Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Раструба Ксения Владимировна

Технологическая карта урока по русскому языку

5 класс

Тема

Сложные слова

Тип урока

Урок получения  новых знаний

Цель урока

 

Цели урока:

  1. Образовательные:  познакомить  учащихся с условиями  выбора соединительной  гласной в  сложных словах.
  2. Практические: совершенствовать  умения писать сложные слова; формировать орфографическую зоркость.
  3. Воспитательные: воспитывать  чувства уважения к языку, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
  4. Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся , обучать сравнению . умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

 

Планируемый результат

 Личностные:

Положительно относиться к учению, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные:

проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям.

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Предметные:

Характеризовать морфемный состав слова. Использовать морфемный словарь.

Основные понятия

Морфемный состав слова.

Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования

Ресурсы:

Учебник «Русский язык 5 кл» УМК Рабченковой Л.Н. и др, презентация.

 

 

 

 

 

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_slozhnye_slova.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

5 класс

Тема

Сложные слова

Тип урока

Урок получения  новых знаний

Цель урока

Цели урока:

  1. Образовательные:  познакомить  учащихся с условиями  выбора соединительной  гласной в  сложных словах.
  2. Практические: совершенствовать  умения писать сложные слова; формировать орфографическую зоркость.
  3. Воспитательные: воспитывать  чувства уважения к языку, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
  4. Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся , обучать сравнению . умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

Планируемый результат

 Личностные:

Положительно относиться к учению, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные:

проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям.

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Предметные:

Характеризовать морфемный состав слова. Использовать морфемный словарь.

Основные понятия

Морфемный состав слова.

Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования

Ресурсы:

Учебник «Русский язык 5 кл» УМК Рабченковой Л.Н. и др, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные этапы урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                      Формируемые  УУД

Познават

Коммуник

Регулят

1Этап мотивации. Самоопределение к деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

Приветствует  учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Взаимодействие  в процессе обсуждения, формулирование  простых выводов.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации

 сил и энергии; способность к волевому усилию

2. Включение в систему знаний и повторения

Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний.

  • Сложности при выполнении домашнего задания?

  • Терминологический диктант (устно)

Морфемика?

Морфема?

Корень?

Окончание?

Основа слова?

Приставка?

Суффикс?

  • Продолжение работы по теме «Морфемика».

Фронтально взаимодействуют, строят  определение слов.

Наблюдение и анализ объекта.

Оценивать правильность

 общения, осуществлять

самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге.

3.Постановка учебной задачи.

Целеполагание

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.


Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.


Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

  • Найдите в стихотворении однокоренные слова.
  • Над какой темой будем сегодня работать на уроке?
  • Что такое СЛОЖНОЕ СЛОВО?

Расшифровывают тему урока, высказывают предположения  о том, что  могут узнать  по данной теме

Ставят перед собой задачи: изучить, оценить

Взаимодействовать во фронтальной работе

Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

4.Решение учебной задачи

Формирование  и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности  по анализу  понятия «сложные слова»

Организует ситуацию решения учебной задачи  о сложных словах

Вовлекает в эвристическую беседу: как же образуются сложные слова?

 

Упр.116-устно.

Выйти на правило. Работа в парах.

После МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ и Ц

В сложных словах пишется Е.

А после ТВЕРДЫХ пишется О –

Не перепутает их никто!

Схема:

____ о/е ____

После парн., тв. – о  После мяг., шип., Ц. -- е

Решают проблему , обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной )деятельности ,осуществляют поиск необходимой информации в ходе выполнения упр 116 уч-ка

Работают в парах, составляют схему

Исследуют , наблюдают и воспринимают учебный материал.

Самостоятельное решение проблем поискового характера

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументиро-

вать;

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно его использую в ходе решения уч задачи

5. Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Игра «Один корень или два?»

Учитель читает стихотворение, ученики поднимают руки вверх, если слово состоит из одного корня, хлопают, если слово состоит из 2х корней.

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом-кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он,и вот-

Стал кашеедом кашалот,

А кашеваром кит.

КАШАЛОТ, -а; м. [франц. cachalot] Крупное морское млекопитающее из подотряда зубатых китов. (слайд)

Хлопают, поднимают руки вверх.

Работают со значением слова, со словарной статьей.

Самостоятельное решение проблем поискового характера

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно его использую в ходе решения уч задачи

6.Первичное

Закрепление. Формирование и развитие  ЦО к умению выполнять и оценивать  задание.

Организует ситуацию первичного закрепления.

Упр.119-у доски

Упр.117-у доски

Выполняют совместно (у доски)

Наблюдают, исследуют, обсуждают. Осуществляют самооценку

Формируют собственные мысли

Осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге.

7.Первичная диагностика усвоения учебного материала

Формирование и развитие ЦО к осуществлению  оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия)

Упр. со слайда

Подоберите сложные слова, обозначающие:

  1. ряд - Ремёсла

варит кашу – считает звёзды –

ходит в море – чистит трубы –

дует стекло –

  1. ряд - Прозвища

лежит на боку – сидит дома –

ест сладкое – зубы скалит –

пустое мелет –

  1. ряд - Предметы домашнего обихода

Пыль сосет – мышей ловит -

Сам варит – овощи режет -

Огонь тушит

*Если останется время:

Из данных морфем (корней) образуйте как можно больше новых слов. Если у вас получилось слово, которое не существует в русском языке, дайте ему объяснение. Ход, скоро, везде, сам, пар, лёд, лёт, жар, пыль, Марс.

Выполняют самостоятельно,

Взаимопроверка по эталону

Самостоятельный поиск информации в предложенных источниках

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции

8.Рефлексия (эмоциональная)

учебной деятельности

Формирование и развитие  ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности

сопоставлять, сравнивать, обобщать).

Над какой темой мы с вами работали? Все ли было понятно на уроке? Что было не понятно на уроке?

Можете ли вы отличить приставку от предлога?

Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария  и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений

Достижение поставленной учебной задачи.

Участвуют в организованно учителем дискуссии.

определение последовательность действий.

Оценивание результатов деятельности

9.Предъявление и комментирование домашнего задания.

Закрепление, проверка уровня  усвоения  учебного материала

Осуществляет ситуацию инструктажа по домашнему заданию.

ДЗ: п.15-правило!, упр.118 или придумать 5-6 предложений со сложными словами, выделить корни в сложных словах*.

Выбирают, спрашивают, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Анализ урока   Учитель выступает в роли организатора, а не информатора;-Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать...

Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс

Технологическая карта урока  по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»

Класс:     6         УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...