План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt3.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Соединительные О и Е в сложных словах»
ФИО (полностью) | Коновалова Галина Васильевна | |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79 городского округа Тольятти | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 6 «Б» | |
Тема и номер урока в теме | Соединительные О и Е в сложных словах (Урок №1) | |
Базовый учебник | Русский язык, 6 класс /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2010. |
- Цель урока: познакомить учащихся с новой темой, со способами образования сложных слов, и условиями выбора соединительных гласных О и Е.
9. Задачи:
- образовательные: повторить способы образования слов в русском языке на примере гласных о и е.
- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
- развивающие: развивать речь учащихся, используя тексты из художественной литературы.
- Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, элементы исследовательской деятельности.
- Необходимое техническое оборудование: оценочный лист, карточки для самостоятельной работы по новой теме, интерактивная доска, учебник, толковые словари, магнитофон и музыкальная запись.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых СОТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя. | 2 | |
2 | Актуализация опорных знаний | Вопросы проблемного характера, Использование интерактивной доски, элементы фольклора, вопросы исследовательского характера | Учитель проводит фронтальную работу с классом (вопросы на повторение пройденного материала). Учитель проводит творческий диктант с заданиями, организует проверку с помощью сигнальных карточек. Учитель загадывает загадки, задает вопросы исследовательского характера | Участвуют в устной работе, отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом диктанта, выполняют задания к нему. Проверяют работу с помощью сигнальных карточек. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя. | 8 |
3 | Постановка темы, цели, задач урока. | Вопросы исследовательского характера. Мозговой штурм | Учитель начинает беседу с вопросов исследовательского характера по теме урока. Учитель вместе с учениками определяет тему и цель урока. Знакомит с планом урока. | Отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты. Учащиеся на основе полученных сведениях формулируют тему урока, задач урока. Записывают тему урока в тетрадь | 3 |
4 | Изучение нового материала | Развитие самостоятельной деятельности в поисковом режиме | Задает вопросы поискового характера. | Учащиеся отвечают, обосновывают, пробуют формулировать правило | 3 |
5 | Детальное изучение нового материала | Работа с интерактивной доской. Историческая справка. | Учитель знакомит учащихся с правилом, показывает и объясняет, организует работу с учебником, организует работу с интерактивной доской. | Учащиеся участвуют во фронтальной беседе. Делают записи в тетрадь Выполняют упражнение в тетради самостоятельно, проверяют, исправляют ошибки. | 6 |
6 | Детальное изучение нового материала и выполнение заданий | Работа с интерактивной доской. Чтение стихотворения. Обучение в сотрудничестве (работа в группах). Анализ и самоанализ работы. | Учитель проводит фронтальную работу. Читает стихотворение. Голосом выделяет сложные слова. Организует работу учащихся по тексту стихотворения фронтально, а затем в группах. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе. Выслушивает отчет каждой группы о проделанной работе, оценивает работу группы. | Учащиеся внимательно прослушивают стихотворение, выполняют задания фронтально, а затем в группах. Записывают выполнение заданий в тетради. Проверяют задания Отчитываются перед учителем о проделанной работе. | 10 |
7 | Физкультминутка | Здоровье- сберегающие технологии, музыкальное сопровождение. | Говорит и показывает учащимся упражнения под музыку. | Выполняют упражнения | 2 |
8 | Самостоятельная работа по карточкам. | Взаимоконтроль. | Раздает задание, объясняет правила работы. Предлагает детям обменяться каточками, и проверить работу, затем предлагает сравнить с ответами, которые даны на доске. | Учащиеся выполняют задания на карточках, меняются ими с соседом по парте. Проверяют задание, и сверяют с ответами на доске, выставляют друг другу оценку. Выполняют работу над ошибками. | 7 |
9 | Подведение итогов урока |
| Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Организует беседу. Проводит рефлексия. Предлагает провести самооценку каждому ученику. Задает вопросы для анализа урока. Благодарит за активную работу на уроке. | Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. | 2 |
10 | Домашнее задание | Технология развития критического мышления | Задает домашнее задание, используя прием развития критического мышления синквейн | Учащиеся записывают домашнее задание | 2 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников.
2. Вводная беседа. Актуализация опорных знаний.
Учитель объявляет тему и цель урока и говорит о том, что сегодня будет работа на интерактивной доске, в группах. А начинается урок традиционно с повторения пройденного материала.
Учитель задает вопросы на повторение пройденного материала:
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Приведите примеры.
- Как пишутся предлоги со словами?
- Приведите примеры.
- Когда в глаголах пишется – тся, а когда – ться?
- Приведите примеры.
- Когда в именах прилагательных пишется одна Н, а когда НН?
- Приведите примеры.
После беседы учитель предлагает выполнить творческий диктант и задания к нему, которые представлены на интерактивной доске.
Задания к диктанту:
- Закончить предложения, вставить пропущенные орфограммы.
- Объяснить правописание орфограмм.
- Вставить недостающие знаки препинания.
- Объяснить постановку знаков препинания.
- К какому стилю относится текст?
- К какому типу относится текст?
Творческий диктант.
Осенний туманный день.
Лес ст.ит со..ый хмурый. В небе слыш.т.ся журавлиный ……Это журавли ул.тают (за) синие м.ря в дальние… За ними пот.нулись ути.ые и гуси.ые… Ул.тели птицы. В х.лодном л.су наступила … Муравьи.ые д.ма накрыты л.дя.ыми куполами которые бл.стят как ….Их выстр.ил утре..ий мороз после того как н.чной дождик омыл верхний слой муравейника.
- Первый учащийся читает текст и вставляет пропущенные слова.
- Второй учащийся выходит к интерактивной доске и вставляет пропущенные орфограммы, применив правила, которыми он руководствовался. При проверке учащиеся формулирую правило правописания
- Третий ученик объясняет постановку знаков препинания.
- Четвертый определяет стиль и тип текста.
Проверка классом осуществляется с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цвета; зеленый цвет – верный ответ, красный цвет – неверный ответ. После работы над творческим диктантом учитель выставляет оценки.
Подготовка к восприятию темы.
Задание: отгадать загадки
На правильную отгадку, на интерактивной доске появляется ответ с изображением самолета, парохода, пешехода.
- Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ) - По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД) - Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Действие учителя: учитель задает вопросы исследовательского характера:
- Что общего в этих словах?
- Предположите, как могут называться такие слова?
3. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока «Соединительные гласные о и е в сложных словах».
Учитель задает вопросы исследовательского характера:
1.Какова же тема нашего урока?
2. Это новый для нас материал?
А теперь, опираясь на тему урока, сформулируем его цели.
Дети совместно с педагогом формулируют цель урока.
Дети и педагог выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.
В ходе урока учитель познакомит с правилом, дети выполнят практическую работу, в конце которой будут сделаны выводы.
4. Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям понаблюдать, чем же связываются корни в сложных словах, задает вопросы поискового характера:
- Как вы думаете, чем связываются корни в сложных словах?
- Какое правило мы с вами можем вывести из наших наблюдений?
Дети говорят ответ, обосновывают. Пробуют сформулировать правило.
5.Детальное изучение нового материала
Учитель предлагает прочитать правило в учебнике (стр. 70 -71, орфограмма №30) о написании соединительных гласных О и Е при сложении основ, и соотнесем правильно ли мы сделали вывод:
Если первая основа сложения оканчивается на твёрдый согласный, то пишется соединительная гласная о. (Пивовар, пароход)
Если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, шипящий и ц, будем писать соединительную гласную е. (Пешеход, мореплаватель, птицефабрика)
(На интерактивной доске представлена историческая справка)
Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.
Слова с соединительными гласными о – е – это существительные, прилагательные (кровеносный, камнерезный), среди глаголов способа сложения не наблюдается. В фонетическом отношении для соединительных гласных о – е характерна безударность. В сложных словах ударение наблюдается на корневых морфемах: водопровод, нефтепровод, морозоустойчивый, машиностроение).
Работа по учебнику (Упражнение №168)
6. Детальное изучение нового материала и выполнение задания.
Работа с интерактивной доской.
Учитель выразительно читает стихотворение, выделяя голосом слова с соединительными гласными.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
Задание:
- Найти в тексте сложные слова, и выделить в них корни.
- Обратить внимание на какую согласную оканчивается корень (твердую или мягкую)
- Работа в группах: определение по Толковому словарю Ожегова лексического значения слов (самолет, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход).
Учитель выслушивает отчет каждой группы о проделанной работе, оценивает работу детей в группах.
7. Физкультминутка. (музыка А. Усачева «Сказочная Русь»)
Учитель говорит и показывает учащимся упражнения.
(Упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела).
Быстро встали, улыбнулись. Выше – выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
- Самостоятельная работа по карточкам
|
|
Выполнив самостоятельную работу, дети обмениваются карточками, делают взаимопроверку. Учитель открывает рабочую доску, где даны правильные ответы. Дети сравнивают полученные результаты, отчитываются о проделанной работе, выставляют друг другу оценку. Выполняют работу над ошибками.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Учитель говорит о том, что сегодня выучили правило «Соединительные гласные О и Е в сложных словах», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!
Учитель организовывает беседу по следующим вопросам:
- А нужен был сегодняшний урок?
- Что у вас получилось на уроке?
- Что вам в этом помогло?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Что нужно сделать ещё?
Учитель раздает вопросники на рефлексию.
- Кто из одноклассников удивил, порадовал?
- Какое из заданий выполняли с интересом?
- Понравилось ли работать в группе и почему?
- Где можно применить новые знания?
Учитель делает вывод о том, что дети замечательно потрудились, каждый из присутствующих поработал в полную силу. Педагог предлагает провести самооценку каждому ученику, аргументируя свой ответ («Я считаю, что…»).
Педагог задает вопросы для анализа урока?
-Если б нужно было передать ваше внутреннее состояние вы цветовой гамме, каким цветом вы раскрасили бы наш урок?
– Вы получили удовлетворение от урока? Как вы оцените своё состояние?
Учитель благодарит учеников за работу на уроке, объясняет лексическое значение слова благодарность. Благодарить – дарить благо, добро. И отмечает важность соединительных гласных в сложных словах. Предлагает детям делать добро, и дарить благо друг другу!
10. Домашнее задание.
П. 30. Упр. №169.
Составить синквейн по теме «Сложные слова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....