные цели, потому что…
- Я не все цели достиг, потому что…
- Домашнее задание.
По выбору
- Подобрать из произведений примеры в соответствии с таблицей.
- упр.139.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).
Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилага...
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений"
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений" в 8 классе с презентацией к уроку и самоанализом урока....
Конспект урока в 8 классе по русскому языку "Обособленные определения"
На уроке рассматриваются случаи обособления определений...
План-конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Урок русского языка по теме «Обособленные определения и приложения»(урок обобщающего повторения)план-конспект урока русского языка (8класс)...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения"....