План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Определение».
Цель: познакомить учащихся с членом предложения – определение. Упражнять учащихся находить определения в предложениях, ставить к ним вопросы, подчеркивать определения в предложениях; развивать языковую терминологическую лексику, развивать выразительную устную и письменную речь. Способствовать развитию мышления, развивать творческое воображение; прививать вкус к художественному слову, поддерживать культуру общения, воспитывать уверенность в силах; развитие слухового восприятия и произношения.
Дидактическое пространство: таблички для лингвистического эксперимента, записи на доске, учебник.
Ход урока: 1-й этап. Постановка цели. Запись темы.
- Чем мы будем заниматься?
-Какие задачи мы должны решить? (повторить члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство).
- С чего начнем разговор? (Вспомним, какие члены предложения мы знаем? На какие вопросы они отвечают и как они подчеркиваются?).
2-й этап. Объяснение нового материала. Выполнение упр.148( учебник Л.П.Носкова, И.В.Колтуненко «Русский язык в школе глухих», 5класс.
3-й этап. Лингвистический эксперимент.
4-й этап. Итог урока.
Оргмомент. Сообщение темы урока.
1.Актуализация прежних знаний.
Учитель: Какие члены предложения вы знаете?
Учащиеся: Мы знаем члены предложения - подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.
На доске написаны эти слова, учитель произносит их за экраном в разбивку. Учащиеся воспринимают на слух и тренируются в правильном произношении.
II. Формирование новых понятий и способов действия.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном члене предложения. На доске записаны предложения в два столбика (коллективное чтение).
Наступила зима. Наступила снежная, морозная зима.
Земля покрылась снегом. Земля покрылась белым снегом.
Везде лежат сугробы. Везде лежат огромные сугробы.
Учитель: Сравните данные предложения по составу.
Ученик: В первом предложении есть подлежащее «зима» и сказуемое «наступила», а во втором предложении есть подлежащее «зима», и сказуемое «наступила» и еще слова « морозная и снежная».
Учитель: На какой вопрос они отвечают?
Учащиеся: Эти, слова отвечают на вопрос «какая»?
( Учитель над словами «снежная, морозная» пишет вопрос «какая?»)
Аналогично сравниваются другие предложения.
Учитель: Какие предложения более точны по составу – в первом столбике или во втором?
Учащиеся: Предложения во втором столбике более точны (табличка).
Учитель: Почему?
Учащиеся: Потому что есть слова: снежная, морозная, белым, огромные.
Учитель: Эти слова – определения.
Тема урока «Определение».
-Что такое определение?
Учащиеся: Определения - это член предложения.
Учитель: На какие вопросы отвечают определения?
Учащиеся: (с помощью учителя, пользуясь вопросами, записанными над определениями в предложениях).
Какой? Какая? Какое? Какие? (табличка)
Учитель: Спросите меня, как подчеркиваются определения.
Учащиеся: А.Г., как мы подчеркиваем определения?
Учитель: Определения подчеркиваются волнистой линией (табличка).
Словосочетание « волнистой линией» учитель произносит за экраном, учащиеся слушают, затем отрабатывают произношение.
Учитель: А сейчас ребята выполним упражнение 148, на стр.41. Прочитайте задание, расскажите, что нужно сделать в этом упражнении.
Учащиеся: Сначала нужно дописать предложения, а потом придумать предложения.
Далее учащиеся с учителем составляют предложения, подчеркивают определения и ставят к ним вопросы.
III. Лингвистический эксперимент.
1 текст (чтение про себя) (Карточки с текстами у каждого ученика).
2текст
1.Утро. Выглядывая из окна, и не узнаю леса. Над ….,…. снегами….,…. и …небо. Такие …., …. краски бывают у нас только по утрам в ….. морозы. И особенно хорошо они сегодня над …… снегом и …… бором. На вершинах сосен,… играет …..….. свет. И сосны замерли под ……. небом. Великолепны …. леса в …. пору.
2. .Утро. Выглядывая из окна, и не узнаю леса. Над глубокими, свежими снегами синее, огромное и нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хорошо они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. На вершинах сосен, на их пышных уже зелёных венцах играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом. Великолепны бескрайние снежные леса в зимнюю пору.
Учитель: Какой из текстов понравился вам больше?
Учащиеся: Второй текст понравился нам больше потому, что предложения более точны по составу.
Учитель: Вывод: С определениями как вы сказали, предложения более точны по составу и предложения становятся более яркими.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель: Какую тему изучали?
Учащиеся: Член предложения – определение.
Учитель: Что узнали об определении?
Учащиеся: Определения отвечают на вопросы: Какой? какая? какое? какие?.
И подчеркивается « волнистой линией».
Заключительное слово учителя.
Сегодня, на уроке ребята узнали ещё об одном второстепенном члене предложения. Молодцы, вы все хорошо работали.
Домашнее задание: выполнить упр.147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....