Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок на тему "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в 9 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Скалистская средняя общеобразовательная школа».
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ
ПРИДАТОЧНЫМИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Учитель
русского языка и литературы
Кенжебаева Л.И.
п .Скалистый
2023 г.
Тема урока: СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С
НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.
Цели урока: обучающая – научить определять вид подчинения,
если сложноподчинённое предложение
с несколькими придаточными,
повторить с учащимися виды
сложноподчинённых предложений,
повторить правило постановки знаков
препинания в сложноподчинённом
предложении;
развивающая – развитие и совершенствование навыков
анализа предложения, анализа и построения
текста, применения правил на письме;
воспитательная – воспитание интереса и уважения к
языку, воспитание активной
жизненной позиции.
Средства обучения: учебники, тетради, компьютер, тесты.
Методы обучения – фронтальный опрос, просмотр презентации с
помощью проектора и компьютера, анализ пред-
ложений и текста, выполнение тестов.
Тип урока – комбинированный.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
- Повторение:
Слайд №1.
На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
Вместе с учащимися вспоминаем признаки сложноподчинённого предложения. Записываем предложения в тетради.
Слайд №2.
- Я не удивился его поступку, потому что знал его
характер.
2.Вверху ветви деревьев так переплелись между
собой, что совершенно скрыли небо.
3. Хорошо известно,что все тела при нагревании
расширяются, а при охлаждении сжимаются.
4. Солнце освещало вершины лип, которые уже
пожелтели под свежим дыханием осени.
Определите виды придаточных предложений.
Начертите схемы предложений.
Слайд №3.
И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.
Придаточное изъяснительное.
Слайд №4.
Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.
Придаточное условия.
Слайд №5.
Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.
Придаточное причины.
Слайд №6.
Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?
Придаточное образа действия.
Слайд №7.
Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.
Придаточное уступительное.
Слайд№8.
Всю свою жизнь я видел настоящими героями людей, которые
любят и умеют работать.
Придаточное определительное
Слайд №9.
СОЮЗЫ :
ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, ЕСЛИ, КОГДА, БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, СЛОВНО,ТОЧНО, ПОКА, ПОТОМУ ЧТО, КАК БУДТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК ЧТО, ТАК КАК и др.
СОЮЗНЫЕ СЛОВА:
КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО, КТО, КАК, СКОЛЬКО,
НАСКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА и др.
Запомните: перед союзом нужно ставить запятую.
III.Объяснение новой темы:
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Как они могут присоединяться к главной части?
Слайд №10.
Последовательное подчинение.
В одном из школьных сочинений я написал о том, как во время Великой Отечественной войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.
, , .
Слайд №11.
[ = ], ( как ), ( чтобы ).
о чём ?
для чего?
Слайд №12.
Однородное подчинение.
Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.
(Л.Н.Толстой)
,
, и . .
Слайд №13.
[ = ], (что = ), (что = ) и (что − = ).
что?
что? что?
Слайд №14.
Неоднородное (параллельное) подчинение.
Если командир не робеет, то бойцы за ним в огонь и в воду
пойдут, что приводит к победе над врагом.
,
,
Слайд № 15.
Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и если, что и когда, который и если и т.д.
Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.
Сравните:
Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.
Слайд № 16.
Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и, или, либо, да (= и).
Мы отправились в путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.
,
и и
Слайд №17.
МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Машина мчалась так быстро, что никто не запомнил её номера.
[ так + нареч. ] , ( что ) .
Слайд №18
Если солнце дымное встаёт, то будет день горячий.
(Если ), [ то ].
Слайд №19.
Широкая торпинка, которая привела нас к реке, заканчивалась
у крутого обрыва.
[ , ( которая ) , ].
Запишите эти предложения, определите вид придаточных
предложений.
Слайд №20.
Когда дикие звери ходят по лесам и по полям, то они всегда
ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них.
Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.
Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя,
нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой цветок.
Цветки бывают далеко друг от друга и им нельзя пересылать свою
пыль с одного на другой цветок.
Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках
пыль с цветка на цветок. Но больше всего эту пыль переносит
ветер.
Если бы не было ветра, половина растений была бы без семян.
Вопросы для анализа текста:
- Можно ли назвать это текстом?
- Можете ли вы назвать тему данного текста?
- Как связаны предложения в данном тексте?
- Есть ли в данном тексте сложноподчинённые предложения?
Определить вид придаточных. Начертите схемы предложений.
Ответы:
- Текст может состоять из одного абзаца, а может быть целой книгой. Это текст, так как несколько предложений здесь связано темой в целое.
- Темой данного текста является тема «Для чего ветер?».
- Предложения в тексте связаны в смысловом и в грамматическом отношении. Цепная связь осуществляется повтором ключевого слова ветер. Все следующие предложения раскрывают тему текста.
- Есть сложноподчинённые предложения с придаточными
времени, цели, изъяснительными, условия.
- Выполнение тестов ЕГЭ (только пункты со сложноподчинёнными предложениями.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
§ 81-84, упр. 407(II) . Подготовить выступление на тему
« Виды придаточных предложений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...