План-конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка по теме «Обособленные определения и приложения»
(урок обобщающего повторения)
план-конспект урока русского языка (8класс)
Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:
Знать
- Все случаи обособления определений и приложений.
Уметь
- Грамотно формулировать правила, опираясь на примеры. Определять нужный элемент правила, для того чтобы быстро применять его на практике. Использовать данные конструкции в устной и письменной речи.
Развивать
- Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.
Воспитывать
- Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;
уважение к мнению и знаниям своих товарищей;
умение слушать;
культуру речи и общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_plan-konspekt_uroka.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса
Хомушку Алефтина Кан-ооловна,
учитель русского языка и литературы
муниципального центра дистанционного
обучения при МБОУ СОШ №4 г.Кызыла.
Цели:
- обобщить знания об обособленных определениях и приложениях;
- отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений;
- развивать умения самостоятельно составлять предложения с обособленными и необособленными определениями и приложениями.
- воспитание культуры речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Как меня слышишь? (Меня хорошо слышно?) Как настроение? Чем примечателен сегодняшний день? (Сегодня первый день весны). Чувствуется приближение весны? Зайди в i-класс и открой тему №42.
1) Прослушивание аудиофайла.
- Пока идет загрузка, я включаю аудиофайл. Послушай. Что ты слышишь? Что это было? Голоса птиц с чем может быть связаны? (Голоса птиц связано с весной. С наступлением весны прилетают перелётные птицы). Одним из первых, ранней весной, прилетают грачи. А также с голосом птиц связано одно задание, с которым мы познакомимся чуть позже.
- Сообщение темы и цели урока. Целью нашего урока является повторение и обобщение знания об обособленных определениях и приложениях. (Сегодня мы повторим и обобщим знания об обособленных определениях и приложениях). В конце урока оценим достижение этой цели.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Итак, что же такое «обособление»?
Обособление – от глагола «обособить» - выделить.
Зачем выделить? – подчеркнуть что-то важное.
Как выделить? – интонацией и запятыми.
Следовательно, обособление – это выделение интонацией и на письме с помощью знаков препинания.
2) Повторим сведения об определениях и приложениях выполнив Лекцию «Анализируем примеры». (Ответы: 4, 3, 5, 4, 1)
ИТОГ: - Подумай, почему в данных примерах нет обособленных членов.
- Какими двумя качествами характеризуется определение? Какие бывают определения? (любое определение характеризуется двумя качествами: согласованные и несогласованные, распространенные и нераспространенные)
- Как называется определение, согласованное с определяемым словом, но выраженное существительным? (приложение)
- Может ли быть приложение распространенным?
Слово учителя.
- Мы уже знаем, что есть такие второстепенные члены предложения, которые выделяются интонацией и запятыми (?). Это причастные обороты, стоящие после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты. Но обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения.
- Наш урок мы начнем со знакомства с репродукцией картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». (Один из основоположников русской пейзажной живописи. Мастер лирического пейзажа. Учитель знаменитых художников Исаака Левитана.
- О ком это высказывание?
II - Во втором абзаце найдите предложение, в котором дается описание картины. Талый серый снег, суетливые грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, какое и бывает только ранней весною, мутная талая вода с отражением небес и деревьев, мокрые избы и старая колокольня на фоне далеких лугов и перелесков, - все это слилось в удивительно проникновенном и лирическом образе...
- Что вы можете сказать о данном предложении? (Художник показывает нам приближение весны). Дайте характеристику этому предложению.
3. Задание. Грачи прилетели
1. Рассмотри репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» (1871). Эта картина — поэтический рассказ о весне, о весеннем небе, о начинающем таять снеге. Это полотно — гимн родной русской природе, тронутой дыханием весны. 2. Опиши, что ты видишь на картине. Для этого образуй от данных ниже словосочетаний причастные обороты и употреби их в качестве обособленных и необособленных. Напиши сочинение по картине. Запись голоса грача | ||||||||||||||||||||||
Грачи (прилететь с юга, деловито вить гнёзда, провозглашать радостным гомоном о приходе долгожданной весны, с криком опуститься на ветви берёз). Снег (слегка побуреть, покрываться тонкой ледяной корочкой, давно потемнеть, таять под лучами неяркого весеннего солнца). Воздух (звенеть от грачиного гомона, пахнуть весной). Берёзки (заждаться тепла, покривиться от времени). Церквушка (виднеться между искривлёнными стволами берёз). Забор (обласкать тёплым светом, освещать весенним солнцем, отбросить холодные синие тени на посеревший снег). Лес (узкой полоской синеть на горизонте, едва виднеться вдали). Облака (нежно голубеть, пропитать нежным весенним воздухом). Пруд (освободиться ото льда). Картину "Грачи прилетели" написал А.К. Саврасов (художник-пейзажист). Мне хотелось бы её описать. Роль обособленных членов: (автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной яркой, эмоциональной). 4. Лекция. Анализируем примеры Определения и приложения обособляются (то есть на письме выделяются запятыми) в следующем случае:
Проанализируй приведённые ниже примеры. Подумай, какой из примеров не может иллюстрировать данное правило. Укажи номер этого примера. 1. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступали в ворота крепости (А.Пушкин.) 2. Сибиряк, я рос в лесном краю, где текут Иртыш, и Обь, и Лена. (В.Шукшин.) 3. А мы, сытые, довольные, пели песни вместе с девчатами. (В.Астафьев.) 4. С косогора он видел окрестность, молчаливо утонувшую в сумраке. (И.Бунин.) Ответ: 4
Проанализируй приведённые ниже примеры. Подумай, какой из примеров не может иллюстрировать данное правило. Укажи номер этого примера. 1. Тучи, еле различимые в темноте, низко ползут над седловиной. (Г.Федосеев.) 2. За весной, красой природы, лето знойное пройдёт. (А.Пушкин.) 3. Я шёл пешком и поминутно останавливался, поражаясь мрачной прелестью природы. (А.Пушкин.) 4. К чаю, единственному нашему блюду в это утро, полагалась горсть сухарей на троих. (Г.Федосеев.) 5. Город задыхался от запаха белой акации, неслыханно буйно цветущей. (В.Катаев.) 6. Солнце, великолепное, яркое, поднималось над морем. (М.Горький.) Ответ: 3
Проанализируй приведённые ниже примеры. Подумай, какой из примеров не может иллюстрировать данное правило. Укажи номер этого примера. 1. Прогретые солнцем, тронулись в лагунах медлительные черепахи. (И.Соколов-Микитов.) 2. Увлечённая рассказом, Лиза не заметила, какой бледностью покрылось лицо Тумановой. (Н.Островский.) 3. Георгий Седов, сын простого рыбака, с большим трудом добился возможности учиться. 4. Полный ощущения неопределённой опасности, Алексей оглядел лесосеку. (Б.Полевой.) 5. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма. (К.Паустовский.) Ответ: 5
Проанализируй приведённые ниже примеры. Подумай, какой из примеров не может иллюстрировать данное правило. Укажи номер этого примера. 1. Дубов часто встречал девушку Настю, дочь одного из писателей, школьницу девятого класса. (К.Паустовский.) 2. Чичиков познакомился с помещиком Ноздрёвым, человеком лет тридцати, разбитным малым. (Н.Гоголь.) 3. Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать. (И.Дмитриев.) 4. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи. (А.Пушкин.) 5. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.Пушкин.) Ответ: 4
Проанализируй приведённые ниже примеры. Подумай, какой из примеров не может иллюстрировать данное правило. Укажи номер этого примера. 1. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А.Пушкин.) 2. Я считаю долгом, как старший товарищ, предостеречь Вас. (А.Куприн.) 3. Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. 4. Пьер, как законный сын, получил всё. (Л.Толстой.) Ответ: 1
5. Тест «Улови разницу»
Вопрос 1
2) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому. (А.Гончаров.) 3) Пьер, как законный сын, получит всё. (Л.Толстой.) 4) Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было... (А.Чехов.) 5) Как поэт нового времени Бютюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. (В.Белинский.) 7) Как живописец Маяковский уважал и любил Серова. (В.Шкловский.) 8) Как лицо служебное, милицейское, Сошкин привык знакомиться с разным народом. (В.Астафьев.) 9) Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке. (А.Чехов.) - Какие члены предложения могут быть обособленными? (Обособляться могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение) | ||||||||||||||||||||||
- Какие члены предложения могут быть обособленными?
(Обособляться могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение)
-роль обособленных членов в предложении.
( обособленные члены предложения делают нашу речь образной яркой, эмоциональной).
Структура повторительно-обобщающего урока:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
Зачет по русскому языку . Тема " «Обособление определений и приложений». 8 класс
Цель : контроль ЗУН , полученных в ходе изучения темы "Обособление определений и приложений", подготовка к ОГЭ....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
презентация урока русского языка в 8 классе "Обособление приложений"
Презентация содержит 18 слайдов. При создании презентации использовался краеведческий материал. Содержит задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку, упражнения для повторения правописания приложени...