Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp.sp_._konspek_uroka.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме «Простые и сложные предложения»
Учитель: Парасотка О.В.
Класс: 5 д
Предмет: русский язык
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений.
Задачи: определять границы частей в сложном предложении; различать виды сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности; осознавать свои личные качества.
Предметные: распознавать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; самостоятельно конструировать сложные предложения, составлять схемы.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать тему, проблему урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Познавательные: понимать и интегрировать информацию, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач; группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока | Цель этапа | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный этап. | Задача учителя: Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу. | Коллективная | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л) |
II.Мотивация учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность. | Фронтальная | Запишем с вами число и классная работа. А вот, тему урока вы определите самостоятельно. Но для начала вспомните: - Какой раздел лингвистики мы изучаем? -Что изучает синтаксис? - С помощью чего мы выражаем свои мысли? А теперь давайте определим тему нашего урока: она состоит из трех слов. Подберите синонимы к словам: легкий и трудный (на доске записаны данные слова). Третье слово – средняя единица синтаксиса. Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. (ожидаемые ответы: - Мы изучаем раздел лингвистики, который называется «Синтаксис». - Свои мысли можно выразить при помощи предложений) Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока. Записывают тему в тетрадь. (ожидаемые ответы: - Легкий – простой; - Трудный – тяжелый, сложный. - Тема урока: простое и сложное предложение / простые и сложные предложения) – на интерактивной доске появляется тема урока: «Простые и сложные предложения». | Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи (П) Отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли и обосновывать свою точку зрения (К) Формулировать тему и проблему урока (Р) |
III. Актуализа-ция знаний. Проблемная ситуация. | Актуализация знаний учащихся о предложении, видах предложения с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. | Индивидуальная | Учитель раздает карточки с предложениями и схемами (карточка №1) каждому обучающемуся. | Работая по способу действия, записывают предложения с изученными орфограммами, соотносят их со схемами, самостоятельно строят схему предложения №2. Осуществляют самопроверку. | Способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач (П) Осознавать недостаточность своих знаний (Р) |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | 1. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. 2. Фиксация нового знания в речи. | Индивидуальный опрос, коллективная проверка Парная | 1. Приглашает двух учеников к доске для представления своих работ, организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока: - Какие знания вы применили для того, чтобы построить схему? - Какую характеристику можно дать предложениям №1,3,4? - Чем отличается предложение под №2? - Итак, какое предложение называется сложным? - Объясните постановку знака между частями сложного предложения. 2. – А сейчас, ребята, давайте разберем сложные предложения и сравним их между собой. Учитель раздает карточки со сложными предложениями (карточка №2), организует парную работу по анализу материала для наблюдений и формулировки нового материала урока. - Обсудите в парах, на какие группы вы разделили бы эти предложения? - В чем их сходства и различия? - Попробуйте самостоятельно составить схему. (на интерактивной доске показать схему) | Двое учеников чертят на доске схемы, соотнесенные с предложениями (№1,3,4) и получившуюся схему к предложению №2. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Слушают друг друга, обдумывают ответы на вопросы. Перечисляют признаки простого предложения, признаки сложного предложения, постановку знаков препинания. Слушают учителя. Знакомятся с заданием, работают в парах, анализируют, сравнивают, формулируют собственные мысли, делают вывод. Составляют схему: «Виды сложных предложений» в свои памятки | Находить и исправлять ошибки (Р) Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К) Анализировать, обобщать, делать выводы (П) Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий (Л) Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные решения, группировать предложения по самостоятельно (или с помощью учителя) выбранным основаниям (П,Р) |
Физминутка | Предупреждение общего утомления обучающихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз. | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. | |
V. Закрепление нового материала | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Групповая | - Ребята, вы познакомились с тремя видами сложных предложений. Теперь я предлагаю вам закрепить эти знания. Для этого мы разделимся на три группы. - Сейчас вам для работы предлагается карточка №3 - задание данной карточки появляется на интерактивной доске . Вам нужно будет: 1-ый ряд – выписать только простые предложения; 2-ой ряд – сложные бессоюзные предложения; 3-ий ряд – сложные союзные предложения. | Знакомятся с заданием, самостоятельно составляют план работы над заданием, осуществляют взаимопроверку в группе. | Извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания (П) Планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану (Р) Осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач (К) Совершенствуют имеющиеся знания, умения (Л) |
VI. Рефлексия. | Обобщение полученных сведений, оценивание. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог. - Ребята, о чем мы говорили на уроке? - Чему мы с вами научились? - Предлагаю сделать выводы урока в форме игры «Продолжи предложение» (на интерактивной доске поочередно появляются начальные фразы незаконченных предложений): Простое предложение – это … Сложное предложение – это… Сложные предложения бывают… Союзные сложные предложения делятся на... Между частями СП ставится… - Что следует доработать? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? -Кому поставим сегодня отметки? | Отвечают на вопросы, (по желанию) подходят к доске и дописывают предложения, подводят итог работы. На доске ставят «+», если материал усвоен; «-» - если нет; «?» - если остались вопросы. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) Оценивают содержание с нравственно-этической позиции (Л) Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
VII. Объяснение домашнего задания. | Закрепление материала, его усвоение | Фронталь-но | Параграф 64, словарные слова Ф-Ю, упражнение № 509 | Записывают задание в дневники, помечают нужное в учебнике. |
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению вы не смогли подобрать ни одну из предложенных схем? Почему? Начертите схему самостоятельно.
| [ - =] |
| [- =,=] |
| [= -, =] |
| [= -] |
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению вы не смогли подобрать ни одну из предложенных схем? Почему? Начертите схему самостоятельно.
| [ - =] |
| [- =,=] |
| [= -, =] |
| [= -] |
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению вы не смогли подобрать ни одну из предложенных схем? Почему? Начертите схему самостоятельно.
| [ - =] |
| [- =,=] |
| [= -, =] |
| [= -] |
Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?
1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.
2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.
3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.
Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?
1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.
2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.
3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.
Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?
1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.
2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.
3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.
Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?
1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.
2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.
3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.
Карточка 3. Из данных предложений выписать:
1 ряд – простые предложения;
2 ряд – сложные бессоюзные предложения;
3 ряд – сложные союзные предложения.
Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит. 2.Северный ветер принес облака и в воздухе появились белые снежинки. 3.Снег под ногами совсем не скрипел на нем оставались следы от валенок. 4.Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5.Ночью ударил мороз и цветы к утру замерзли. 6.Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.
Взаимопроверка.
Литература
- Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 304 с. – ISBN 5-09-007061-X.
- Жердева, Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю [Текст] / Л.А. Жердева. – 6-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. – 192 с.
- Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. – 144 с.: ил. ISBN 5-7084-0160-5.
- Современные уроки в условиях реализации ФГОС общего образования (из опыта работы) : учебно-методическое пособие / под ред. Л. Н. Кондратенко, Т. Ю. Перовой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 127 с.
- http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения.
- http://www.uroki.net
- http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
- http://www.intergu.ru
Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует развивающему обучению. Использовались методы: словесный, наглядный и практический.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.
Для актуализации знаний организовала самостоятельную работу детей. Предложенное задание способствовало закреплению и применению знаний на практике.
Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога. Дети работали в группах и парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать отличительные черты простого предложения от сложного и тему урока.
Закрепление учебного материала носило поисковый характер. В ходе беседы дети пришли к выводу, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов - союзные предложения, при помощи лишь интонации - бессоюзные предложения.
Анализируя изученный материал, дети сделали обобщение по теме «Простые и сложные предложения». Для воспитания интереса к учёбе и предмету использовался игровой момент при даче домашнего задания, который ориентировал учащихся на самостоятельный поиск решения.
На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
- проведена физминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
- работа у доски.
План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Технологии: информационно-коммуникативные (презентация); здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов
деятельности); личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика).
УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 кл (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
Урок развития речи по русскому языку....
Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова"
Технологическая карта урока по русскому языку5 классТемаСложные словаТип урокаУрок получения новых знанийЦель урока Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с условиями...
Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»
Класс: 6 УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...