Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Задачи мастер-класса:
- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение мотивации педагогов к активному использованию игровых технологий, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-master-klass_naplavkova_e.a.docx | 51.96 КБ |
igry-master-_klass_naplavkova_e.a.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Корляки,
Санчурского р-на, Кировской обл.
Мастер-класс по теме:
«Игровые технологии на уроках русского языка»
Цель: представить технику применения игровых технологий на уроках русского языка. (с-2)
Задачи мастер-класса:
- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение мотивации педагогов к активному использованию игровых технологий, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим. (с-2)
Ход мастер – класса:
1.Введение.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного.
Моим девизом являются слова К. Д. Ушинского: (с-3)
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я нашла такую расшифровку, c которой полностью согласна и предлагаю её вашему вниманию: (с-4)
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Поэтому, я не только учу детей, но и постоянно учусь сама.
Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Поэтому и мы с вами должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка в 5-7-ых классах, в которых я преподаю.
2.Теоретическая часть.
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. (с-5)
Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. (с-5)
Игровые технологии используются для решения следующих задач: (с-6)
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: (с-7)
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Педагогическая игра обладает существенными признаками: (с-8)
- четко поставленная цель обучения и воспитания;
- вовлечение всех учащихся класса;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Новизна.
Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать и выискивать из разных источников больше интересных и разнообразных игр при изучении всех тем русского языка.
Исходя из своего большого педагогического опыта, преподавания в начальных классах, я знаю, что на уроках с использованием игры, ученики работают более активно.
Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе: при актуализации знаний, при проверке домашнего задания, при выполнении контрольной работы, при обобщении, в качестве «разминки». Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра (называем уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)., если как средство обучения, то это дидактические игры.
Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
Выделяют следующие виды дидактических игр: (с-9)
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) (с-10)
1.Фонетические и орфоэпические
--- «Соберем букет».
Цель: различение твердых и мягких согласных.
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).
--- «Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2.Лексико-фразеологические
--- «Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
--- « Переводчик»
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.
Око - (глаз).
Чело - (лоб).
Выя - (шея).
Длань - (ладонь).
Чрево - (живот).
Перст - (палец).
Десница - (правая рука).
3.Игры по морфемике и словообразованию
--- В качестве разминки в середине урока.
Задание:
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
• Прил…гать усилия.
• Сл…жить вещи.
• Отл…жить празднование.
• Возл…гать надежды.
• Предл…жить блины.
• Безотл…гательное дело.
--- «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан.
Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др..
Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
---«Футбол»
От каждой команды (ряда) приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).
--- «Орфографический марафон»
Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.
5.Синтаксические игры.
--- «Серпантин»
фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными
Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое
любимое занятие.
6.Морфологические игры
---«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
--- «Пинг – понг»
Используется для закрепления знаний о частях речи. Обучает правильному употреблению их в речи.
Условия игры: Учитель называет часть речи – учащиеся приводят примеры. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается. (список игр можно продолжить, я выбрала наиболее используемые)
3.Практическая часть.
- Есть такие замечательные слова:
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
Поэтому я хотела бы предложить вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках.
Вы знаете, передо мной всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Чтобы дети на уроке не клевали носом, а шевелили мозгами. Поэтому я зарубила себе на носу, что всегда лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Уважаемые коллеги!
Какую особенность вы заметили в моем выступлении?
(Фразеологические обороты)
Тема является актуальной и значимой, так как обогащает словарный запас, развивает речь учащихся, они учатся уместно употреблять фразеологизмы, проникают в тайны истории и происхождения слов, на ГИА и ЕГЭ задания по фразеологии содержатся.
- Итак. Давайте начнем.
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства, а вы – ценные сотрудники этого заведения и свидетели.
К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.
(работа в парах -2)
Первое задание. Вы должны сейчас помочь написать объявление.
Цель: 1) проверка дом. задания (правило)
2) изучение нового
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Второе задание. Вы должны восстановить картину преступления.
Цель: 1) применение знаний (даются фразеологизмы, выяснить значение)
2) изучение нового
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ________________.
-Ты куда мчишься _______________?, - кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ___________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
- Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемые свидетели, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:
1. После дождичка в четверг - никогда
2. Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
3. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
4. На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий
5. На краю земли - где-то очень далеко
6. Работать, засучив рукава - работать горячо, со старанием
7. Затаив дыхание – очень внимательно слушать, смотреть
8. Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно
9. Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
10. Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
- Молодцы! Вы очень ценные свидетели.
Проверяем выполненные задания №1, (с-11) №2. (с-12)
Какие фразеологизмы по происхождению вы использовали в своей работе? (исконно-русские)
(с-13)
Русский язык богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники их возникновения различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, песен, загадок, литературных произведений. (заранее готовят дети)
Итак, переходим к третьему заданию.
Цель: 1) применение знаний (древнегреческие мифы)
2) изучение нового
Задание №3.
Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко).
Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов)
Молодцы.
Вот и первый фразеологизм, возвращаем его хозяину.
(с-14)
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды. (заранее готовят дети)
Задание №4
- А наши агенты принесли улику. Это бумага.
Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага?
(с15)
(готовили дома фразеологизмы со словом бумага)
Бумага всё стерпит | Напоминание о том, что любая письменная информация может быть ложью. |
Содержание написанного не внушает доверия.
Бумага всё терпит (бумага не краснеет). Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106-43 гг. до н. э.); в его письмах «К друзьям» встречается выражение: «Epistola non erubescit» –
«Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.
Бумага все стерпит – это следующий найденный фразеологизм.
И я вижу, что вы готовы к следующему заданию
Цель: применение знаний
Задание №5.
«Кто больше?» или «Найди фразеологизмы»
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…
- Поступили сведения, что в городе видели пропавшие фразеологизмы. Для того, чтобы нам опросить свидетелей, наши агенты составили фоторобот этих фразеологизмов.
Уважаемые свидетели, внимание на фоторобот!
Цель: развитие мышления (разминка-отдых)
(картинная галерея с-16,17,18,19,20,21)
Вот мы вернули ещё несколько фразеологизмов.
- Группы, вы готовы? Слушаем найденные фразеологизмы ( их всего 16) и их значение. (пары называют по очереди)
(с-22)
Вывод: фразеологизмы необходимы, ведь они обогащают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной. (с-23)
- Уважаемые коллеги, спасибо за работу.
Клиент остался доволен, пропавшие фразеологизмы возвращены на место, а
мы сегодня с вами не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
На слайдах предлагаю ещё несколько заданий, которые можно использовать на уроке. (с-24,25,26,27,28,29)
4.Заключение.
Таким образом, если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, а как писал В.А. Сухомлинский
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Я желаю, чтобы любой урок давался вам без сучка, без задоринки, чтобы вы всегда чувствовали себя в своей тарелке, а дети ловили каждое ваше слово и все были на седьмом небе от счастья!
(с-30)
C началом учебного года!
Подготовила:
учитель русского языка
Наплавкова Елена Анатольевна
2017 год
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ____________________________________________________________.
-Ты куда мчишься ________________________________________?,
- кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ________________________________________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий ____________________________________________________________,
а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и _____________________________________________________, книгу у него из рук как ______________________________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон,
на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ____________________________________________________________.
-Ты куда мчишься ________________________________________?,
- кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ________________________________________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий ____________________________________________________________,
а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и _____________________________________________________, книгу у него из рук как ______________________________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон,
на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №5.
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…
Задание №5.
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…
Задания по фразеологии:
- Назовите фразеологизмы, которые здесь изображены. (картинки)
2. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте:
1.- Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
2.- На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
3.- Бросились искать приезжего, а его и след ...
4.- У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
5.- Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
6. - Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
7. - Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
3. Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях:
- Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.
- Девочка болела, и мама носила ее на руках.
4. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?
Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали, сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.
5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: представить технику применения игровых технологий на уроках русского языка. Задачи мастер-класса: - реализация заявленной темы мастер-класса на практике; - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; - повышение мотивации педагогов к активному использованию игры, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим.
Девиз: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни". К.Д. Ушинский
. М - мудрость, приобретенная с годами. А - активность, в ней сила, здоровье, успех. С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!« Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха. Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
Игровые технологии используются для решения следующих задач: - активизация познавательного интереса; - развитие коммуникабельности; - создание условий для творческого самовыражения; - развитие памяти, внимания, мышления, воображения; - конструктивное общение в составе социальной группы; - создание позитивного психологического климата в коллективе.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках.
Педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленная цель обучения и воспитания; вовлечение всех учащихся класса; управление ходом игры; сочетание индивидуальной и коллективной работы; подведение итогов и оценивание; повышение познавательной мотивации учащихся .
Виды дидактических игр : 1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды
Классификация дидактических игр: ( классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) 1.Фонетические и орфоэпические ( «Соберем букет», «Пригласи на обед» ) 2.Лексико-фразеологические ( «Собери фразеологизм», « Переводчик») 3.Игры по морфемике и словообразованию («Разминка», «Чьё гнездо больше?») 4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. ( «Футбол» , «Орфографический марафон») 5. Синтаксические игры. ( «Серпантин») 6. Морфологические игры (« Мягкая посадка», « Пинг – понг »)
Задание №1. Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах. Внимание! Пропали фразеологизмы. Особые приметы: ___________________________________________________ Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно- русские и заимствованные.
Задание №2. Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы. Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору сломя голову. -Ты куда мчишься как угорелый ?, - кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ: - На кудыкину гору . Тем временем, свидетель Петров Василий считал ворон , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и глазом моргнуть , книгу у него из рук как ветром сдуло.
Крылатые слова и выражения, созданные писателем голый король, счастливые часов не наблюдают Откуда берутся фразеологизмы Старославянские как зеницу ока, не от сего мира Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья
Задание №3. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война. Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды .
Задание №4. Бумага всё стерпит - напоминание о том, что любая письменная информация может быть ложью. Содержание написанного не внушает доверия. Бумага всё терпит (бумага не краснеет). Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106-43 гг. до н. э.); в его письмах «К друзьям» встречается выражение: « Epistola non erubescit » – «Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.
. «Море по колено» Ничто не страшно .
. «Как две капли воды» Очень похожи друг на друга.
. «Тянуть кота за хвост» Надолго затягивать какое-либо решение или дело.
. «Не разлей вода» Дружные ребята
«Плясать под чужую дудку» Беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на шею» Быть обузой для другого человека.
Задание №5. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял , чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое , что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода , все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют ...
Вывод: фразеологизмы необходимы , ведь они обогащают нашу речь , делают ее более яркой и выразительной .
Назовите фразеологизмы, которые здесь изображены.
Назовите фразеологизмы, которые здесь изображены.
Надо самому отвечать за свои поступки , а не прятаться ... 2.На садовом участке ребята работали дружно , старались не ударить … 3.Бросились искать приезжего, а его и след ... 4. У Сережи с Мишей дружба крепкая : их водой ... 5.Ты всегда преувеличиваешь , делаешь из мухи ... 6 . Мы его расспрашиваем , а он словно воды ... 7 . Обиделся Петя на замечания товарищей , надулся как ... Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке. Девочка болела , и мама носила ее на руках . Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов ? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво , как курица лапой , написал заглавие. Женя остановилась , до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым , глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили , но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился .
Прочитайте предложения . Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите . Вера Сергеевна объясняла решение задачи , но Петя не слушал . Ира узнала , что поездка откладывается , и загрустила . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались , что он нас обманывает . Первого сентября Уля проснулась очень рано .
С началом учебного года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"
Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"...
Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ...
Сообщение на тему: « Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Как и какие игровые технологии рекомендуется применять на уроках русского языка и литературы. Примеры, анализ....
Обобщение опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского языка."
В работе дано обобщение педагогического опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского языка."...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Мастер-класс по теме "Игровые технологии на уроках русского языка"
Русский язык является одним из сложных предметов для изучения в школе. Поэтому необходимо развивать интерес у учащихся к этому предмету. Мы, учителя, применяем различные педагогические технологии на с...