Тема: Предлог как часть речи | Тип: изучение нового материала (открытия новых знаний) |
Задачи: - формировать представление о предлоге как служебной части речи;
- формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;
- навык различения предлогов и приставок, а также омонимичных частей речи;
- повторить явление омонимии, средств выразительности речи;
- совершенствовать умение применять полученные знания на уроках как русского языка, так и литературы.
|
Планируемые результаты |
Предметные - знать содержание понятий морфология, самостоятельные и служебные части речи, предлог, омонимия, средства выразительности речи, тема и идея художественного текста;
- выделять в тексте предлоги, находить другие изученные части речи;
- устно пересказывать исходный текст, соблюдая основные нормы русского литературного языка;
- выразительно читать художественный текст.
| Метапредметные регулятивные: - ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные: - извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
- воспроизводить исходный текст в устной форме;
- соблюдать в процессе пересказа логику раскрытия темы;
коммуникативные: - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь.
| Личностные - стремиться к личностному самоопределению;
- оценивать нравственно-этическое содержание информации;
- стремиться к совершенствованию культуры речи;
- развивать логическое мышление.
|
Развивающая технология: теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/. |
Межпредметные связи: литература. |
Ресурсы урока: учебник Русский язык 7 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов (2009 год) , упр. 334 и 337 из параграфа 27.; Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2017г.); интерактивная доска; презентация; конспект-сопровождение. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
Приветствие. Настрой. - Скоро Международный женский день и лишний выходной. Пусть это поднимет вам настроение. Сегодня я подобрала тексты, связанные с этим праздником. | - Проверяют готовность к уроку.
- В рабочих тетрадях записывают дату, «Классная работа»
|
Актуализация необходимых знаний |
Обобщить информацию по изучаемой теме «Морфология». - Какой раздел русского языка мы осваиваем на последних уроках? - Что такое морфология? -А все ли части речи одинаково важны или есть более важные? -А так ли уж нужны служебные слова? Может быть, без них можно и обойтись. Давайте проверим. - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наш текст. (На слайде №1 обучающимся предлагается деформированный текст. Каждому выдаётся конспект-сопровождение с данным заданием). -Почему такая «нескладуха»? Есть женщины … русских селеньях ... спокойною важностью лиц, … красивою силой … движеньях, … походкой, … взглядом цариц,- Их разве слепой не заметит, А зрячий … них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!» Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой … ним словно не липнет. Цветет Красавица, миру … диво, Румяна, стройна, высока, … всякой одежде красива, … всякой работе ловка.
-Кто узнал автора текста и откуда этот отрывок? -С помощью какого вопроса можно определить идею отрывка? -А зачем в первой строфе трижды повторяется одно слово? Выигрывает ли от этого текст?
- Сегодня мы узнаем, что такое предлог и какова его роль. - Давайте проследим. |
- Морфология - Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Выходят на понятие служебных и самостоятельных частей речи.
- Нарушилась грамматическая связь в предложениях Самостоятельно выполняют задание и проверяют правильность выполненного задания по образцу; определяют собственные недочёты. В конспекте-сопровождении вставляют недостающие слова. После проверки сверяют с авторским текстом. Слайд №2. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,- Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!» Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветет Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.
- Как относится автор к героям?
- Это средство выразительности: анафора. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость. |
Мотивация познавательной деятельности |
Кто выразительно прочитает текст теперь, подчёркивая восхищение автора русской женщиной? -Что изменилось теперь? - Итак, мы смогла побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке. - Создаёт условия для постановки учебной задачи;
- Помогает определить и сформулировать тему и цели данного урока
- А что вы знаете о предлогах? - Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы? - Предлагаю выполнить следующие задания 1.“Лови ошибку!” (работа по технологии ТРИЗ). Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными. Условные обозначения: “+” – правда “-” – ложь 1. Предлог – это служебная часть речи. 2. Предлоги бывают простыми и составными. 3. Предлоги могут быть однозначными. 4. В предложении предлог является дополнением. 5 Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. 6. Предлог соединяет однородные члены предложения. 7. Предлог образует падежную форму существительного и местоимения. 8. Предлог связывает части сложного предложения. 9. Предлог – неизменяемая часть речи. - Организует работу в парах .
- Выполнив задание, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сверьте получившиеся слова с результатами на доске и за каждое совпадение поставьте 1 балл. Максимально: 9 баллов. - Проверка результатов по слайду № 3. Отмечает правильность выполненной работы
2) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Слайд № 4. Некрасов писал насчёт женской красоты.– На счёт банка поступили деньги. - Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? - Какой вывод мы можем сделать? - Подумайте, что нам понадобится для достижения поставленной задачи? Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания: Слайд №5. - характеризовать предлог как служебную часть речи; - знать морфологические признаки предлогов; - знать разряды предлогов; - уметь правильно писать производные предлоги. - А это задачи сегодняшнего и последующих уроков. Дополните, кто может. | • Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь. • Определяют учебную задачу • Прогнозируют повторение пройденного материала по морфологии.
Называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры. Планируют новые знания.
Выполняют в «конспекте-сопровождении».
- Не хватает знаний, неизученный материал. Самостоятельно формулируют учебные задачи. |
Физминутка |
- Актуализировать необходимость активизации мозговой активности для достижения результатов в обучении.
- Обратимся к нашей памяти. Слайд № 6. - Что нам поможет активизировать работу нашей памяти? |
- Упражнения на активизацию работы головного мозга «Лайк –Дизлайк» (Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ) |
Организация познавательной деятельности |
- Организует самостоятельное определение предлога как части речи.
- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. - Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом.(Заслушивание вариантов обучающихся) - А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка. - Сравните свои записи с правилом в учебнике. - Какие ключевые слова мы выделим в правиле? После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. Слайд № 7. - Допишите в свои определения необходимые слова.
- Организует работу с текстом: отработка навыка различения предлогов от омонимичных частей речи.
-Вернёмся к нашему примеру. Слайд № 8. Некрасов писал на/счёт женской красоты.– На/счёт банка поступили деньги. -Теперь вы сможете определить, в каком предложении предлог? -А почему слова пишутся по-разному? Работа по определению отношений, выраженных предлогами. Выпишем словосочетание с предлогом: писал насчёт красоты. Какую падежную форму существительного показывает предлог? Какова его грамматическая роль? - Перед вами текст об отрывке из поэмы Н.А.Некрасова, который мы читали в начале урока. Сформулируйте задание, которое необходимо выполнить. - Для самых смелых в «конспекте сопровождении две колонки. Догадайтесь: почему? -Давайте выпишем по 5 примеров тех и других. Работа на скорость. Первые три ученика получают бонусный балл. - К концу подходит наш урок, Подведём сейчас итог, Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили. Выполняя упражненья, Развиваем мы мышленье, Закрепляем знания. А теперь, внимание, Домашнее задание: - Инструктирует учащихся по выполнению
письменной части домашнего задания: выполнить упр. 334 и 337 из параграфа 27. Выучить определение предлога; |
-Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.
Объясняют свой выбор с помощью новых знаний о предлоге как части речи.
-Разные части речи. Предлог имеет свои особенности написания.
Слайд № 9, а также распечатка есть в «конспекте-сопровождении». Н.А.Некрасов в своем произведении употребляет, наряду с другими тропами, сравнения: «со взглядом цариц». «словно солнце осветит», «рублем подарит». Он использует, в сравнении с иными поэтами, в тексте много эпитетов: «во всякой одежде красива», «миру на диво», «ко всякой работе ловка». Несмотря на скромность крестьянки, её красоту дополняют метафоры: «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», а также преувеличения: «что взмах — то готова копна» и ставшее типичным описание настоящей русской крестьянки: «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет». Вопреки общепринятому мнению, каждая строчка стихотворения наполнена любовью к русской трудолюбивой женщине, восхищением ее красотой, стойкостью и добротой. - Выписать словосочетания с предлогами. - Производные и непроизводные предлоги. Взаимопроверка. Максимальное количество баллов: 10. Плюс трём ученикам по 1 баллу. - Анализируют домашнее задание и выявляют степень готовности к его выполнению
|
Подведение итогов |
- Проводит диагностическую работу и организует рефлексию. Оценивает работу на уроке.
- Сегодня мы с вами проделали огромную работу. Давайте подведем итоги. - Добились ли мы цели, поставленной в начале урока? - Сможете ли вы сформулировать определение предлога как части речи и отличить от омонимов? -Все помнят, какие пары слов называют омонимами? - Для проверки усвоения данной темы я предлагаю выполнить «Экспресс Диагностику». Если вы уверены в своем ответе, запишите номера с примерами в соответствующую колонку таблицы. Если вы сомневаетесь, заполните предполагаемый вариант и поставьте рядом с номером !. Если новая тема вызвала у вас трудности, рядом с примером поставьте ?
- В течение урока, мы выполняли упражнения и получали за них баллы. За активную работу на уроке получают дополнительный балл следующие ученики: … -Подведем подсчет баллов. Если вы набрали 19 и более баллов, вы получаете за урок – «5». Если ваше количество баллов 15-18, ваша оценка - «4». Кто не смог набрать нужное количество баллов, не расстраивайтесь! Выполнив домашнее задание, вы улучшите свой навык и на следующем уроке обязательно получите оценку. | - Осуществляют оценку собственной учебной деятельности
-Одинаковые по форме, написанию или произношению, но с разным лексическим значением.
СЛАЙД № 10. - Говорил насчёт красоты
- Решил вследствие раздумий
- Нашёл в следствии ошибку
- Положил деньги на счёт
- Завершил, несмотря на болезнь
- Говорил , не смотря в глаза
- Выздоровел благодаря врачам
- Ушёл, благодаря хозяйку
- В течении реки
- Читал в течение урока.
|
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|