Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Класс: 6
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросценцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2015. — 191 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_slozhnye_slova.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Класс: 6
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросценцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2015. — 191 с.
Учитель: Митина Анастасия Павловна
Тема: «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»
Место урока в системе уроков данного раздела: один из последних уроков в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи», первый урок по данной теме
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цели:
Содержательная: создать условия для актуализации и углубления знаний обучающихся о сложных словах; познакомить учащихся с правилом написания соединительных гласных О и Е в сложных словах; дать понятие о сложных словах, в составе которых нет соединительных гласных.
Деятельностная: создать условия для формирования умения орфографически правильно писать сложные слова, состоящие из нескольких корней/слов; формировать умение обосновывать выделение корней в слове, объяснять способ словообразования. Закреплять навык использовать ранее полученные теоретические знания при выполнении практических заданий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
1) будут знать способы образования сложных слов в русском языке; условия написания соединительных гласных О и Е.
2) смогут построить ход рассуждения, чтобы определить корни слов в сложных словах и соединительную гласную; сумеют графически обозначить ее при выполнении морфемного разбора.
3) пополнят практический опыт в употреблении сложных слов в речи.
Метапредметные:
Познавательные:
1) сумеют самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель, выбрать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
2) сумеют обобщить и систематизировать информацию, умеют структурировать знания, умеют работать с текстовой информацией, владеют навыками анализа текста;
3) сумеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, делать выводы;
4) смогут осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
1) сумеют выявлять объективную учебную информацию, необходимую для освоения; соотносить выявленную учебную информацию с собственными знаниями и умениями;
2) сумеют планировать свою деятельность; принимать и сохранять учебную цель и задачу;
3) смогут осуществить контроль, коррекцию своей деятельности, адекватно оценить процесс и результат.
Коммуникативные:
1) смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
2) смогут активно сотрудничать с педагогом и сверстниками, работать в парах.
Личностные:
1) положительно настроены на обучение;
2) видят связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
3) имеют адекватную позитивную самооценку.
Формы работы: фронтальная, парная.
Основные термины и понятия: сложные слова, соединительные гласные, корни слова, сложение основ, сложение слов.
Оборудование: учебник русского языка, рабочая тетрадь, раздаточный материал (листы с упражнениями), презентация.
Ход урока
Этап урока | Методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результаты |
1. Организационный этап | Создаёт рабочую обстановку. | Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Умение настроиться на работу. | |
2. Мотивационный этап + Этап актуализации знаний по предложенной теме | Опрос. Беседа. | Фронтальная проверка домашнего задания. Актуализирует знания по теме. Дает задание учащимся: Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному. Выделить корни. 1) Человек, любящий жизнь, испытывающий радость от жизни (жизнерадостный). 2) Человек, который любит труд (трудолюбивый). 3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные). 4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная). 5) Река, по которой ходят суда (судоходная). 6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная). Создает условия для формулирования темы урока и учебной цели. Задает вопросы: — Что общего у этих слов? Как такие слова называются? — Какова тема урока? | Сверяют домашнее задание. Письменно выполняют задание. Один учащийся работает у доски, остальные – в рабочей тетради. Устно отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. | Умение рассуждать, строить причинно-следственные связи, делать выводы. Умение грамотно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Умение самостоятельно определять учебную цель, планировать свою деятельность. |
3. Осуществление первого пробного действия + Выявление затруднения | Прием «Слово учителя». Проблемная ситуация. Подводящий диалог. | Сообщает информацию: Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет. Некоторые сложные слова имеют больше двух корней, например: самолетостроение. Записывает слово на доске. Организует работу с упражнением: Прочтите текст. Найдите в тексте сложные слова, выпишите их, выделите корни. Какие гласные соединяют два корня? В школе чародейства и волшебства «Хогвартс» Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. Задает вопрос учащимся: — Какие гласные соединяют корни в сложных словах? Как определить, в каких случаях пишем О, в каких Е? | Слушают учителя, делают необходимые записи в рабочую тетрадь. Письменно выполняют задание. Один учащийся работает у доски, остальные – в рабочей тетради. Отвечают на вопросы учителя. | Умение выявлять новую информацию, необходимую для усвоения. Умение грамотно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ. |
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения + Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Беседа. Создание схемы. | Предлагает обратиться к сказке на рабочих листах. Читает: «Как простые слова стали сложными?» Было это давным-давно, В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Возле Грамматической речки Жили-поживали слова и словечки. Вместе ели, пили, веселились, Никогда ничем и не гордились, Не сорились и не зазнавались: Простыми словами назывались. Но однажды у Грамматической речки Появились странные человечки: Буквы О да Е – сбежали из алфавита, Стали словам нашептывать сердито: «Эх вы, простаки и простушки Раскройте глазки, прочистите ушки! Скажем вам не в обиду, Уж очень вы простые с виду! Репутация у вас простофилей. Это теперь немодно, Неприлично, неблагородно!» И у Грамматической речки Взбунтовались простые словечки. Говорят: «Не хотим быть простыми словами, Пусть все шапки снимают перед нами, Нас приветствуют издалека Все поклонники русского языка! Хотим быть словами сложными! Такое превращение, не возможно ли?» Только одного желания мало! Как это сделать? Буква О подсказала: «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам, Времени не тратьте даром». Птица полетела к слову ловить, Луна покатилась к слову ходить, Вода потекла к слову падать. Но их ведь чем-то соединять надо! Распадаются две половинки Без скрепляющей золотой серединки. Возмутители спокойствия О и Е Решили словам помочь в беде: «Будем мы между согласными Соединительными гласными!» Правда, О немного ленивой была, Не много дела себе взяла: После твердых согласных становиться решила. А буква Е, подругу свою любя, Согласилась остальное взять на себя. После мягких согласных, шипящих и Ц В сложных словах пусть всегда будет Е! А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто. Создает условия для самостоятельного формулирования учащимися правила. Предлагает записать его в виде схемы «Соединительные гласные в сложных словах». Фиксирует схему на доске. | Читают сказку про себя. Отвечают на вопросы педагога. С помощью учителя формулируют правило. Записывают его схематично в тетради. | Умение выявлять новую информацию, необходимую для усвоения. Умение грамотно выражать свои мысли. |
5. Физминутка | Проводит физминутку. | Участвуют в физминутке. | ||
6. Первичное закрепление нового знания | Беседа. | Организует работу с упражнением 215 на стр. 119 учебника. Следит за правильностью выполнения. | Письменно выполняют упражнение. Один учащийся (по очереди) работает у доски, остальные – в рабочей тетради. | Умение соотносить выявленную учебную информацию с собственными знаниями и умениями. Умение рассуждать, строить причинно-следственные связи, делать выводы. Умение грамотно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ. |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону + Включение в систему знаний и умений. | Самостоятельная работа в парах. Коллективная проверка по эталону. | Предлагает самостоятельно в парах выполнить упражнение: Сложные слова встречаются в названиях представителей живой природы. Запишите данные ниже слова в два столбика: в первый – представителей фауны, во второй – представителей флоры. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные, если они есть. Буревестник, тысячелистник, носорог, муравьед, утконос, перекати-поле, землеройка, волкодав, иван-чай, трын-трава, шелкопряд, мухомор, сыроежки. Организует коллективную проверку по эталону (верные ответы появляются на интерактивной доске). Дополняет ответы учащихся теоретической информацией о происхождении названий тех или иных животных и растений. | Самостоятельно в парах письменно выполняют упражнение, проверяют правильность своих ответов по эталону, вносят необходимые коррективы. | Умение грамотно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в парах. Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. |
8. Рефлексия | Беседа. | Организует рефлексию: — Что нового вы узнали на уроке? — Где вам пригодятся полученные знания? — Что было непонятно? — Всё ли удалось? Что не получилось? | Отвечают на вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия. | Умение систематизировать полученные знания. Умение оценивать свою деятельность. |
9. Подведение итогов, домашнее задание | Выставляет оценки. Дает домашнее задание: Стр. 119 теория, стр. 120 упр. 217. | Записывают, обсуждают вопросы по домашнему заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"
полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова"
Технологическая карта урока по русскому языку5 классТемаСложные словаТип урокаУрок получения новых знанийЦель урока Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с условиями...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "
Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс
Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...