Таблица в помощь написания сочинения по русскому языку ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
В таблице даны примерные клише, четкое распределение абзацев и примерное сочинение по тексту Ф.М.Достоевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_k_sochineniyu.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление | Сочинение можно начать, задав два-три вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. | Пример сочинения | |
Формулировка проблемы (Проблема – вопрос, над которым размышляет автор) 1 б. | В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту: Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте Ф.И.О. (автора). Этой сложной проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора). Как нужно относиться…? Почему важно + глагол….? Почему нужно + глагол? Что такое+ существительно…? В чём причина…? Какова роль…. в жизни человека? В чём различие между ___ и ___? | Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.П.: проблема (чего?) отношения (взаимоотношения, влияния, воздействия, взаимодействия, роли, восприятия): В предложенном для анализа тексте затрагивает проблему (чего?). Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?). В тексте Ф.И.О. поднимается проблема (чего?). | Должно ли складываться восприятие окружающих только на внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности? |
1 комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами). Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося. - Примеры, которые приводит автор в своём тексте; - размышления автора, связанные с проблемой; - цитаты; - описания; - истории; - точки зрения, которые приводит автор; - средства выразительности; - слова, выражения, важные для понимания проблемы | Публицистический текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Автор раскрывает проблему на примере …. Автор раскрывает проблему, описывая… | Художественный текст (если повествование ведётся от первого лица (Я), слово автор заменяем на слово РАССКАЗЧИК). В центре внимания автора случай…. Писатель изображает (кого – что)… Герой говорит: «Цитата». | Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру. Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». |
Пояснение примера – объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе | Публицистический текст Писатель хочет сказать, что… Этот пример показывает, что… Смысл этого высказывания в том, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Я думаю, этим примером автор хотел показать… Приведённые слова содержат глубокий смысл… Автор цитирует (кого?) Автор делает акцент на том, что … Автор обращает внимание на (что?) | Художественный текст Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять … Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что … Эти события автор описывает, чтобы… | Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного. |
2 комментарий (комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать её) | Публицистический текст Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». Автор разделяет мнение (кого)…. Публицист спорит (с кем)…. Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Особого внимания заслуживает мнение автора о … | Художественный текст Стоит обратить внимание на мысли (слово, поступки) героя. Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который… | Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова – «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. |
Пояснение примера | См. выше | См. выше | Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа доброго человека. Отношение к людям у него стало иным. Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу. |
Смысловая связь между примерами+ анализ 5 б. | Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя?) Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности …, герой (автор) думает иначе. Иллюстрация (пояснение, дополнение) | Оба эпизода противопоставлены друг другу и с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, - это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств. | |
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой (ответ на первый вопрос сочинения) 1 б. | Публицистический текст Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата». Ф.И.О. (автора) убеждён: «Цитата». Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)… Ф.И.О. (автора текста) подводит читателя к выводу о том, что… | Художественный текст Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что… Позиция Ф.И.О. (автора текста) относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата». Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Ф.И.О (автора текста)… | Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть… в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась. |
Отношение к позиции автора + обоснование 1 б. | Для выражения своего мнения: Я разделяю (не разделяю) точку зрения на проблему… Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор Я согласен (не согласен) с автором в том, что … Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что… Мне близка позиция автора тем, что …. | Для аргументации собственной позиции: Как часто приходится сталкиваться с … Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как …? Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как… К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)… В качестве обоснования могут выступать: - факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло); - опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.п.); - обращение к литературному произведению, традициям, авторитетным мнениям (мнения известных учёных, философов, писателей, общественных деятелей); - цитаты из авторитетных источников; - обращение к теоретическим знания (в науке, искусстве, культуре). | Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях. |
Вывод | Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что … Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … Автор хочет, чтобы…. . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. | Таким образом, Ф.М.Достоевский убеждает нас в том, что при оценивании человека нужно уметь видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка
Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)
Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...
Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"
Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал по русскому языку....
Таблица результатов итогового мониторинга по русскому языку
В материале даны таблицы с результатами итогового мониторинга по русскому языку в 5 -10 классах, спецификация контрольной работы...
Схемы и таблицы для использования на уроках русского языка и литературы
Схемы и таблицы по различным разделам и темам по предметам русский язык и литература для использования на уроке...
Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку
Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку...
Таблица анализа репетиционного экзамена по русскому языку в 9 классе
Таблица анализа репетиционного экзамена по русскому языку в 9 классе...