Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какой сегодня день? Зимний Рабочий Радостный Интересный
-А какой частью речи являются слова, которые вы назвали? - Правильно, молодцы. Посмотрите, сколько вы подобрали прилагательных, и с ними наша речь становится красивее, праздничнее, выразительнее. - Для того чтобы начать работу, необходимо записать дату. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Сегодня восемнадцатое января. Пишем: «Классная работа». Не торопимся. Работаем над каллиграфическим почерком. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. по
| Коммуникативные: -владение всеми видами речевой деятельности.
Личностные: - сформированность ответственного отношения к учению. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| - Сейчас мы с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем об имени прилагательном. Составляем кластер. В центр доски - часть речи, которую мы изучаете. - А что вы уже знаете об этой части речи? ( называют вопросы, значение, морф. признаки, разряды) - Какие разряды прилагательных вы уже знаете? Что они обозначают? -Как вы думаете, для чего мы выполнили эту работу? (Чтобы вспомнить изученное об имени прилагательном) - Почему одно звено осталось пустым, незаполненным? Посмотрите на кластер, попытайтесь понять. (Остался неизученным ещё один разряд) А какой это разряд, мы сейчас и будем определять. Результаты нашей работы мы будем записывать в таблицу. Чертим 5 граф. -Что это лежит на парте? (карандаш) - Чей это карандаш? - Никитин. - На какой вопрос отвечает слово «Никитин»? -Чей. Заносим в карты в первый столбик вопрос. - Если учебник Сашин, то он ему принадлежит? (Да.) - значит, это слово обозначает что? - принадлежность. Заносим это слово во вторую колонку. - Такое прилагательное, отвечающее на вопрос чей? чья? чье? и обозначающее принадлежность чего-либо лицу или животному, называется притяжательным. -Кто догадался, как звучит тема урока? Запишите в тетрадь. (Притяжательные прилагательные) -Как бы вы определили цели урока? ЗНАТЬ (хочу узнать): основные признаки притяжательных прилагательных, способ их образования УМЕТЬ (хочу научиться): отличать притяжательные прилагательные от относительных и качественных, правильно употреблять их в речи. | Учащиеся работают в рабочей тетради, зарисовывают кластер.
| Коммуникативное: - продуктивное речевое взаимодействие. Познавательные: - сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа. - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
3. Этап объяснения нового материала (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; учить видеть предмет как часть целого. | При прослушивании лингвистической сказки вы заполняете 3 графу таблицы, обязательно укажите способ словообразования и с помощью какой морфемы образуется притяжательное прилагательное. А заодно и скажите мне, пожалуйста, что такое морфема? Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца ", "платок бабушки ", "хвост лисы". Главные слова пожаловались, что зависимые не согласуются с ними в роде, числе и падаже. – Но ведь мы не прилагательные, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными. Задумался Синтаксис и позвал на помощь Морфологию. – Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли для них нужные суффиксы? Пригласили короля Словообразование. А тот, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний. Присоединили суффикс -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И добавил король окончание -ий к слову и повелел считать его суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных. | Учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют таблицу.
| Регулятивные: - учитывать установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. |
4. Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Поскольку вы у меня только с тренировки, наша физкультминутка будет, как обычно, разминкой для глаз Физкультминутка (гимнастика для глаз) Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!
| Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: - сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. |
5. Включение изученного в систему знаний. Цель: - мотивировать учащихся к деятельности;
- координировать деятельность учащихся;
. выполнения заданий | Мы с вами продолжаем работать с притяжательными прилагательными и вновь обращаемся к таблице для заполнения 4 и 5 графы. Теперь нам предстоит определить признаки и синтаксическую роль притяжательных прилагательных. Работаем в группах. Затем зачитываем вслух. - - Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Определите разряд прилагательных. На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронёсся по зарослям. (К.Паустовский.)
-Просклоняйте 1 вариант: папин совет 2 вариант: птичьи голоса
| Учащиеся группами письменно выполняют упражнение по заданию карты в колонке 4и5. Устно отвечают на вопросы.
| Коммуникативные: -точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.
Познавательные: - строить логическую цепь рассуждений; - перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию. Личностные: -сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками. |
6. Этап закрепления изученного материала. - мин)
| -Замените существительные притяжательными прилагательными, запишите их. Хвост павлина и вороны - …павлиний, вороний Глаза папы, бабушки - … папины, бабушкины Характер отца, деда - …отцов, дедов
| Учащиеся в тетради выполняют упр 348.
| Регулятивные: - сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действий. |
7. Обобщение изученного.Подведение итогов. | Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш кластер. -Что нового вы узнали об имени прилагательном?
Используя таблицу, обобщите сведения об этом разряде. Вопрос | Значение | Способ образования | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
|
|
|
|
|
-Я надеюсь, что эти сведения помогут вам при выполнении д/з. | Учащиеся обобщают изученный на уроке материал и актуализируют раннее изученный. | Регулятивные: - сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действий |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Найдите фразеологические обороты с притяжательными прилагательными (по мифам Древней Греции), используя фразеологический словарь, дайте их объяснение.
или 2. Выпишите, используя географическую карту, 5-6 географических наименований - бывших притяжательных прилагательных. или 3. Упр. 348.
| Учащиеся записывают д/з в дневник. | Познавательные: - осознанно строить сообщения в устной и письменной форм; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
9. Рефлексия. (5 мин.) Цель: - оценить результаты собственной деятельности
- повторить способ нового знания
| Рефлексия - Что нового узнали на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие задания вам показались интересными?
- Какие задания вызвали затруднения?
Выскажите свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. -Вот и подошел к концу наш урок. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда. Удачи всем. Спасибо. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?
| Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |