Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»
учебно-методический материал по литературе на тему

Форманенко  Тамара Ивановна

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными,  интересными и развивающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_priyomy_ispolzovaniya_pedtekhnologiy.doc111.5 КБ
Office presentation icon master-kl.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

        Форманенко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ города Пионерского

Мастер-класс

«Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Содержание занятия:

1. Представление учителем педагогического опыта

- краткая характеристика основных идей технологий

- характеристика наиболее эффективных приёмов

- результативность деятельности обучающихся

- определение основных приёмов работы, которые будут продемонстрированы слушателям

2. Проведение имитационной игры

- демонстрация приёмов эффективной работы с обучающимися, условно разделёнными на 3 творческие группы «Дикторы и Грамотеи», «Эрудиты», «Художники» (слушатели играют две роли, являясь обучающимися и экспертами)

3. Рефлексия

- дискуссия по результатам совместной деятельности

1. Представление педагогического опыта

        Ни у кого сегодня не вызывает сомнения тот факт, что в современном обществе, в эпоху информации   коммуникация, уровень образованности, креативность  составляют основу развития и благополучия человеческой личности.        

        Крайне важно, чтобы в экономику, науку, культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому, что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

        Наряду с ключевыми образовательными компетенциями, формирование которых является целью современного школьного образования, выделяются три основные предметные компетенции: лингвистическая и языковая (рассматриваются в единстве), коммуникативная и социокультурная. Как отмечается в проекте развития российского образования на период до 2020 года, «важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты».

Перед современной школой стоит задача подготовить выпускников, обладающих такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность.

Важно выпустить из школы социально адаптированную творческую личность.

Несомненно, результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся. Как помочь ученику выявить, раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал в условиях современной школы?

        Изучая различные  образцы педагогического опыта,  убедилась, что в основе эффективного влияния учителя на личность ребенка, обеспечивающего принятие им ценностей, ролей, жизненных смыслов  лежит не отдельный прием или даже не стилевая манера профессионального поведения, а достаточно сложившаяся, целостная авторская педагогическая система. Сколько лет работаю в школе, столько и создаю свою педагогическую систему, всей своей деятельностью пытаюсь ответить на вопросы: «В чем состоят цели обучения моему предмету вообще и в каждом конкретном классе? Каким современным педагогическим технологиям я отдаю предпочтение?  В чем состоит моя авторская технология?»

        Целью своей педагогической деятельности считаю оптимальное взаимодействие учителя, творчески мыслящего, открытого всему новому, и критически мыслящего ученика с целью формирования коммуникабельной личности,   способной к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владеющей культурой слова, устной и письменной речью, умеющей ориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.

        Ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Формирование общекультурной, учебно-познавательной,  коммуникативной, информационной  компетенций, компетенции личного самоусовершенствования, воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
  2.  Учет личностных индивидуальных особенностей учащегося на всех уровнях образовательной системы.
  3.  Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования информационных компьютерных технологий.

        В своей педагогической практике опираюсь на те образовательные технологии, которые, на мой взгляд, позволяют повысить мотивацию обучения и интерес детей к обучению в школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают им ощущение творческой свободы  и, самое главное, приносят радость и удовлетворение.

        Это, на мой взгляд, следующие педагогические технологии:

  • Технология развития критического мышления
  • Технология уровневой дифференциации
  • Технология современного проектного обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии

«Применение приёмов и элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как одно из условий повышения познавательного интереса учащихся» - так сформулирована моя методическая тема. Вначале приведу некоторые теоретические сведения,  составляющие основу названной педагогической технологии.

        Эта технология даёт возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.

        Думать критически – значит использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск  ответов.

 Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.  

        Урок, построенный на основе технологии  развития  критического мышления, в отличие от традиционного, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

        В основе технологии развития критического мышления (далее РКМ) лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Фаза вызова
  2. Фаза осмысления
  3. Фаза рефлексии

        Эта модель задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон.

        Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.

        Остановимся на некоторых приёмах технологии РКМ, которые я систематически и, на мой взгляд, эффективно использую в своей работе.

Стадия вызова

        Первая фаза  ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Наиболее эффективными приёмами на этой стадии, на мой взгляд, являются «Мозговой штурм», «Корзина» («Версии»), а также «Кластер» 

        Составление кластера - графического систематизатора, схемы, которая может быть использована как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.  Кластер -  выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

На первых порах составляю кластер сама или совместно с учениками, на следующем этапе обучения мотивированным учащимся предлагаю создать кластер самостоятельно.

        Проведение имитационной игры

        Слушатели  с помощью учебника составляют кластер по теме «Город» (учебный курс «Истоки»(6 класс)

Стадия осмысления

Главными задачами этой фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

Эффективные приёмы:

  • чтение текста с остановками
  • маркировка текста символами
  • составление таблиц
  • «толстые» и «тонкие» вопросы
  • кластер

Чтение с пометками INSERT. Маркировка текста символами(это может быть как теоретический материал по русскому языку, так и литературоведческий материал)  на полях значками по мере его чтения делает зримым процесс накопления информации.

  • «V» – уже знал
  • «+» – новое
  • «-» – думал иначе
  • «?» – не понял, есть вопросы

Приём «тонких» и «толстых»  вопросов

        Кто...?   Что...?   Когда...?   Как зовут...?   Было ли...? – тонкие вопросы, требующие однозначных, кратких ответов.

        Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...? Верно ли ...?  - толстые вопросы, требующие глубокого осмысления проблемы и развёрнутого аргументированного ответа.

        Проведение имитационной игры

        Слушатели  составляют  кластер по теме «Имя числительное» 6 класс)

     Стадия  рефлексии

Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Эффективные приёмы:

  • Дискуссия
  •  Эссе
  •  Фиксация рассмотренного материала:

 - схемы

 - кластер

 - синквейн

        Эссе, сочинение рассуждение – традиционное задание ученикам на стадии рефлексии на уроке литературы. Причём эту работу начинаю уже с пятиклассниками. Ребята пишут сочинения-рассуждения на темы: «Каков смысл названия рассказа К.Паустовского «Тёплый хлеб?»,  «Почему маленькая Герда победила Снежную королеву?» и другие. Традиционные  темы сочинений по литературе заменяю такими, которые требуют творческого подхода к их раскрытию, развивают самостоятельность мышления. Так, в 9 классе после изучения творчества ряда писателей 2-й половины ХIХ века предложила ребятам написать сочинении-эссе, выбрав одну из следующих тем:

  • Чем повесть Ф.Достоевского «Белые ночи» интересна современному читателю?
  • Какие «правила жизни» Николеньки  Иртеньева кажутся вам важными и сегодня? (по повести Л.Толстого «Детство»)
  • Как вы понимаете слова Л.Толстого: «Достоинство творчества Чехова в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и человеку вообще»? (тему раскройте на примере рассказов «Тоска», «Смерть чиновника»)

        Синквейн – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, по определённой схеме, выбрав точные слова, ученики  описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность при создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными.

В прошедшем учебном году создан печатный творческий сборник «Синквейн» (учитель демонстрирует сборник), куда помещены лучшие пятистишия на различные темы, созданные учащимися разных классов за несколько лет.

Правила написания синквейна следующие:

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Примеры:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.

Идеальный, естественный, грустный.

Размышлять, представить, подражать.

Протест против испорченности аристократического общества.

Чувства.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

   Гениальный, праведный

   Гордится своей Родиной, трудится, учит

   Преодолевает всё, что останавливает  обыкновенные умы

  Патриот

        Пирогова Дарья

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Сияющий, особенный

Интересует, волнует, вдохновляет

Изменяет отношение к поэзии

Звёзды

          Шуруева Надежда

        Слушателям  группы «Художники» предложено к концу мастер-класса составить синквейн на одну из тем: «Наш семинар», «Мастер-класс», «Учение», «Учитель», «Ученик»

Технология уровневой дифференциации

Принимая во внимание и мнение  Ш.А.Амонашвили, который считает, что обучение должно быть  «вариативным к индивидуальным особенностям школьников» и будучи полностью с ним  согласна, в течение всей своей педагогической деятельности практикую разделение классов на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика - внутреннюю дифференциацию. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. Группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

        Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися? Считаю эти положения крайне важными и ориентируюсь на них в своей работе.

  • Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
  • Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
  • Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
  • Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

        Считаю, что, руководствуясь общими научно–методическими  рекомендациями ученых–филологов и методистов, учитель должен создавать свою  целенаправленную систему работы со словом, работу по формированию навыков культуры речи. В течение ряда лет я занималась разработкой  мобильного динамического блока  уроков, упражнений, заданий, тестов, основным содержанием которых является систематическая углубленная работа со словом, с различными видами языковых норм.

        Данный блок, или цикл,  уроков в классах среднего звена (5 – 9 классы) назван «Встреча со словом». В классах старшей ступени (10 – 11 классы) подобные занятия  проходят под названием «Культура речи».

        На основании практической работы, а также исследования литературы научно–методического характера нами разработана и апробирована на практике авторская классификация различных видов работ со словом, в том числе работ по формированию у школьников навыков культуры речи.

         1 группа  –  работы общего характера, формирующие общую лингвистическую компетенцию учащихся, т. е. знания об истории  лингвистики, об ученых–филологах.

          2 группа  -  упражнения по формированию практических навыков работы со словом

  • Диктор
  • Справочное бюро
  •  Эрудит
  • Верно ли?
  • Солнышко (Лотерея, Грамотей)
  • Редактор
  • Лингвистическая разминка (задания на блоге учителя  formanenko.blogspot.com)
  • Проверяем свою грамотность         

      3 группа –  работы, направленные на языковое просвещение учащихся

  • устные лингвистические журналы «Говорите правильно!»
  • печатные сборники творческих работ
  •  рукописные и печатные поэтические сборники
  •  устные лингвистические бюллетени  «К истокам слова» («В музее слов»)

          Предлагаемый блок работ является мобильным и динамичным, названные работы могут быть проведены в разноуровневых классах при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка. Большинству работ даны интересные названия, привлекающие внимание школьников, вызывающие активность детей при их выполнении.          

        Содержание урока «Встреча со словом» составляют несколько (5 – 8 в зависимости от подготовленности учащихся каждого класса) работ, взятых из нескольких  групп предложенной классификации. Такой урок представляет собой урок– игру со словом. Он дает каждому ребенку возможность проявить себя в интересной для него деятельности, развивает такие качества личности, как общительность, раскованность, умение и желание взаимодействовать в коллективе.  В старших классах занятия  проводятся на   более высоком теоретическом уровне.

Данный  методический материал  изложен в статье «Различные виды работ со словом», опубликованной в Приложении к газете «Первое сентября» «Русский язык» (№20, октябрь 2009 года,  с.23-28).

        На уроках литературы основной акцент я делаю на самостоятельные, проблемно-поисковые и творческие работы, вовлекая детей в познавательную деятельность. Участие в такой деятельности позволяет сформировать у учащихся определенный набор личностных, социальных и общекультурных компетенций. С учётом дифференцированного подхода предлагаю ребятам задания по литературе различного уровня сложности:

  • Составление синквейна
  • Составь «тонкие» и «толстые» вопросы
  • Сочинение-размышление
  • Поэтическая тетрадь
  • Создание иллюстраций к произведениям
  • Рисунок герба героя произведения (демонстрируется сборник)
  • Создание сборника афоризмов (демонстрируется сборник)
  • Составление вопросов к  итоговой викторине (по определённой схеме)

Задание к викторине

1. Узнай писателя по факту его биографии

2. Назови героя по описанию (цитата)

3. Укажи автора произведения

4.Термины

Лирика - …

…….  -  речь одного лица

         Выполнений указанных заданий  позволяет каждому ученику проявить свои способности, а также в творческой работе закрепить полученные знания.

        Слушателям  группы «Эрудиты» предложено ответить на вопросы викторины по произведениям курса  6 класса  (программа под редакцией В.Я. Коровиной

Технология современного проектного обучения

Метод учебного проекта – это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Термин «проект» – (от лат. Projektus, буквально – брошенный вперед) –  это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

        Проектная методика способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. У учащихся появляется возможность больше работать и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Становится явной личная ответственность за свои знания и навыки, умение включать их  в реальную деятельность.

        Тематика наших творческих сборников разнообразна. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах сочинений разного уровня, создают прекрасные эссе и стихотворения, выражая свою жизненную позицию, критически осмысливая действительность.

        Лучшие работы включены в наши совместные творческие проекты: «Весенняя капель», «Лето, лето, сказочное лето!», «Осень – золотая волшебница», «Среди большой войны жестокой», «Нашему краю – 65», «Моё любимое животное».

        В настоящее время практически завершена работа над творческим сборником «Идёт волшебница-зима…». Перечислю основные этапы работы над созданием вышеупомянутого проекта:

  • Создание сочинений-миниатюр (зарисовок, этюдов)
  • Создание сочинений (6 класс – сочинение - описание «Каким я увидел зимний лес»,  9 класс - путевые заметки «Путешествие по зимнему Пионерскому»
  • Редактирование, создание печатных вариантов
  • Работа иллюстраторов, оформителей
  • Формирование сборника

            (Слушателям группы «Художники» предложено завершить формирование сборника)

        На занятиях курса «Истоки», работая над темой «Слово и образ Отечества», также создаём творческие проекты: «Моя малая родина», «Россия – это…», «Мой город у моря» (проекты демонстрируются).

        (Слушателям группы «Художники» предложено создать страничку проекта «Россия – это…»)

        В рамках Дня открытых дверей провела в 8 «А» и 8 «Б»  классах уроки развития речи в форме деловой игры «Мы делаем газету». Готовились к уроку в течение недели, распределялись роли, подбирался материал. На уроке каждый ученик был занят своим делом, это была дружная слаженная работа редакции газеты, которую мы назвали «Янтарная волна» и посвятили 65-летию образования Калининградской области. Работали главный редактор и его помощники, оформляли газету художники, группы журналистов получили задание написать репортаж, портретный очерк, статью на актуальную тему. В работающей при нашей газете так называемой «Школе начинающего журналиста» группой ребят была создана презентация Power Point «Публицистический стиль и его жанры». А фотокорреспонденты освещали процесс создания газеты. Это ли не возможность для развития критического мышления ученика, это ли не способ показать свои возможности!

        Это урок помог мне по-новому посмотреть на своих учеников, увидеть, что все они умеют творчески и увлечённо работать, умеют рассуждать, мыслить. А мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

На мой взгляд, использование вышеописанных приёмов результативно и эффективно, действительно способствует формированию для каждого обучающегося собственной образовательной траектории, повышению языковой компетентности школьников, дальнейшему развитию их познавательной активности.

        В заключение хотелось бы пожелать своим коллегам «устремлённости к самовоспитанию и самосовершенствованию» (Шалва Амонашвили). Это очень важно и нужно – стремиться стать лучше, богаче душой, совершеннее.

        «Памятка»   Шалвы  Амонашвили – это обращение ко всем нам, возьмите на заметку слова мудрого педагога:

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

   2.    Проведение имитационной игры

        Слушатели распределены на 3 группы, которым  предлагается выполнить различные виды работ, прокомментированных в теоретической части мастер-класса.

1 группа    ДИКТОРЫ  И  ГРАМОТЕИ

Работы   «Солнышко» («Лотерея», «Грамотей»), «Диктор»,  «Проверяем свою грамотность»)

     2 группа    ЭРУДИТЫ

Работы  «Справочное бюро», «Эрудит»,  «Викторина», устный бюллетень «К истокам слова»)

      3 группа   ХУДОЖНИКИ

Оформление проектов «Россия –это…», «Идёт зима-волшебница…», создание синквейнов

3. Рефлексия (обмен мнениями)

 Синквейн по итогам работы:

НАШ СЕМИНАР

Насыщенный, познавательный,

Творим, накапливаем опыт, развиваемся

Устремлённость к самосовершенствованию — это важно!

Полезное общение

Литература

  1. http://festival.1september.ru
  2. Веденина Т. И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. http://festival.1september.ru.
  3. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №15/2004
  4. Матвеева И. А.. Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов. http://festival.1september.ru.
  5. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. РЯШ, №3, 2007
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Москва, НИИ школьных технологий, 2006.
  7. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. ИД «Первое сентября»,  газета «Русский язык» №18, 19/2005
  8. Хрущёва А.И. Освоение синквейна. ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №18/ 2006

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения

Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образова...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Главная задача моей педагогической деятельности - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу к...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

В работе учителя русского языка использование различных технологий помогает не только улучшить образовательный процесс, но и сделать его более эффективным и интересным для учащихся. Рассмотрим три осн...