Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"
материал по русскому языку на тему
Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды обстоятельств | 15.27 КБ |
Правописание -ите и -ете в глаголах | 22.39 КБ |
Термины раздела лексики | 32 КБ |
Разряды местоимений | 22.19 КБ |
Степени сравнения имен прилагательных | 15.79 КБ |
Союзы и союзные слова | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды обстоятельств
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Образа действия | Как? Каким образом? | Люди работали спокойно. Мальчик с любопытством оглядывал дом. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени? | Ждать оставалось не более часа. Лампочка едва горела. |
Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Возвратились мы поздно. Сегодня русский язык – передовой язык мира. |
Места | Где? Куда? Откуда? | За лесом что-то гремело. Я подбросил мяч вверх. |
Условия | При каком условии? | При желании можно многого добиться. При засухе урожай может погибнуть. |
Причины | Почему? По какой причине? | Сенокос запоздал из-за дождей. От радости девочка запрыгала. |
Цели | Зачем? С какой целью? | Я сделал это назло. Мы остановились для отдыха. |
Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Несмотря на дождь, мы пошли в поход. Вопреки общему мнению, я оказался хорошим работником. |
Виды обстоятельств
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Образа действия | Как? Каким образом? | Люди работали спокойно. Мальчик с любопытством оглядывал дом. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени? | Ждать оставалось не более часа. Лампочка едва горела. |
Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Возвратились мы поздно. Сегодня русский язык – передовой язык мира. |
Места | Где? Куда? Откуда? | За лесом что-то гремело. Я подбросил мяч вверх. |
Условия | При каком условии? | При желании можно многого добиться. При засухе урожай может погибнуть. |
Причины | Почему? По какой причине? | Сенокос запоздал из-за дождей. От радости девочка запрыгала. |
Цели | Зачем? С какой целью? | Я сделал это назло. Мы остановились для отдыха. |
Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Несмотря на дождь, мы пошли в поход. Вопреки общему мнению, я оказался хорошим работником. |
Предварительный просмотр:
Правописание –ите – -ете в глаголах
- Задайте вопрос. Определите наклонение
2. Определите спряжение
Можно использовать и такие приемы проверки.
- В повелительном наклонении –те, которое является окончанием множественного числа, легко отбрасывается (выполни, выпиши). В изъявительном наклонении – те отбросить нельзя, так как оно является частью окончания -ете – -ите.
- К повелительному наклонению можно прибавить частицу –ка (выполни-ка, выпиши-ка). С изъявительным наклонением эта частица не употребляется.
Предварительный просмотр:
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА | Слова русского языка известные всему народу. |
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ | Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. |
ДИАЛЕКТИЗМЫ | Слова, употребляемые жителями той или иной местности. |
ЖАРГОНИЗМЫ | Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. |
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям. |
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА | Слова, вышедшие из активного повседневного употребления. |
НЕОЛОГИЗМЫ | Новые слова, возникающие в языке. |
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА | Слова, вошедшие в русский язык из других языков. |
ИСТОРИЗМЫ | Слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия уже неизвестны говорящим как реальная часть их повседневного опыта. |
АРХАИЗМЫ | Слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. Имеют современные синонимы. |
Основные лексические понятия
Предварительный просмотр:
Разряды местоимений
Разряды местоимений | Местоимения |
Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они |
Возвратное | Себя |
Вопросительные | Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков? (формируют вопросительные предложения) |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения) |
Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь |
Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего |
Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько |
Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой |
Разряды местоимений | Местоимения |
Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они |
Возвратное | Себя |
Вопросительные | Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков? (формируют вопросительные предложения) |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения) |
Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь |
Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего |
Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько |
Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой |
Предварительный просмотр:
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная | |||||
Простая | Составная | ||||
Значение | При сравнении 2 предметов показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. | ||||
Образование | -е чище, выше, легче -ее красивее (ей) справедливей -ше раньше, старше От другой основы хороший — лучше плохой — хуже | Начальная форма + БОЛЕЕ МЕНЕЕ более красивый менее высокий | |||
Изменение | — | по родам по числам по падежам | |||
Синтаксическая функция | Тургояк глубже Чебаркуля. Дайте, пожалуйста, книгу поинтереснее. | Тургояк — более глубокое озеро, чем Чебаркуль. | |||
Употребление в речи | В разговорном стиле | В научном стиле | |||
Превосходная | |||||
Простая | Составная | ||||
Значение | При сравнении 3 и более предметов показывает, что какой-то предмет превосходит все остальные по какому-либо признаку. | ||||
-ейш- красивейший -айш- глубочайший высочайший | Начальная форма + САМЫЙ НАИБОЛЕЕ самый красивый наиболее высокий Сравн. степень + ВСЕХ красивее всех выше всех | ||||
Образование | |||||
по родам по числам по падежам | по родам по числам по падежам, кроме срав. степень + всех | ||||
Изменение | |||||
Синтаксическая функция | Тургояк — глубочайшее озеро на Урале. | Тургояк — самое глубокое озеро на Урале. Тургояк глубже всех озер Урала. | |||
Употребление в речи | В научном стиле | В разговорном стиле |
Предварительный просмотр:
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
ТОЛЬКО СОЮЗЫ | ТОЛЬКО СОЮЗНЫЕ СЛОВА | И СОЮЗЫ, И СОЮЗНЫЕ СЛОВА | |||
ЕСЛИ ЧТОБЫ СЛОВНО ТОЧНО ИБО ТАК КАК ПОТОМУ ЧТО ХОТЯ ТАК ЧТО НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО | КТО КАКОЙ КАКОВ КОТОРЫЙ ЧЕЙ СКОЛЬКО ГДЕ КУДА ОТКУДА ЗАЧЕМ ПОЧЕМУ ОТЧЕГО | МЕСТОИМЕНИЯ | СОЮЗЫ | СОЮЗНЫЕ СЛОВА | |
ЧТО (ЧЕМ) | Если нет предметной соотнесенности; слово можно убрать из предложения | Местоимение, если есть предметная соотнесенность; можно заменить словом КОТОРЫЙ | |||
КАК | (= союзу ЧТО) | Наречие (= насколько, каким образом) | |||
НАРЕЧИЯ | КОГДА | Если присоединяет придаточное времени или условия | Наречие, если присоединяет определительные или изъяснительные придаточные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы по русскому языку
В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....
Опорные схемы по русскому языку
Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....
Опорные схемы по русскому языку 5-9 классы
Опорные схемы разработаны на основе орфографических правил по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы на уроках в виде презентаций для закрепления изученного ...
Тематические опорные схемы по немецкому языку
Ситуативные опорные схемы для развития речевых умений, отработки языкового (лексического) материала.Цель использования опор: используя жизненный и речевой опыт ученика, помочь ему построит...
опорные схемы по русскому языку
опорные схемы по русскому языку предназначены для уч-ся 5-9 классов. Сюда влючены схемы по орфографии, пунктуации и др. разделам языка...
Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"
Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по темам: "Наречие", "Союз", "Частица", "Степени сравнения прилагательных", "Разряды имен прилагательных", "Правописание наречий&qu...