Урок по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_5_kl.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема:  Определение

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи урока:

1.Образовательные:

* углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

* сформировать у учащихся понятие об определении и способах его выражения;

* формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их;

*развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;

* развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

2. Развивающие:

* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

* развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

* развивать умение применять новые знания;

* развитие речевых способностей учащихся.

3.Воспитательные:

* воспитание интереса и уважения к родному языку на основе знаний, полученных на уроках литературы;

* воспитание правильного отношения к слову;

* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:  учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует(совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность  для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения. Роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

1.   Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (записать в тетради число, классная работа)

2.Работа со словами, «конструирование» предложения.

        Большой, удача, успех, с, малый , начинается.

          -Составьте из данных слов предложение, выделите грамматическую основу, дополнение.

С малой удачи  начинается большой успех.

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? Как вы понимаете  смысл этого предложения?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь» - Вы прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.

II. Актуализация знаний.

Цель: обобщить ранее  изученное, мотивировать к познанию нового.

Проверка домашнего задания.

1).Фронтальный опрос по вопросам .

- Что такое грамматическая основа?

- Какое предложение называется распространённым, какое нераспространённым?

- С каким  второстепенным членом предложения вы познакомились?

- На какие вопросы отвечает дополнение?

- Что обозначает дополнение?

- Какими частями речи обычно выражаются дополнения?

- Как подчёркивается дополнение?

2).-Найдите  и подчеркните в составленном предложении грамматическую основу и дополнение, охарактеризуйте предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

        - В этом предложении есть и другие второстепенные члены. Какие? Давайте поставим вопросы к этим словам.

- Как называются эти второстепенные члены предложения?

Сформулируйте тему урока.

Определение. (Запись в тетради темы урока)

- Исходя из темы урока, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?  (уч-ся называют задачи урока)

3. Заполните таблицу

4. Чтение определения в учебнике с.86.

- Сравните свои записи в таблице с определением в учебнике.

III. Работа по теме урока.

1. Выразительное  чтение  стих. С.Есенина «Белая берёза»

- Как описывает С.Есенин зимнюю берёзу?

- Какие предложения он использует?  Найдём их основу. (графическое оформление основ предложения)        

- Вот основы предложения. Они передают основной смысл предложений?

- А передают ли они красоту природы, чувства?

- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

- На какие вопросы они отвечают?  (графическое оформление вопросов)

- Какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? От какого слова они зависят?

- Как называются эти второстепенные члены предложения?

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

2. Задание. Прочитайте стих С.Есенина, исключив определения.

- Что потеряло стихотворение?

- Какова роль определений в речи?

Определения помогают сделать нашу речь яркой, образной, выразительной, поэтичной, живописной. Без них наша речь бедна, не выразительна.

- Как называются образные определения? (эпитеты)

- Какие ещё изобр.-выраз. средства использованы автором в стих-ии? (сравнение, метафора)

- Поэтов и писателей считают мастерами письменной и устной речи.  Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают всё, что нас окружает.

Наш первый шаг - поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

Когда мы научимся пользоваться словесным богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, то есть  прилагательных, тогда наша речь станет ярче и красивее.

Второй шаг – пишем свои творческие работы (этюды).

IV. Физминутка.

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Закрепление  изученного  материала.

1. Подберите определения, которые называют признаки указанных предметов. Составьте словосочетания.

Листопад, дождь, осень, ветер, рябина, листья, иней, снег.

( Мелкий дождь, осенний листопад, золотая осень, сильный ветер, красная рябина, иней серебристый, жёлтые листья, пушистый снег)

2.Выполнение упражнения 186.

3. Задание «Вставь слово»

–А теперь попробуем украсить определениями текст.

Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в ____________ воздухе____________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края __________ птицы.

- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

(Ненастная, холодный, прозрачном, разноцветные, жёлтые, красные, коричневые, тёплые, последние перелётные)

VI.Подведение  итогов .

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

С малой удачи  начинается большой успех.

Рефлексия.

Ребята, а теперь проанализируйте свою работу.

1.Сегодня на уроке  я:

Узнала…

Поняла …

Научилась …

2.Лучше всего у меня получалось …

3.Основные трудности у меня  …

4. Сама себе я желаю…

Домашнее задание:  выучить правило с. 86; упр.188, 189.

Тема урока.   Определение

Задачи урока:

  • формирование  понятия  об определении и способах его выражения;
  • формирование умения находить определения в предложении, в тексте и верно графически обозначать их;
  • использование определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;
  • понимание роли определений в предложении и в речи.

3. Задание «Вставь слово»

Стоит _____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _________________ воздухе______________________ листья. Вот с берёзы падают __________________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ______________ края ________________________________ птицы.

- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

3. Задание «Вставь слово»

Стоит ____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________________ воздухе__________________ листья.  Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края _______________________________ птицы.

- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

3. Задание «Вставь слово»

Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________ воздухе ________________________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки.  На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя.  Улетают  в ___________ края _____________________________ птицы.

- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....