Мастер-класс по теме "Игровые технологии на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку
Русский язык является одним из сложных предметов для изучения в школе. Поэтому необходимо развивать интерес у учащихся к этому предмету. Мы, учителя, применяем различные педагогические технологии на своих уроках. К технологиям, которые вызывают интерес к преподаваемому предмету, можно отнести игровые технологии. Игровые технологии я использую на уроках русского языка в основном в 5-7-ых классах. Реже в старших классах. Но использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
«Игровые технологии на уроках русского языка»
Русский язык является одним из сложных предметов для изучения в школе. Поэтому необходимо развивать интерес у учащихся к этому предмету. Мы, учителя, применяем различные педагогические технологии на своих уроках. К технологиям, которые вызывают интерес к преподаваемому предмету, можно отнести игровые технологии. Игровые технологии я использую на уроках русского языка в основном в 5-7-ых классах. Реже в старших классах. Но использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. На таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес учащихся не только к изучаемым вопросам, но и к предмету в целом. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Дидактические игры побуждают детей проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», которую нужно разгадать.
Каждая такая игра возбуждает в школьнике чувство преодоления, стремление к победе.
Привлекает детей в игре и другая очень важная и в то же время простая сторона - доступность способов деятельности. Правила игры всегда понятны, просты и посильны.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе. Планируя свой урок, нужно выбирать ту или иную игру, исходя из целей и задач урока.
На своих уроках я использую различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешно усвоить материал, но и отдохнуть.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины).
2.Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания).
3.Игры-соревнования (учащиеся соревнуются, разделившись на команды).
Классификация дидактических игр по русскому языку:
Фонетические, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, морфологические, синтаксические, орфографические.
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной.
Предлагаю вам несколько игр по теме «Фразеологизмы».
Для начала определим очередность игроков.
1. Определите значение фразеологизмов.
1.Мартышкин труд – бесполезный труд.
2.Наломать дров – собственными действиями сделать себе хуже.
3.При царе Горохе – очень давно.
2. Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются животные, которые изображены»
1. Как корова на льду. Священная корова.
2. Подложить свинью. Свинья везде грязь найдет.
3. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга. Медвежий угол.
4. Собаку съел. Собака на сене. Собачий холод.
5. Хоть волком вой. Голодный как волк.
6. Коту под хвост. Тянуть кота за хвост. Кот в мешке.
7. Козел отпущения. Драть как Сидорову козу. Как от козла молока.
3.Кто-то подшутил и рассыпал на отдельные слова фразеологизмы. Кто быстрее и правильно их соберет?
I
Свистит ветер в карманах.
В ежовых рукавицах.
Расхлёбывать кашу.
II
Канул в воду.
Душа в пятки ушла.
Заметать следы.
III
Бить баклуши.
На ночь глядя.
Вертится на языке.
4.Игра «Лицедеи».
Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальным участникам угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Работать в поте лица.
Держи карман шире!
Моя хата с краю.
Наступить на грабли.
Навострить уши.
Зарубить на носу.
В рот воды набрал.
Намылить шею.
Надуть губы.
5. Найдите фразеологизмы-синонимы
Бить баклуши Лодыря гонять
Водить за нос Намотать на ус
Зарубить на носу Обвести вокруг пальца
С гулькин нос Кот наплакал
6. Игра «Угадай профессию» (род деятельности)
Стричь под одну гребенку - парикмахер
На живую нитку - портной
Сложить оружие - военный
Брать на прицел - охотник
Закидывать удочку - рыбак
В час по чайной ложке - врач
Играть первую скрипку - музыкант
Петь с чужого голоса - певец
Открыть Америку - путешественник
Ждать у моря погоды – мореплаватель, моряк, рыбак
Попасть в ловушку - охотник
Сгущать краски - художник
Ход конем - шахматист
С больной головы на здоровую - врач
7. Игра «Аукцион»
Подберите как можно больше фразеологизмов со словами
1.Нос
2.Уши
3.Ноги
В заключение хотелось бы сказать, что игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологизм - это у стойчивое сочетание слов, употребляемое в переносном значении, которое часто можно заменить одним словом. Например: - кусать локти (сожалеть ) - намылить шею (побить) - стреляный воробей (опытный, бывалый) - Лиса Патрикеевна (хитрый )
1 . Определите значение фразеологизмов 1. Мартышкин труд
2. Наломать дров
3. При царе Горохе
2 .Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются животные, которые здесь изображены
1. Как корова на льду. Священная корова. 2. Подложить свинью. Свинья везде грязь найдет. 3. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга . Медвежий угол. 4. Собаку съел. Собака на сене. Собачий холод. 5. Хоть волком вой. Голодный как волк. 6. Коту под хвост . Тянуть кота за хвост. Кот в мешке. 7. Козел отпущения. Драть как Сидорову козу . Как от козла молока.
3 .Собери фразеологизмы I Свистит ветер в карманах. В ежовых рукавицах. Расхлёбывать кашу. II Канул в воду. Душа в пятки ушла. Заметать следы . III Бить баклуши. На ночь глядя. Вертится на языке.
4 .Лицедеи I Работать в поте лица. Держи карман шире. Моя хата с краю. II Наступить на грабли . Навострить уши. Зарубить на носу. III В рот воды набрал. Намылить шею. Надуть губы.
5 .Найдите фразеологизмы-синонимы Бить баклуши Лодыря гонять Водить за нос Намотать на ус Зарубить на носу Обвести вокруг пальца С гулькин нос Кот наплакал
6. Игра «Угадай профессию, род деятельности» Стричь под одну гребенку На живую нитку Сложить оружие Брать на прицел Закидывать удочку В час по чайной ложке Играть первую скрипку Петь с чужого голоса Открыть Америку Ждать у моря погоды Попасть в ловушку Сгущать краски Ход конем С больной головы на здоровую
7. Игра «Аукцион» Подберите как можно больше фразеологизмов со словами 1. Нос 2. Уши 3. Ноги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Мастер-класс "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Данная презентация содержит описание опыта по использованию ИКТ на уроках английского языка....
Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"
Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...
Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»
Предлагаемый материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...
Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ...
Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Задачи мастер-класса:- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала п...
Мастер класс «Использование элементов сингапурской технологии на уроках русского языка»
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.Данную технологию с...