Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Багаутдинова Лилия Газинуровна

План урока:

1)    Организационный момент – 2 мин.

2)    Актуализация знаний – 3 мин.

3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.

4)    Открытие нового знания – 10 мин.

5)    Физминутка – 2 мин.

6)    Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.

7)    Рефлексия – 2 мин.

8)    Домашнее задание – 1 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_ego_leksichskoe_znachenie.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

http://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m5657054e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m44b27af5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m1f9fe241.gifМБОУ «СОШ с УИОП №4» г.Усинска

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

 Багаутдинова Лилия Газинуровна

Усинск 2015

Технологическая карта урока

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы.

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
  4. Открытие нового знания – 10 мин.
  5. Физминутка – 2 мин.
  6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 - Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

(слайд 1)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 - Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

Пос…деть – пос...деть;

Прим…рять -прим…рять

Пол…скать – пол…скать

(слайд 2)

 

 - Правописание зависит от лексического значения слова.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

- Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексическое значение».      (слайд 3)  

  - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока? 

(слайд 4)

-Какова задача урока?  

Зачитать цель и тему урока на слайде

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение.

Но каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова  с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

А.Пушкина:

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд 5)

Понять, что такое лексическое значение слова.    

Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас.

Записывают дату и тему урока.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

 Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

 - Сколько здесь слов?

 - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

 - Распределите следующие признаки в нужную группу. (слайд 6,7)

Работа с сигнальными карточками.

 - Проверим!!!

Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова.

Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение.

(слайд 8,9)

А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

     \/ - эту информацию я знаю;

     + - это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

 - 7,4.

Формы слова.

Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило.

 - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое?

 - Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать?

Самостоятельная работа.

Упр.92.

Взаимопроверка.(слайд 10)

Работа в парах.

Упр.96,97 (устно),99.

(слайд 11, 12)

Работа с сигнальными карточками.

- Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ.

 - Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

 - А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. (слайд 13)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

Упр. 95,101 (слайд 14)

Записывают домашнее задание.

 

Список литературы:

  1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник.  – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  3. http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=37191&cf_id=24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Анализ урока   Учитель выступает в роли организатора, а не информатора;-Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...