Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.Содержит вопросы теста в формате ЕГЭ 15-19, благодаря которым учащиеся могут проверить свои знания по пунктуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема открытого урока русского языка в 11КЛАССЕ: «Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными». 9.12.2015
Цель:
Образовательная: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений»; изучение темы
«Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными», формирование умений правильного конструирования предложений с такими оборотами, умений правильной постановки пунктуационных знаков, подготовка к ЕГЭ по данной теме.
Развивающая: развитие логического мышления; формирование интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, обобщать).
Воспитательная: дальнейшее воспитание культуры речи, умения корректно высказать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая и индивидуальная работа.
Методы: объяснение материала, изученного в основной школе, работа с тестами.
Оборудование: проектор, доска, карта успеха ученика, карточки с творческими домашними заданиями.
Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике.( Орфографическая пятиминутка).
- А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (Обособленным определением)
2. Постановка цели и задач. Мотивация.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)
(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
3. Актуализация знаний
В 8 классе мы уже изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить. Также вам было задано на дом – выполнить упр.418(на экране)
Давайте посмотрим, как вы справились с домашним упражнением. Каждый из вас должен прочитать своё предложение, назвать условия обособления или не обособления определений (учащиеся читают по тетради или с проекции на доске:
418. Спишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их (до или после определяемого слова) выберите сами.
1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки(чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 6) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).
4.Изучение нового материала(объяснение учителя)
На слайде:
1) Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: а) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.) Или: Доносившийся снизу шум моря говорил о покое ;
б) Пугачёв, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу. (П.)
Или: Верный своему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но не правильно: «Верный Пугачёв своему обещанию приближался к Оренбургу»).
2.Распространённые или одиночное определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): а)Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать; б) Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
3.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: А)Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.
Вывод: между словами, входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.
5.Первичное закрепление изученного
А) Работа по учебнику. Выполнение упр. 419. (текст спроецирован на доску, ученики записывают в тетради).Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Спишите, внеся необходимые исправления.
1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.
Правильные ответы: 1) В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц. 2) Созданный молодым автором роман вызвал оживлённые споры. 3) Жителям села, пострадавшего от наводнения, была оказана своевременная помощь. 4) Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны брёвна, плывущие по воде.
6. Подготовка к EГЭ. Выполнение тестовых заданий
за 5правильных ответов – «5»
За 4правильных ответа – «4»
За 3 правильных ответа – «3»
Менее 3баллов –«2». Будьте внимательны, желаю успехов.
1слайд
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую
1) Мерилом интеллигентности являются не только убеждения и мораль но и поступки.
2)Во время полёта чувство буйного и трепетного восторга охватило мою душу каким-то холодным и сладостным пламенем.
3) Невозможно не залюбоваться отражением солнца в мириадах капель утренней росы и блестящими нитями дождя в солнечный день.
4)Вокруг нас льдины сталкивались и становились вертикально лезли друг на друга и ломались с громким треском.
2слайд
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сверкающие на солнце(1)капли слепого дождя(2)сыплющегося с неба(3)похожи на драгоценные камни(4)переливающиеся всеми своими гранями.
3слайд
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Одной из самых интересных игрушек(1)по мнению многих ребят(2)является магнит, с которым каждый(3) может(4)проводить различные опыты.
4слайд
18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Глубокая извилистая речка (1)из тёмных вод(2)которой(3)наиболее удачливые рыболовы вытягивали не один десяток крупных лещей(4)протекала сразу за селом.
5Слайд
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Хозяйка уже много раз выглядывала в окно(1)чтобы скорее увидеть долгожданных гостей(2) и (3)когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля(4)она выбежала на крыльцо.
Ответы: 15-14, 16-234,17-12,18-14, 19-1234.
7.Подведение работы над тестом. (Учитель, быстро опрашивает ребят с места, заносит их итоговый балл в сводную карту успешности класса. Комментирует оценки за урок). Подведение итога урока.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чему ещё вы научились на уроке?
8. Домашнее задание: параграф 77, упр.420, задание(на карточках)Перед вами примеры предложений, в которых ученики допустили ошибки. Перед каждым предложением дано пояснение - указан тип ошибки. Прочитайте, исправьте ошибки, напишите предложения правильно.
1.Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом.
Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
2.Ошибка в употреблении времени причастия.
Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане.
3.Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует.
Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
4.Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
5.Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже.
Ты ангел, сошедшие с небес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой
Данный конспект разработан к уроку русского языка в 3 классе "УМК Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой. Тема урока: "Сочинение по серии картинок". Работа проводится по упражнению 138 на странице 64...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Урок русского языка 8 класс (II вид) “Деепричастный оборот”.
Урок для коррекционной школы II вида...
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...