Урок по русскому языку в 8 классе "Виды определений"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок-обобщение изученного по теме "Определение. Виды определений". Вспоминаем, обюобщаем, что знаем об определении. Отличаем его от других членов предложения. Учимся использовать в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obobshchenie_vidy_opredeleniy_8_klass.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Раткина Светлана Влаимировна |
Место работы | ГБОУ школа № 112 Выборгского района г. Санкт-Петербурга |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 27 (Урок обобщения «Виды определений») |
Тема урока | Определенно, определение! (обобщающий урок «Виды определений») |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение
☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: мотивация к учебной деятельности; самоопределение, умение оценивать свою деятельность
| |
Метапредметные: умение работать с информацией, выполнение логических операций; определение границ своего знания и незнания. | |
Предметные: умение отличать определения от других членов предложения; умение использовать определения в речи, осознавать их изобразительно-выразительную функцию | |
Ключевые слова члены предложения, определение, эпитет, текст | |
Краткое описание (урок призван систематизировать и обобщить изученное об определениях и их видах; формировать умение отличать определение от других членов предложения; умения создавать художественный текст) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Использую прием «удивления»: объявляю, что сегодня в 8 классе урок русского языка отменяется, а вместо него мы поучаствуем в разбирательстве относительно жалобы Определения на школьников, которые относятся к нему без должного уважения ( определение «обиделось»). |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Предлагаю составить «фоторобот» (характеристику) определения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это член предложения, который относится к … и отвечает на вопросы … . Определение характеризует … . обычно выражается …. И … , но может быть выражено и … . |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Предлагаю найти причины «обиды» определения и доказать, что восьмиклассники знают и уважают определение и умеют его грамотно использовать. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Коллективная работа. Предлагаю проанализировать предложения, в которых подчеркнуты члены предложения, и найти ошибки в разборе (в них определения, выраженные существительными, наречиями и инфинитивами, подчеркнуты соответственно как дополнения, обстоятельство и сказуемое). Ученики анализируют предложения, находят ошибки, объясняет их причины, исправляют. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Самостоятельная работа. Самостоятельное составление предложений, в которых бы определение было бы выражено разными частями речи. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Групповая работа (работа в парах). Каждой паре дается одинаковый текст (5 предложений), в котором пропущены определения. Предлагаю вставить подходящие по смыслу определения, которые помогут создать определенное настроение (каждому ряду даю установку с помощью определений создать настроение восторга/страха/иронии). Делаем вывод о роли определений в художественном тексте. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Предлагаю игровое задание: тремя эпитетами охарактеризовать одноклассника, не называя его. Остальным участникам предложено угадать, кто имеется в виду. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание, которое будет в ВПР. Среди 4 предложений найти такое, в котором нужно поставить 2 запятые и объяснить, почему. Это будет предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Предлагаю отрывок из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»: А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Предлагаю определить, о каком времени года идет речь, и пояснить свой выбор. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Анализ двух предложений: Дом был старый Старый дом был пуст. Предлагаю разобрать по членам и сделать вывод о том, почему прилагательное «Старый» в одном предложении будет сказуемым, а в другом – определением. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Предлагаю высказаться о том, напрасна или нет «обида» определения. Ответы должны быть аргументированы. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Раздаю ( в начале урока)детям цветные стикеры в виде сердечек розового, желтого, оранжевого и зеленого цвета. Предлагаю выбрать приклеить на доску один из 4: розовый – было интересно, я все понял и активно работал; оранжевый – было интересно, я все понял, но был не очень активен, так как не всегда был уверен в себе; желтый – урок как урок, ничего особенного; зеленый – мне было скучно. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Предлагаю написать короткое письмо (5-7 предложений) определению, с тем чтобы рассказать о том, за что мы его ценим и уважаем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"
План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение",в коррекционной-школе интернате I,II вида, 5 класс....
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения".
полный план-конспект к уроку...
разработка урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Обособление определений" (подготовка к ЕГЭ)
Данная разработка может помочь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку по теме:"Обособление определений" К разработке урока прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....
Урок по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса
Конспект урока по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса...