Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнению задания 1.6. в ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская СОШ»
Конспект урока
русского языка в 11 классе
по теме «Синонимика простых предложений
с обособленными определениями,
выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений
в сложноподчинённых предложениях».
Учитель – Зацепина Галина Николаевна
2015
Цель урока: создать условия для отработки на практике умения перестраивать придаточные определительные предложения в сложноподчинённых предложениях в обособленные определения, выраженные причастными оборотами в простых предложениях. (Слайд 2.)
Задачи урока:
Образовательные: подготовиться к выполнению задания 1.6. «Синтаксическая синонимия» в ЕГЭ.
Развивающие: развивать умение вести исследовательскую работу, учить делать логические выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру труда и общения у учащихся во время работы в парах и в группе.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.
Оборудование урока:
- Мегафон-модем, Интернет.
- Ноутбук, экран
- Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие/ 15» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.- Москва: Интеллект-Центр, 2015.
- Презентация к уроку по теме «Синонимика простых предложений
с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях». - Интернет-Сайт: ege.yandex.ru›Русский язык
Ход урока.
- Организационный момент. (Знакомство с темой урока). (Слайд 1)
Слово учителя: Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить взаимоподдержка, взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!
Формулировка цели урока.
- Как вы думаете, какова основная цель урока?
- Проверка домашнего задания. (Слайд №4)
- Проверка знания теории.
– Как вы понимаете название темы урока?
- Прочитать практическое задание 1.6. в в заданиях для ЕГЭ, основанное на теме урока, к тексту №2 на с.283.
- Какой алгоритм выполнения данного задания мы вывели на прошлом уроке для облегчения процесса выполнения задания?
- Продемонстрируйте ваши мыслительные операции при выполнении 1.6. заданий №2
(Презентация ученицы)
- Практикум по отработке умения выполнять задание 1.6. (Слайд №7)
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Коллективное устное выполнение задания №1, с.53 с применением алгоритма
(Слайд №8)
1. Редки счастливые мгновения, которые позволяют нам снова почувствовать себя детьми.
2. Тут на книжных полках собраны редкие, очень нужные книги, за которыми писатель просиживал часами при тусклом свете оконца в крыше.
3. Клеточные поверхности, которые отделяют клетку от внешней среды, состоят из водонерастворимых соединений.
4. Скупо и медленно пробивался свет сквозь сплошную тучу, которая окутала небо над морем.
- Физкультминутка (под музыку).
2. Исследовательская работа в группах. (Слайд №9) (Под музыку).
(Руководители групп – Юля и Таня)
Выполните задание №2.
1. Найдите в нём предложение, в котором нельзя применить известный алгоритм при замене придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Выведите ещё один пункт алгоритма.
(Задание №2 на следующем слайде).
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. В 1800-е годы Репин со'зда'л ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.
2. Стекло две'ри, которая ведёт на веранду, было мокрым от дождя.
3. На выставке «Союза молодёжи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».
4. Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.
Итог исследовательской работы – (Слайд №11)
новый пункт алгоритма:
Придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, если
5. Если придаточное определительное предложение начинается не со слова «КОТОРЫЙ».
Новый алгоритм выполнения задания 1.6. (Слайд №12)
Придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, если
1. союзное слово КОТОРЫЙ выступает с предлогом;
2. в придаточном предложении сказуемое – глагол в будущем времени;
3. в придаточном предложении сказуемое – глагол в форме условного наклонения (с БЫ);
- в главной части СПП есть указательное местоимение при слове, от которого задаём вопрос к придаточной части
5. Если придаточное определительное предложение начинается не со слова «КОТОРЫЙ».
3. Работа в парах. Дифференцированное задание. (Слайд №13)
Прокомментируйте методику выполнения задания, применив алгоритм.
1 пара – задание №3 с.53-54
2 пара – задание №4 с.54
3 пара – задание №5 с.54
4 пара – оценивает работу 1, 2 и 3 пары, исправляют ошибки
4. Самостоятельная работа (Слайд №14)
- Задание 1.6. №6 и №7 на с.54 в пособии – всем.
- Сильной паре – задание 1.6. в Интернете.
- Рефлексия. (15 слайд)
1. Чему научились сегодня на уроке?
2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
3. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Прокомментируйте её.
- Домашнее задание
1. Задание № 8 – 10 в пособии «ЕГЭ. Русский язык. 14» нас.65.– письменно, не переписывая исходные предложения.
2. Индивидуальное задание Савину С. и Голяковой И.: создать презентацию.
3. Интернет-Сайт: ege.yandex.ru›Русский язык Задание 1.6. – всему классу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....
урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."
Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...