Тема урока: Откытый урок.«Сложное предложение», 5 класс
Цели урока:
- Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;
- основные признаки сложного предложения;
- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Оборудование:
- Текст из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А.Н. Толстой;
- схемы сложного предложения.
Технологическая карта урока
Этап урока
| Цели на каждом этапе
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Педагогические приемы
| Система ожидаемых умений
|
Целеполагание
|
| Сообщение темы и цели урока (Слайд 1). Цель урока:
- научиться распознавать простые и сложные предложения;
- определить основные признаки сложного предложения;
- познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- определять его границы, строить сложные предложения.
|
|
| Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.
|
Подготовка учащихся к усвоению материала
|
| Сегодня мы изучаем сложное предложение, несколько уроков назад изучали простое предложение.
- Скажите, что такое предложение вообще?
- А что такое, по вашему мнению, сложное предложение?
- Было высказано много мнений, нам предстоит определить, какое из них верное?
| Ответы на вопросы.
| Беседа по вопросам.
|
|
Усвоение новых знаний
| Распознавать простые и сложные предложения.
| Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вопросы.
- Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
- В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.)
- А Тортила? Зачитайте эти предложения.
- Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.)
- Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?
| Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками. Речь Тортилы ). «Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе. Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!» Речь Буратино «Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»
| Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.
|
|
Сравнительный анализ предложений по наличию в них грамматических основ
| Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.
| Сравните Как я вернусь к папе Карло? Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Вывод.
- Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?
| Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи. Отвечают на вопрос.
|
|
|
| Уметь формулировать правило.
| - Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?
| Работа с учебником «Русский язык. Теория», Чтение учащимися формулировки синтаксического понятия «сложное предложение».
|
|
|
Закрепление новых знаний
| Самоконтроль.
| А сейчас проведем небольшой эксперимент.
- Какие это предложения? Составьте их схемы.
Дождь кончился. [– =]. Дети пошли гулять. [– =].
| Составляют схемы и записывают в тетрадь.
|
|
|
| Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.
| - Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь
[– =], [– =]. Дождь кончился, дети пошли гулять. [– =], и [– =]. Дождь кончился, и дети пошли гулять. (Когда – =), [– =]. Когда дождь кончился, дети пошли гулять. Вывод.
- Если между частями этих предложений смысловая связь?
- Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?
| Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь. Проверь себя Отвечают на вопросы.
|
|
|
| Уметь находить сложные предложения в тексте.
| Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.
- Назовите гр. основы простых предложений.
- Назовите гр. основы сложных предложений.
| Продолжают работу с §24.
|
|
|
| РР уметь употреблять сложные предложения в речи.
| - Вернемся к тексу из сказки. Права ли Тортила, называя Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
Творческое задание Употребляя сложные предложения, составьте по тексту или свою сказку, или только сложные предложения, или дайте советы Буратино.
| Сочиняют свою сказку или конструируют сложные предложения по тексту.
|
|
|
Домашнее задание. Продолжите дома работу по сочинению сказки.
|
Рефлексия
| Проверка усвоения материала
| Тест I. Выбрать определение сложного предложения.
- Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
- Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
- Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
- С помощью обобщающих слов.
- С помощью союзов.
- С помощью порядка слов.
III. Выбрать схему сложного предложения.
- [– =], [– =].
- [– =].
- .[– =, =,].
IV. Найти сложные предложения.
- Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
- Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
- Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.
(К. Ушинский)
| Работают с тестами с последующей проверкой. Ответы
|
|
|
|