Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Мовчан Мария Юрьевна

по теме "Притяжательные имена прилагательные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 6 -5  класс

УМК: Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Тема урока: Притяжательные прилагательные. 

Цели урока:

1) Знакомство учащихся с разрядом притяжательных прилагательных, распознавание прилагательных по разрядам.

2) Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с  поиском и  выделением информации

3) Развитие ключевых компетенций учащихся

Результаты:

Предметные: проведение различных видов анализа слова, усвоение основ научных знаний о родном языке.

Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята!  Добрый день!  А какой сегодня день?

Зимний

Рабочий

Радостный

Интересный

-А  какой частью речи являются слова, которые вы назвали?

- Правильно, молодцы. Посмотрите, сколько вы подобрали прилагательных, и с ними наша речь становится красивее, праздничнее, выразительнее.

- Для того чтобы начать работу, необходимо записать дату. Откройте, пожалуйста,  рабочие тетради. Сегодня  восемнадцатое января. Пишем: «Классная работа». Не торопимся. Работаем над каллиграфическим почерком.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

по

 Коммуникативные:

-владение всеми видами речевой деятельности.

Личностные:

- сформированность ответственного  отношения к учению.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

- Сейчас мы с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем об имени прилагательном. Составляем кластер.   В центр  доски - часть речи, которую мы изучаете.

- А что вы уже знаете об этой части речи?

( называют вопросы, значение, морф. признаки,  разряды)

-  Какие разряды прилагательных  вы уже знаете?

 Что они обозначают?

-Как вы думаете, для чего мы выполнили эту работу? (Чтобы вспомнить изученное об имени прилагательном)

- Почему одно звено осталось пустым, незаполненным? Посмотрите на кластер, попытайтесь понять.

(Остался неизученным ещё один разряд) А какой это разряд, мы сейчас и будем определять. Результаты нашей работы мы будем записывать в таблицу. Чертим 5 граф.

-Что это лежит на парте?

(карандаш)

- Чей это карандаш?

- Никитин.

- На какой вопрос  отвечает слово «Никитин»?

-Чей. Заносим в карты  в первый столбик вопрос.

- Если учебник Сашин,  то он ему принадлежит?

(Да.)

- значит, это слово обозначает что?

- принадлежность. Заносим это  слово во вторую колонку.

 - Такое  прилагательное,  отвечающее на вопрос чей? чья? чье? и обозначающее принадлежность  чего-либо лицу или животному, называется притяжательным.

-Кто догадался, как звучит тема  урока?

Запишите в тетрадь.

(Притяжательные прилагательные)

-Как бы вы определили цели урока?

ЗНАТЬ (хочу узнать):  основные признаки притяжательных прилагательных, способ их образования

УМЕТЬ (хочу научиться): отличать притяжательные прилагательные от относительных и качественных, правильно употреблять их в речи.

        

Учащиеся работают в рабочей тетради, зарисовывают кластер.

Коммуникативное:

- продуктивное речевое взаимодействие.

Познавательные:

- сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

3. Этап  объяснения нового материала (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; учить видеть предмет как часть целого.                          

 При прослушивании лингвистической   сказки

 вы заполняете 3 графу таблицы, обязательно укажите способ словообразования и с помощью какой морфемы образуется притяжательное прилагательное. А заодно и скажите мне, пожалуйста, что такое морфема?

Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца ", "платок бабушки ", "хвост лисы".  Главные слова пожаловались, что зависимые не согласуются с ними в роде, числе и падаже.

– Но ведь мы не прилагательные, – вмешалось слово "отец". – Помогите нам, замените нас прилагательными.            Задумался Синтаксис и  позвал  на помощь  Морфологию.

– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли  для них нужные суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.

Присоединили суффикс -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И добавил король окончание  -ий к слову и повелел считать его суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют таблицу.

Регулятивные:

- учитывать установленные  правила в планировании способа решения.

Познавательные:

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

4. Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Поскольку вы у меня только с тренировки, наша физкультминутка будет, как обычно, разминкой для глаз

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Раз –налево, два – направо, 
Три –наверх, четыре - вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцу глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного 
Точки возле своих глаз. 
Сил дадим им много-много, 
Чтоб усилить в тыщу раз! 

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные:

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

5. Включение изученного в систему знаний.

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

.                          

  • контролировать

выполнения заданий

Мы  с вами продолжаем работать с притяжательными прилагательными и вновь обращаемся к таблице для заполнения 4  и 5 графы. Теперь нам предстоит определить признаки и синтаксическую  роль притяжательных прилагательных. Работаем в группах. Затем зачитываем вслух.

  • - Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Определите разряд прилагательных. На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронёсся по зарослям.  (К.Паустовский.)

-Просклоняйте

1 вариант:     папин совет

2 вариант:     птичьи голоса

Учащиеся   группами письменно выполняют упражнение по заданию карты в колонке 4и5.  Устно отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

-точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений;

- перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию.

 Личностные:

-сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

6. Этап закрепления изученного материала.

  1. мин)

-Замените существительные
притяжательными прилагательными,
запишите их.
 

Хвост павлина и вороны - …павлиний, вороний

 Глаза папы, бабушки  - … папины, бабушкины

 Характер отца, деда - …отцов, дедов

Учащиеся в тетради выполняют  упр 348.

Регулятивные:

- сформированность умения самостоятельно   вносить необходимые коррективы в исполнение действий.

7. Обобщение изученного.Подведение итогов.

Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш кластер.

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

Используя таблицу,  обобщите сведения об этом разряде.

Вопрос

Значение

Способ образования

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

-Я надеюсь, что эти сведения помогут вам при выполнении д/з.

Учащиеся обобщают изученный на уроке материал и актуализируют раннее изученный.

Регулятивные:

- сформированность умения самостоятельно   вносить необходимые коррективы в исполнение действий

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

  • Одно задание на выбор:
  1. Найдите фразеологические обороты с притяжательными прилагательными (по мифам Древней Греции), используя   фразеологический словарь, дайте их объяснение.

                                или

2.  Выпишите, используя географическую  карту,  5-6 географических наименований - бывших притяжательных прилагательных.

                                или

3. Упр. 348.

Учащиеся записывают д/з в дневник.

Познавательные:

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форм;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

9. Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • Какие задания вам показались интересными?
  • Какие задания вызвали затруднения?

 Выскажите  свое  впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был  урок?» Используйте только прилагательные.

-Вот и подошел  к концу наш урок. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда. Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...