Мастер класс «Использование элементов сингапурской технологии на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.
Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развития школьного образования. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.
В основе сингапурской технологии лежит командная работа, которая основывается на создании комфортной психологической атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 403.56 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии
Айдарова Светлана Николаевна,
учитель русского языка
Мастер-класс
«Использование элементов сингапурской технологии на уроках русского языка»
2019 г.
Цель мастер - класса:
Представление в активной форме опыта работы по использованию элементов сингапурской технологии на уроках русского языка.
Задачи:
1.Мотивация педагогов к овладению методикой сингапурской технологии.
2.Совместная отработка методических приемов по внедрению сингапурской технологии.
3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель-мастер: Вопрос к участникам мастер-класса: «А чему ещё учат в современной школе?»
Предполагаемые ответы:
Если раньше мы работали над развитием умений и навыков, то теперь для нас главное - развитие личности ребенка. Важно научить ребенка учиться.
Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания.
Мы должны научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя.
Учитель-мастер:
Я не являюсь приверженцем какой-то одной педагогической технологии, поэтому стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.
Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развития школьного образования. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.
В основе сингапурской технологии лежит командная работа, которая основывается на создании комфортной психологической атмосферы.
Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.
При обучении по сингапурской методике дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
1. Структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Парты должны отходить лучами от учительского стола, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Учитель, ведя урок, делает объявления: «Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Каждый ребенок имеет свой номер в команде.
Фрагмент урока: организационный момент.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
2. Структура ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Учитель делает хлопок, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.
3. Технология «Круги» Дети встают в два круга: внешний и внутренний. Движение внутреннего и внешнего круга определяет учитель. Внутренний круг со шпаргалками или готовыми карточками с вопросами, внешний круг-с ответчиками. Затем ученики могут меняться ролями. Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» в руках у учащихся внутреннего круга карточки со словами. С одной стороны карточки напечатаны слова с пропущенными буквами, с другой всё слово. Учащиеся внешнего круга называют пропущенную букву. Учащиеся внутреннего круга проверяют их ответы. Учащиеся внешнего круга двигаются по часовой стрелке.
4.Технология «Свидание»
Для взаимодействия учащихся в парах организуется назначенная встреча по времени. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить выполнение домашнего задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает рассказать изученное правило друзьям, выбранным на 3 часа.
Нужно поблагодарить друг друга.
В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
5.Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).
Фрагмент урока: актуализация знаний.
Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами. Например, тема «Состав слова».
Вопросы: Что такое корень слова? Как найти корень в слове? Что такое суффикс? Что такое приставка? Как найти окончание? и.т.д.
5. Технология «Мысли на столе»
На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделить его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Получается 16 листочков. На каждом листочке учащиеся пишут слова, согласно задания учителя. Участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Удобно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении.
Варианты заданий: напишите слова, которые являются одушевлёнными именами существительными. Напишите слова по теме «Зима». Напишите по 4 слова на правописание имён существительных с шипящими на конце…
6. Технология «Крестики-нолики»
Структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Для выполнения можно использовать готовые карточки с одним словом на каждой или использовать карточки игры «Мысли на столе». Разложить их в формате 3х3. Из 16 остаётся 9. Каждый листочек нужно пронумеровать.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Далее учащиеся составляют предложения с использованием любых трёх слов, находящихся на одной линии. Каждый читает своё предложение по алгоритму: номера слов, слова, предложение. Выбирается лучшее предложение.
7. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Этот фрагмент урока может выглядеть следующим образом.
Учитель дает задание:
- Сейчас мы должны вспомнить все об имени существительном. Посередине запишите понятие имя существительное. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, характеристику, вопросы, примеры и антипримеры. Каждый выполняет самостоятельно (5 минут). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2 и т.д. После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры. Определение: имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Характеристика: изменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Примеры: город, мальчик, река, друг, газета. Антипримеры: прыгать, сильный, пушистый, весело.
8. Структура МИКС ФРИЗ ГРУП (технология «Заморозки») – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Фрагмент урока: физкультминутка (1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
Сколько звуков в слове вьюга?
Сколько звуков в слове день?
Сколько гласных в слове мороз?
Сколько слогов в слове деревья?
Сколько гласных букв в русском языке?
Сколько падежей в русском языке?
9. Оценивание на уроках с использованием обучающих структур сингапурской технологии
1. «Цветные поля».
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Алгоритм:
1. Ученик, выполняя письменную работу, на полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
2. «Кубик»
Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
Отвечают на выпавший вопрос.
Рефлексия. Технология «3-2-1» Учитель-мастер:
Назовите:
3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали;
2 элемента, которые вы планируете использовать на своих уроках;
1 комментарий или вопрос, возникший сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Данная презентация содержит описание опыта по использованию ИКТ на уроках английского языка....
Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...
Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...
Самообразование по теме: «Использование элементов новых технологий на уроках русского языка и литературы»
Самообразование...
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можн...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В работе описано пложительное влияние на эмоциональное состояние учащихся использование интеграции различных видов искусства...