Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок в 9 классе по подготовке к сочинению 9.3 ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_9_klass.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО (полностью): Махнева Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: г. Бийск, МБОУ «СОШ №34»
Класс 9
Предмет русский язык, развитие речи
Тема Что такое счастье?
(подготовка к написанию сочинения- рассуждения)
Цель Формирование у учащихся навыков написания
сочинения- рассуждения 9.3 на морально-этическую тему
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1)Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод. 2) Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства. 3)Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис. 4)Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. | 1)Понимать прочитанный текст. 2)Выдвигать гипотезу, формулировать тезис. 3)Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста. 4)Выстраивать логическую цепочку доказательства. | 1)Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 1)Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению 3) Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме 4) Научиться понимать нравственные идеи текста. |
Оборудование урока: ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, рабочие листы учащихся, словари, карточки с заданиями для групп, распечатанный текст Э. Фоняковой (открытый банк заданий ФИПИ)
1.Организационный этап урока Цель: выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформирован ные УУД | ||||||
Организация учащихся, проверка их готовности к началу урока. -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего дня и хорошей работы! | Демонстрируют готовность к уроку. Подписывают рабочие листы (рабочий лист урока дан ниже) | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента.
| ||||||
2.Этап урока: определение темы, постановка учебной задачи Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», определение темы и постановка учебной задачи, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||||
-А чтобы понять, о чём сегодня пойдёт речь, посмотрите видеоролик -Как вы думаете, ребята, о чём сегодня пойдёт речь? -Каждый для себя попытается ответить на вопрос «Что такое счастье?» - Мы начали подготовку к экзаменационной работе по русскому языку. В каких заданиях ОГЭ мы можем встретить подобный вопрос? Таким образом, тема нашего урока…. - Но мы не просто определим понятие «счастье», мы должны будем собрать материал для написания сочинения 9.3 -Для того, чтобы начать движение к цели, нам нужно наметить маршрут. Что нам нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение 9.3 «Что такое счастье?» и что мы уже знаем и умеем. - Для решения всех этих задач мы будем работать в группах. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными. | Просмотр видеоролика, где участники отвечают на вопрос «Что такое счастье?» (участники ролика учащиеся параллельного класса) Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя (задание 9.3) Учащиеся заканчивают предложение учителя и оформляют название темы урока в рабочий лист (тема появляется на слайде презентации) Учащиеся делают записи в рабочих листах, отвечают, корректируют маршрут движения (повторить структуру сочинения- рассуждения, вспомнить понятия: тезис, аргументы, вывод, собрать материал для сочинения, проанализировать текст, на основе которого будет написано сочинение, не знаем, какие аргументы стоит подобрать) | Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке – проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: -вступать в коммуникации; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других Познавательные УУД: анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания, знание определения изученных терминов, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию | ||||||
3.Актуалтзация знаний: Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ||||||||
-Давайте вспомним структуру сочинения –рассуждения 9.3. (работа с тетрадями-справочниками): - Из каких частей состоит сочинение –рассуждение? - Что представляет собой вступление или тезис? - Что значит прокомментировать понятие? - Что из себя представляют аргументы? - Что будет последним абзацем в работе? -Что ещё должны помнить при написании сочинения-рассуждения? | Учащиеся отвечают на вопросы Тезис, аргументы (два), вывод. Нужно дать определение предложенному понятию и его прокомментировать. Комментарий должен быть связан с содержание текста Это доказательства, подтверждающие выдвинутый тезис. 1-й аргумент –из текста, 2-й –на основе жизненного материала. Вывод, заключение. Он должен быть логически связан с предыдущим материалом и не противоречить по смыслу тезису и аргументам. Не забыть про объём и почерк. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные: -умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками. | ||||||
4.Изучение нового учебного материала. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||||
1. -А теперь давайте поразмышляем, что для вас означает счастье. Запишите свои ассоциации с этим словом. 2.-Продолжается работа в группах. Задания для групп: 1-я группа: учёные уже давно пытались ответить на вопрос : «Что такое счастье?» Наука о счастье называется Феликсология. В соответствии с выводами учёных существует 12 характеристик счастья. У вас на столах есть листочки с этими формулировками, но самыми истинными являются только 7. Предлагаю 1-й группе обсудить и выбрать 7 значимых для вас и составить «Цветок счастья». Задание 2-й группы: работа со словарями ( поиск лексического значения слова «счастье»). Сравнить, обобщить и предложить более полную формулировку слова для сочинения. Задание 3-й группы: работа с текстом стихотворения И.Бунина «И цветы, и шмели, и травы..». 3.Работа по тексту Э. Фоняковой (Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.)-петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора.. 4. Выполняют на отдельных листах задания 3 «Пунктуационный анализ», 4 «Синтаксический анализ», 5 «Орфографический анализ». | Выполняют задание в рабочих листах. Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах. Запись ведут в рабочих листах. Результаты работы представляют на доске. Читают текст. Работают по вопросам, предложенным в рабочих листах для анализа текста. Обсуждают и записывают ответы. Выполняют задания 7 «Анализ средств выразительности», 8 «Лексический анализ». | Коммуникативные УУД: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; - умение слушать собеседника; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: - развитие внимания; - развитие монологической речи; - построение речевого высказывания в устной форме; - структурирование знаний; - выдвижение гипотез и их обоснование; - формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД: - формирование и развитие ценностного отношения к проектной деятельности; - адекватное восприятие оценки жюри и учителя; Личностные УУД: - самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| ||||||
5.Закрепление учебного материала, первичное закрепление. Цель: развивать умения применять новые знания | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||||
Учитель предлагает учащимся написать первую часть работы (тезис с комментарием) | Написание начальной части работы (тезиса с комментарием) Обсуждение 2-3 работ учащихся. | Познавательные: общеучебные: - умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия логические: - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; -развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха; - развитие творческого мышления. | ||||||
6. Организация итоговой рефлексии, домашнее задание: Цель этапа: организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивания учащимися собственной деятельности на уроке. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||||
Подводит итог выполненной работы, организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке. - Рефлексия «Всё в твоих руках». Обведите на обратной стороне рабочего листа левую руку. Каждый палец левой руки –это позиция, по которой надо высказать своё мнение: Большой- для меня было важным и интересным; Указательный- я получил конкретные рекомендации; Средний – общее впечатление от урока; Безымянный – оцените работу группы; Мизинец – оценка моей работы. - Готовясь к сегодняшнему уроку, я наткнулась на очень простой, но замечательный рецепт, которым хочу поделиться с вами: Рецепт счастья: Возьмите чашу терпения, налейте туда же полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте, предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Задание на дом: | Осуществляют само- и взаимооценивание учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы, фиксируют степень их соответствия, намечают цели дальнейшей деятельности. Выполняют задание учителя | Регулятивные УУД: - умение соотносить цели и результаты собственной деятельности; - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные УУД: -формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - формирование и развитие ценностного отношения к проектной деятельности, к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||||||
Комментирует домашнее задание - Какие из этапов работы над сочинением-рассуждением остались за рамками нашего разговора? -Значит это вы сделаете дома. - Написать сочинение-рассуждение 9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте | Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания. Не подобрали аргумент на основе жизненного материала. |
Рабочий лист учащегося 9 А класса_______________________________________ (Ф.И)
Тема урока (впишите, когда будет определена)___________________________________
_____________________________________________________________________________
Маршрут движения (что должны повторить, чтобы подготовиться к дальнейшей работе)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Повторим____________________________________________________________________
Что, по-вашему, означает слово__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итоги работы 1-й группы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итоги работы 2-й группы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итоги работы 3-й группы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работа по тексу:
1. Можем ли героиню текста назвать счастливой? Почему?___________________________
_____________________________________________________________________________
2. Что тревожит девочку в этот прекрасный день?__________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Понимает ли она, что такое война? Какой она себе её представляет?_________________
_____________________________________________________________________________
Выполни тест (на отдельном листе)_______________________________________________
Оцени свою работу и работу своей группы («Всё в твоих руках»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...