Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе | 62.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Обособленные члены предложения.
Обособленные определения».
Цель: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.
Задачи урока:
- Образовательные:
- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;
- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.
- Развивающие:
-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.
- Воспитательные:
-создать условия для усвоения для усвоения духовно-нравственных категорий: любовь к родной природе;
- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные:
-умение работать в парах;
- умение анализировать и отбирать информацию;
- осознавать роль обособленных определений в устной и письменной речи;
Метапредметные:
-Умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- повышение грамотности и культуры речи
Предметные:
-интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;
-различать основные признаки обособленных членов предложения;
-распознавание обособленных определений в тексте;
- определение условий обособления определений ;
- построение речевых высказываний с употреблением обособленных определений и приложений в разных условиях.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Изучение нового материала.
День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. С неба спускались солнечные потоки, одаривая землю недолгим теплом. Лес спал крепким сном и видел красочные сны о весне. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге. Едва сдерживая эмоции, стараясь сохранить в памяти пейзаж, я принялся за работу.
-Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы рассмотрим. Как звучит тема нашего урока?
План урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.ОНУ | П Здравствуйте, ребята, садитесь. Закройте глаза, представьте что-нибудь хорошее. Улыбнитесь. Откройте глаза . Давайте с таким настроением проведём весь урок. Я уверена, что оно поможет вам . Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
II. Мотивация к учебной деятельности, к желанию изучать русский язык | Проверка д.з. - как справились с домашним заданием, были трудности? Хорошо Прежде чем записать тему урока, внимательно посмотрите на доску | Установка на интерпретацию темы урока, установка на образовательную деятельность |
III. Актуализа-ция знаний. Лингвистическая разминка на интерактив-ной доске Целепола-гание | - Вы видите предложение: Коля, прочитай его вслух На окне, серебряном от инея, Всходит солнце, бодрое от холода, -Что же выделено в стихотворении? - как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какой будет тема нашего урока? -какие цели и задачи на урок мы себе поставим? -запишите тему урока в тетрадь «Обособление определений» (Актуализация проблемы) На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будут обособленные определения, выраженные причастиями и причастными оборотами и другими частями речи. Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в определения, понаблюдать за их «жизнью» в предложении , в тексте, а также определить, какие способы обособления определений существуют. Все исследования будем записывать в кластер, центром которого будет являться наша тема «Обособление определений» Еще раз посмотрите на предложение на доске и скажите, в каком случае обособлено определение, выраженное причастным оборотом? Первое, что мы запишем в кластер – это [ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ] | Ответы обучающихся: 1) разобрать все случаи обособления согласованных определений; 2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях; 3) закрепить полученные знания на практике. |
IV. Открытие нового знания Постановка проблемного вопроса | Вы работаете тремя группами, используя материалы, которые я вам сейчас раздам. Ваша задача, сформулировать три случая, при которых обособляются определения, используя примеры. Вы можете пользоваться табличкой. 1 группа Катя, Коля П.)– Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. 2 группа (Коля Т., Миша)– Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. 3 группа (Денис)- Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули. Х [|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ЛИЧНОЕ МЕСТ.] х [ЛИЧНОЕ МЕСТ., |ПРИЛ.|] x [ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ] х [ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ] х [ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, | Лидеры каждой групп объясняют постановку знаков препинания в предложениях, делают вывод, составляют кластер. 1 группа изучает случаи обособления одиночных определений; 2 группа изучает случаи обособления определений, зависящих от личного местоимения. 3группа изучает случаи обособления определений с добавочным значением. Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием. Анализируют первое предложение и демонстрируют его схему: x [ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ] х [ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ] х [ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, Чертят в тетради схему первого случая обособления. Один обучающийся формулирует правило: определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если оно стоит после определяемого слова-существительного. х [ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ] Чертят схему в тетрадях и формулируют правило: несколько согласованных нераспространённых определений обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного существительным. Х [|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ЛИЧНОЕ МЕСТ.] х [ЛИЧНОЕ МЕСТ., |ПРИЛ.|] Правило: любое определение (одиночное или распространённое) обособляется, если относится к определяемому слово, выраженному личным местоимением, независимо от его месторасположения по отношению к определению. х [ |ПРИЧ.ОБ.| , СУЩ. ] (почему? или Несмотря на что?) Правило: согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки. х [|ПРИЧ.ОБ.|, …....СУЩ.] Правило: определения, отделённые от определяемого слова другими членами предложения, обособляются. |
V.Постановка проблемного вопроса | -Найдите в тексте обособленные определения и определите способы обособления. 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге. | |
VII. Физкульт-минутка | Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала. В.А.Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Сделаем небольшую гимнастику для глаз. | Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев, разминку для глаз. |
. VIII. Пер-вичное закрепление изученного материала Работа с правилом в учебнике | -Прочитайте правило в учебнике на странице …. Сравните его с нашим. - Все ли условия, перечисленные в правиле, были названы вами? Учитель на интерактивной доске демонстрирует задание для распознавания обособленных согласованных определений и объясняет, что обучающимся необходимо расставить знаки препинания в предложениях и найти среди них лишнее.
. Предлагает всему классу демонстрировать цветные карточки-схемы всех случаев обособления определений, включая в работу таким образом всех учеников. | Сравнивают новое знание, открытое в процессе совместной работы, с правилом в учебнике. |
Работа с учебником с. упр. (и у доски) | ||
Закрепление новой темы. | Учитель на интерактивной доске демонстрирует задание для распознавания постановки знаков препинания Самостоятельно День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге. - Для каких стилей речи характерны обособленные определения? Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения, попробуйте использовать выразительные средства:
| Обучающиеся устно по очереди объясняют постановку знаков препинания в предложениях и демонстрируют с помощью цветных карточек-схем каждый случай обособления согласованных определений. Обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией в третьем предложении и делают вывод о том, что в нём нет обособленного определения, а есть обособленное обстоятельство. Обучающиеся по очереди читают предложения из текста для индивидуальной работы, проговаривая все знаки препинания и объясняя их постановку. Схемы случаев обособления определений показывают все обучающиеся с помощью цветных карточек. |
… | Обучающиеся предлагают свой вариант предложения. Один ученик выходит к доске и делает пунктуационный разбор переделанного предложения, характеризуя его и рисуя его схему.Остальные обучающиеся работают в тетрадях. | |
IX. Проверка целеполага-ния | - Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособленные согласованные определения». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске. - Сумели ли мы добиться того, что планировали? | Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в начале урока, и анализируют проделанную ими работу, сопоставляя её с тем, чему планировали научиться. |
X. Текущий контроль | VII. Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения, попробуйте использовать выразительные средства:
ОГЭ 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания? А. Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает холм ещё более скользким.
Б. Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4 В. На закате солнца облака (1)вытянувшиеся длинными полосами(2)летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи. 1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4 ( Объяснительный диктант)
- Для каких стилей речи характерны обособленные определения? | Обучающиеся работают в тетрадях — отвечают на воппросы |
X. Подведение итогов урока | --Вернемся к началу урока. Вспомним цели, задачи урока. Сделайте вывод. Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? - Чему научились? - Всё ли было понятно? - Какая работа вызвала у вас затруднения? -заполните свои листочки, поставьте + или – в таблице, знаю, могу, не понял - Оцените свою работу. Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки. - На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами. – Особую смысловую емкость и выразительность придают тексту обособленные причастные обороты. А.М. Пешковский говорил, что они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения». Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность. – Обособляются определения после определяемого слова, состоящие из двух нераспространенных однородных прилагательных или причастий. – С помощью обособленных определений вносятся дополнительные сведения в предложения. Обособленные определения придают речи особую выразительность, с особой экспрессией выделяют важные детали. – Обособленные определения характерны для всех стилей, кроме разговорного. Обособленные определения в научной и деловой речи – прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи. | Ученики анализируют материал, с которым они познакомились на уроке, делают выводы о том, насколько успешно они усвоили случаи обособления согласованных определений и т.д. |
XI. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке. - В каком случае обособляются определения? – Что нового вы сегодня узнали? Что удалось / не удалось на уроке? - Для каких стилей речи характерны обособленные определения? | В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с информацией о том, чего достигли на уроке. |
Приложения
Таблица «Обособленные члены» (создают ученики!)
Вид обособления | Примеры |
Деепричастный оборот (обстоятельство) | Заполонив собой полгоризонта, кипящей сталью вылился восход. |
Причастный оборот (определение) | Пусть сердце, жизнью утомлённое, забьётся… |
Определение, выраженное прилагательным с относящимися к нему словами | Облака,подобные дыму, быстро неслись со стороны моря. |
Определение, выраженное прилагательным или причастным оборотом, относящимся к личному местоимению | А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой… |
Уточняющие члены предложения | У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки. |
Конструкции с предлогами | В новом городе нет названий улиц, кроме двух главных, одни кварталы. |
Одиночными прилагательными, связанные или не связанные союзами | А лес, молчаливый и тёмный, тянулся на много вёрст вокруг. |
Приложения | Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы |
Цифровой диктант (распечатки для учеников)
Используя материалы учебника, повтори изученный материал. Ответь на вопросы своему соседу по парте, а также выслушай его или ее. Для опроса вы можете воспользоваться предложенными ниже вопросами.
Как называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно?
-Какие обособленные члены предложения вы знаете?
-Назовите случаи, когда обособляются определения. Приведите примеры.
- Как отличить согласованные определения от несогласованных?
-Когда определения не обособляются?
-Продолжите высказывание:
Определение обособляется, если определяемое слово стоит
Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение, то
Если определяемое слово выражено личным местоимением, то определение
Ты можешь использовать при опросе свои вопросы.
С каждым днем ясней и выше становилось февральское небо и солнце все пристальней и дольше ра..глядывало тайгу, словно прим..ряясь, откуда принят?ся за дело. После буйных в..тров и метелей деревья стояли пасмурные и голые, с ветвями покрытыми коркой льда. В самый тихий безоблачный (пол)день до каждого дерева д..тронулось с доброй улыбкой солнце и оттаяли ра..прямились ветви обрадованно пот..нулись навстречу его лучам. По всем солнцепекам запахло смолистой горечью ви(н, нн)ым духом багульника и по..талым снежком.
КАРТОЧКА №1 |
Используя материалы учебника, повтори изученный материал. Ответь на вопросы своему соседу по парте, а также выслушай его или ее. Для опроса вы можете воспользоваться предложенными ниже вопросами. Как называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно? -Какие обособленные члены предложения вы знаете? -Назовите случаи, когда обособляются определения. Приведите примеры. - Как отличить согласованные определения от несогласованных? -Когда определения не обособляются? -Продолжите высказывание: Определение обособляется, если определяемое слово стоит… Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение, то… Если определяемое слово выражено личным местоимением, то определение … Ты можешь использовать при опросе свои вопросы. |
Приложение 2
КАРТОЧКА №2 |
Упражнение 1. 1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. 2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! 3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей (11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. Упражнение 2. Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения. 1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. |
Прочитайте примеры: (примеры «записаны» на интерактивной доске)
Назовите, из каких произведений эти примеры?
- Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
- Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
- Я опустил циновку, закутался в шубу, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
- Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
- В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
- Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
- Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
- Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
- Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
- У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
- Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
- Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.
∙ Что общего в этих примерах?
∙ Найдем определения. Чем они выражены?
∙ Чем выражены определяемые слова?
∙ Нарисуем схемы. ( Выводятся на доску)
Вопросы для первой группы.
- К какому типу речи относится данный фрагмент?
- Что описывает автор?
- В каком стиле написан текст?
Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста.
( «Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, глушивший внизу кусты бузины; бежавшая узкая дорожка)
Карточка № 2.
Вопросы для второй группы.
- Представлены ли в тексте обособленные определения , выраженные причастными оборотами?
- Какой ритм они создают?
- Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. к какому выводу вы пришли?
- * Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.
( « В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и др.
Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии
Приложение 3.
КАРТОЧКА №3 |
Вариант 1
1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами). 5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые). 6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).
Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе книга уже прочитана. 1. С самолета был виден город, окутанный cepым дымом. 2. Быстрый рост населения городов, наблюдающийся в последние годы, требует расширить жилищное строительство. 3.Артисты, приехавшие к нам на гастроли, выступили с интересной программой. Вариант 2
1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ. 2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова. 3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. 4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.
1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. 3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий. 4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. |
Задания для 1 группы
- Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей. (А. Чехов)
- Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Твардовский)
- Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. (М. Лермонтов)
(Определения и приложение распространенные и стоят после определяемого слова).
Задания для 2 группы
- Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А. Герцен).
- В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов).
- Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (А. Твардовский).
(Обстоятельственное значение причастного оборота)
Задания для 3 группы
- Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам… (И. Крылов)
- А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов)
- Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить. (М. Шолохов)
(Определение и приложение относится к личному местоимению)
Задания для 4 группы
- Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А. Чехов)
- Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окно. (А. Чехов)
- Молодому человеку, влюбленному, счастливому, невозможно не проболтаться (И. Тургенев)
(Два или несколько нераспространенных определений стоят после определяемого слова)
Задание для 5 группы
- Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)
- Назаров, этот энергичный, кипучий генерал, сидел, опершись на руку, закрыв ладонью лоб. (М. Шолохов)
- Чемодан внесли Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке. (Н. Гоголь)
Слайд 6.
- О подвигах Ильи Муромца, любимого народного богатыря, сохранилось много легенд.
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
- Уставший от волнения, я крепко уснул.
- Октябрьский дождь, яростный и резкий, нам залепил глаза.
Приложение 1.
КАРТОЧКА №1 |
Упражнение 1. 1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. 2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! 3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей (11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. Упражнение 2. Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения. 1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. |
Приложение 2.
КАРТОЧКА №2 |
Вариант 1
1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами). 5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые). 6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).
Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе книга уже прочитана. |
Приложение 2.
КАРТОЧКА №2 |
Вариант 2
1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ. 2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова. 3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. 4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.
1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. 3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий. 4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. |
Приложение 2.
КАРТОЧКА №2 |
Вариант 1
1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами). 5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые). 6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).
Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе книга уже прочитана. |
КАРТОЧКА №2 |
Вариант 2
1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ. 2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова. 3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. 4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.
1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. 3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий. 4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. |
КАРТОЧКА №1 |
Упражнение 1. 1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. 2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! 3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (10) Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей Упражнение 2. Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения. 1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. |
Сравните тексты, определите стиль и сделайте вывод о том, для каких стилей характерно употребление обособленных определений.
1) Жаворонок – певчая птица отряда воробьиных, обитающая преимущественно в полях и лугах. Длина 11-23 см. Песня у многих видов звонкая и мелодичная.
2) – Здорово, дед.
– Будь здоров, мил человек.
– Ты, дед, здешний абориген?
– Кто такой, говоришь?
– Ну… из этой деревни?
– Другой тут, вроде бы, и нету-ка.
3) Кедр! Суровый властелин северных лесов!
На первый взгляд кедры-подростки походили на сосну, но стоило приглядеться внимательнее, как всякое сходство пропадало. У сосенок ветви задорно и радостно тянутся вверх, к солнцу, сосенки всегда кажутся веселыми, жизнерадостными. Приятно пройтись по сосняку: там весело, сухо, почти не умолкают птичьи голоса.
Кедрач встречает пришельца глухим безмолвием, предостерегающим шумом ветра в вершинах. Мрачным полусумраком.
4) 1 марта в 11 часов на центральной городской площади будет объявлено об образовании ХМАО-Югры. Праздничные торжества будут длиться весь день.
Торжественные мероприятия, посвященные юбилею округа, пройдут и в районах округа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...