Урок по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_5_kl.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Определение
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Задачи урока:
1.Образовательные:
* углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения;
* сформировать у учащихся понятие об определении и способах его выражения;
* формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их;
*развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;
* развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
2. Развивающие:
* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
* развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
* развивать умение применять новые знания;
* развитие речевых способностей учащихся.
3.Воспитательные:
* воспитание интереса и уважения к родному языку на основе знаний, полученных на уроках литературы;
* воспитание правильного отношения к слову;
* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу.
УУД
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует(совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения. Роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания
Ход урока
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
1. Приветственное слово учителя:
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (записать в тетради число, классная работа)
2.Работа со словами, «конструирование» предложения.
Большой, удача, успех, с, малый , начинается.
-Составьте из данных слов предложение, выделите грамматическую основу, дополнение.
С малой удачи начинается большой успех.
- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? Как вы понимаете смысл этого предложения?
-Чем будут для нас эти слова?
«Не говори – не умею, а говори – научусь» - Вы прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
II. Актуализация знаний.
Цель: обобщить ранее изученное, мотивировать к познанию нового.
Проверка домашнего задания.
1).Фронтальный опрос по вопросам .
- Что такое грамматическая основа?
- Какое предложение называется распространённым, какое нераспространённым?
- С каким второстепенным членом предложения вы познакомились?
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Что обозначает дополнение?
- Какими частями речи обычно выражаются дополнения?
- Как подчёркивается дополнение?
2).-Найдите и подчеркните в составленном предложении грамматическую основу и дополнение, охарактеризуйте предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
- В этом предложении есть и другие второстепенные члены. Какие? Давайте поставим вопросы к этим словам.
- Как называются эти второстепенные члены предложения?
Сформулируйте тему урока.
Определение. (Запись в тетради темы урока)
- Исходя из темы урока, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (уч-ся называют задачи урока)
3. Заполните таблицу
4. Чтение определения в учебнике с.86.
- Сравните свои записи в таблице с определением в учебнике.
III. Работа по теме урока.
1. Выразительное чтение стих. С.Есенина «Белая берёза»
- Как описывает С.Есенин зимнюю берёзу?
- Какие предложения он использует? Найдём их основу. (графическое оформление основ предложения)
- Вот основы предложения. Они передают основной смысл предложений?
- А передают ли они красоту природы, чувства?
- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?
- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)
- Какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? От какого слова они зависят?
- Как называются эти второстепенные члены предложения?
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
2. Задание. Прочитайте стих С.Есенина, исключив определения.
- Что потеряло стихотворение?
- Какова роль определений в речи?
Определения помогают сделать нашу речь яркой, образной, выразительной, поэтичной, живописной. Без них наша речь бедна, не выразительна.
- Как называются образные определения? (эпитеты)
- Какие ещё изобр.-выраз. средства использованы автором в стих-ии? (сравнение, метафора)
- Поэтов и писателей считают мастерами письменной и устной речи. Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают всё, что нас окружает.
Наш первый шаг - поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.
Когда мы научимся пользоваться словесным богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, то есть прилагательных, тогда наша речь станет ярче и красивее.
Второй шаг – пишем свои творческие работы (этюды).
IV. Физминутка.
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Закрепление изученного материала.
1. Подберите определения, которые называют признаки указанных предметов. Составьте словосочетания.
Листопад, дождь, осень, ветер, рябина, листья, иней, снег.
( Мелкий дождь, осенний листопад, золотая осень, сильный ветер, красная рябина, иней серебристый, жёлтые листья, пушистый снег)
2.Выполнение упражнения 186.
3. Задание «Вставь слово»
–А теперь попробуем украсить определениями текст.
Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в ____________ воздухе____________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки. На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя. Улетают в ___________ края __________ птицы.
- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?
(Ненастная, холодный, прозрачном, разноцветные, жёлтые, красные, коричневые, тёплые, последние перелётные)
VI.Подведение итогов .
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.
С малой удачи начинается большой успех.
Рефлексия.
Ребята, а теперь проанализируйте свою работу.
1.Сегодня на уроке я:
Узнала…
Поняла …
Научилась …
2.Лучше всего у меня получалось …
3.Основные трудности у меня …
4. Сама себе я желаю…
Домашнее задание: выучить правило с. 86; упр.188, 189.
Тема урока. Определение
Задачи урока:
- формирование понятия об определении и способах его выражения;
- формирование умения находить определения в предложении, в тексте и верно графически обозначать их;
- использование определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания;
- понимание роли определений в предложении и в речи.
3. Задание «Вставь слово»
Стоит _____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _________________ воздухе______________________ листья. Вот с берёзы падают __________________ листочки. На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя. Улетают в ______________ края ________________________________ птицы.
- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?
3. Задание «Вставь слово»
Стоит ____________________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________________ воздухе__________________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки. На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя. Улетают в ___________ края _______________________________ птицы.
- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?
3. Задание «Вставь слово»
Стоит _____________ погода. Третий день дует ___________ ветер. Закружились в _____________ воздухе ________________________ листья. Вот с берёзы падают___________ листочки. На дорожке лежат __________ листья осинки, _____________ листья тополя. Улетают в ___________ края _____________________________ птицы.
- Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....