Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Петрова Лариса Васильевна

Технологическая карта предназначена для проведения урока русского языка в седьмом классе общеобразовательной школы, высоко оценена руководителем курсов СПб АППО Л. В. Гораш, которая рекомендовала два академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._russkiy_yazyk._petrova_l.v.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Петрова Лариса Васильевна

ОУ: ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Класс: 7

Тема: Предлог как часть речи

Тип: изучение нового материала (открытия новых знаний)

Задачи:

  • формировать представление о предлоге как служебной части речи;
  • формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;
  • навык различения предлогов и приставок, а также омонимичных частей речи;
  • повторить явление омонимии, средств выразительности речи;
  • совершенствовать умение применять полученные знания на уроках как русского языка, так и литературы.

 

Планируемые результаты

Предметные

  • знать содержание понятий морфология, самостоятельные и служебные части речи, предлог, омонимия, средства выразительности речи, тема и идея художественного текста;
  • выделять в тексте предлоги, находить другие изученные части речи;
  • устно пересказывать исходный текст, соблюдая основные нормы русского литературного языка;
  • выразительно читать художественный текст.

Метапредметные

регулятивные:

  • ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
  • воспроизводить исходный текст в устной форме;
  • соблюдать в процессе пересказа логику раскрытия темы;

коммуникативные:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Личностные

  • стремиться к личностному самоопределению;
  • оценивать нравственно-этическое содержание информации;
  • стремиться к совершенствованию культуры речи;
  • развивать логическое мышление.

Развивающая технология: теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/.

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы урока: учебник Русский язык 7 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов (2009 год) , упр. 334 и 337 из параграфа 27.; Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2017г.); интерактивная доска; презентация; конспект-сопровождение.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Настрой.

- Скоро Международный женский день и лишний выходной. Пусть это поднимет вам настроение.

Сегодня я подобрала тексты, связанные с этим праздником.

  • Проверяют готовность к уроку.
  • В рабочих тетрадях записывают дату, «Классная работа»

Актуализация необходимых знаний

Обобщить информацию по изучаемой теме «Морфология».

- Какой раздел русского языка мы осваиваем на последних уроках?

- Что такое морфология?        

-А все ли части речи одинаково важны или есть более важные?

-А так ли уж нужны служебные слова? Может быть, без них можно и обойтись. Давайте проверим.

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наш текст.

 (На слайде №1 обучающимся предлагается деформированный текст. Каждому выдаётся конспект-сопровождение с данным заданием).

-Почему такая «нескладуха»?

Есть женщины … русских селеньях
... спокойною важностью лиц,
… красивою силой … движеньях,
… походкой, … взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий … них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
… ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру … диво,
Румяна, стройна, высока,
… всякой одежде красива,
… всякой работе ловка.

-Кто узнал автора текста и откуда этот отрывок?

-С помощью какого вопроса можно определить идею отрывка?

-А зачем в первой строфе трижды повторяется одно слово? Выигрывает ли от этого текст?

- Сегодня мы узнаем, что такое предлог и какова его роль.

- Давайте проследим.

- Морфология

- Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Выходят на понятие служебных и самостоятельных частей речи.

- Нарушилась грамматическая связь в предложениях

Самостоятельно выполняют задание  и проверяют правильность выполненного задания по образцу; определяют собственные недочёты. В конспекте-сопровождении вставляют недостающие слова. После проверки сверяют с авторским текстом. Слайд №2.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

- Как относится автор к героям?

- Это средство выразительности: анафора. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость.

Мотивация познавательной деятельности

Кто выразительно прочитает текст теперь, подчёркивая восхищение автора русской женщиной?

-Что изменилось теперь? 

- Итак, мы смогла побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

  • Создаёт условия для постановки учебной задачи; 
  • Помогает определить и сформулировать тему и цели  данного урока

- А что вы знаете о предлогах?

- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы?

- Предлагаю выполнить следующие задания

1.“Лови ошибку!” (работа по технологии ТРИЗ).

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” – ложь

1. Предлог – это служебная часть речи.

2. Предлоги бывают простыми и составными.

3. Предлоги могут быть однозначными.

4. В предложении предлог является дополнением.

5 Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

6. Предлог соединяет однородные члены предложения.

7. Предлог образует падежную форму существительного и местоимения.

8. Предлог связывает части сложного предложения.

9. Предлог – неизменяемая часть речи.

  • Организует работу в парах .

- Выполнив задание, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сверьте получившиеся слова с результатами на доске и за каждое совпадение поставьте 1 балл. Максимально: 9 баллов.

  • Проверка результатов по слайду № 3. Отмечает правильность выполненной работы

2) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Слайд № 4.

Некрасов писал насчёт женской красоты.– На счёт банка поступили деньги.

- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность?

- Какой вывод мы можем сделать? - Подумайте, что нам понадобится для достижения поставленной задачи?

Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания: Слайд №5.

- характеризовать предлог как служебную часть речи;

- знать морфологические признаки предлогов;

- знать разряды предлогов;

- уметь правильно писать производные предлоги.

- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков. Дополните, кто может.

•        Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь.

•        Определяют учебную задачу

•        Прогнозируют повторение пройденного материала по морфологии.

Называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры.

Планируют новые знания.

Выполняют в «конспекте-сопровождении».

- Не хватает знаний, неизученный материал.

Самостоятельно формулируют учебные задачи.

Физминутка

  • Актуализировать необходимость активизации мозговой активности для достижения результатов в обучении.

- Обратимся к нашей памяти. Слайд № 6.

- Что нам поможет активизировать работу нашей памяти?

  • Выполняют упражнение

- Упражнения на активизацию  работы головного мозга «Лайк –Дизлайк» (Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ)

Организация познавательной деятельности

  • Организует самостоятельное определение предлога как части речи.

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. - Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом.(Заслушивание вариантов обучающихся)

- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка.

- Сравните свои записи с правилом в учебнике.

- Какие ключевые слова мы выделим в правиле?

После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. Слайд № 7.

- Допишите в свои определения необходимые слова.

  • Организует работу с текстом: отработка навыка различения предлогов от омонимичных частей речи.

-Вернёмся к нашему примеру. Слайд № 8.

Некрасов писал на/счёт женской красоты.– На/счёт банка поступили деньги.

-Теперь вы сможете определить, в каком предложении предлог?

-А почему слова пишутся по-разному?

 Работа по определению отношений, выраженных предлогами.

Выпишем словосочетание с предлогом: писал насчёт красоты.

Какую падежную форму существительного показывает предлог? Какова его грамматическая роль?

- Перед вами текст об отрывке из поэмы Н.А.Некрасова, который мы читали в начале урока. Сформулируйте задание, которое необходимо выполнить.

- Для самых смелых в «конспекте сопровождении две колонки. Догадайтесь: почему?

-Давайте выпишем по 5 примеров тех и других.

Работа на скорость.

Первые три ученика получают бонусный балл.

- К концу подходит наш урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Выполняя упражненья,

Развиваем мы мышленье,

Закрепляем знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

  • Инструктирует учащихся по выполнению

письменной части домашнего задания: выполнить упр. 334 и 337 из параграфа 27.

Выучить определение предлога;

  • Сообща формулируют.

-Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.

Объясняют свой выбор с помощью новых знаний о предлоге как части речи.

-Разные части речи. Предлог имеет свои особенности написания.

Слайд № 9, а также распечатка есть в «конспекте-сопровождении».

Н.А.Некрасов в своем произведении употребляет, наряду с другими тропами, сравнения: «со взглядом цариц». «словно солнце осветит», «рублем подарит».

Он использует, в сравнении с иными поэтами, в тексте много эпитетов: «во всякой одежде красива», «миру на диво», «ко всякой работе ловка». Несмотря на скромность крестьянки, её красоту дополняют метафоры: «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», а также преувеличения: «что взмах — то готова копна» и ставшее типичным описание настоящей русской крестьянки:

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет».

Вопреки общепринятому мнению, каждая строчка стихотворения наполнена любовью к русской трудолюбивой женщине, восхищением ее красотой, стойкостью и добротой.

- Выписать словосочетания с предлогами.

- Производные и непроизводные предлоги.

Взаимопроверка. Максимальное количество баллов: 10. Плюс трём ученикам по 1 баллу.

  • Анализируют домашнее задание и выявляют степень готовности к его выполнению

Подведение итогов

  • Проводит диагностическую работу и организует рефлексию. Оценивает работу на уроке.

- Сегодня мы с вами проделали огромную работу. Давайте подведем итоги.

- Добились ли мы цели, поставленной в начале урока? - Сможете ли вы сформулировать определение предлога как части речи и отличить от омонимов?

-Все помнят, какие пары слов называют омонимами?

- Для проверки усвоения данной темы я предлагаю выполнить «Экспресс Диагностику».

Если вы уверены в своем ответе, запишите номера с примерами в соответствующую колонку таблицы.

Если вы сомневаетесь, заполните предполагаемый вариант и поставьте рядом с номером !.

Если новая тема вызвала у вас трудности, рядом с примером поставьте ?

- В течение урока, мы выполняли упражнения и получали за них баллы. За активную работу на уроке получают дополнительный балл следующие ученики: …

-Подведем подсчет баллов. Если вы набрали 19 и более баллов, вы получаете за урок – «5».

Если ваше количество баллов 15-18, ваша оценка - «4».

Кто не смог набрать нужное количество баллов, не расстраивайтесь! Выполнив домашнее задание, вы улучшите свой навык и на следующем уроке обязательно получите оценку.

  • Осуществляют оценку собственной учебной деятельности

-Одинаковые по форме, написанию или произношению, но с разным лексическим значением.

СЛАЙД  № 10.

  1. Говорил насчёт красоты
  2. Решил вследствие раздумий
  3. Нашёл в следствии ошибку
  4. Положил деньги на счёт
  5. Завершил, несмотря на болезнь
  6. Говорил , не смотря в глаза
  7. Выздоровел благодаря врачам
  8. Ушёл, благодаря хозяйку
  9. В течении реки
  10. Читал в течение урока.

Предлог

Омоним предлога

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...