Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Алёшкина Яна Алексеевна

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 61

Конспект урока по русскому языку

«Определенно-личные предложения»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Алёшкина Я. А.

Узловая, 2016

                                                                                                                                        

Предмет: русский язык

Класс: 8а

Тип урока: комбинированный урок

УМК: учебник по русскому языку для 8 класса авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой.

Технологическая карта

Тема

Определенно-личные предложения.

Цель

Сформировать у учащихся представление об определенно-личном предложении как одном из видов односоставных предложений.

Задачи

Дать определение определенно-личным предложениям; выявить сходства и различия между назывными и определенно-личными предложениями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входит определенно-личные предложения; развить умение находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям.

Формируемые УУД

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Регулятивные: развивать умение формулировать цели и задачи урока; перерабатывать и систематизировать полученную информацию; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, контроль и оценивание своей деятельности.

Познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать знания.

Коммуникативные: работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные понятия

Синтаксис, двусоставное предложение, односоставное предложение, назывное предложение, определенно-личное предложение, лицо.

Ресурсы

Учебник, карточки с заданием, компьютер, проектор, экран.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. (Слайд 1)

Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, ребята! Запишите число, тему урока.

Приветствие учителя.

Запись в тетрадь числа, классной работы, темы урока.

Учащиеся готовы к уроку, к восприятию новой темы.

Личностные: мотивация учения.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

(Слайд 2)

- Ребята, дома вы должны были выполнить упражнение 181. Возникли ли у кого-нибудь из вас затруднения? Давайте проверим.

- Прежде чем перейти к новой теме урока, давайте вспомним, что такое синтаксис?

- Что такое двусоставные предложения?

- Какое предложение называется односоставным?

- Что такое назывное предложение?

Проверка домашнего задания осуществляется по цепочке (один ученик отвечает по одному предложению из текста). По выбору учителя учащийся отдает учителю тетрадь на проверку. Остальные дети проверяют домашнюю работу у себя в тетради.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст.

Двусоставные предложения – это такие предложения, которые содержат оба главных ЧП (подлежащее и сказуемое).

Односоставным называется такое предложение, в котором только один главный ЧП (подлежащее или сказуемое).

Назывное предложение  - односоставное предложение, в котором главный член выражен существительным в И.п. или сочетанием числ. + сущ.

Проверка домашнего задания, повторение основных вопросов, нужных для изучения новой темы.

Ученики повторили и обобщили знания предыдущей темы урока.

Коммуникативные:

отвечать на вопросы учителя, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: поиск и выделение информации в домашней работе.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование целей урока.

(Слайд 3)

- Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит?                                   - Подумайте, от каких слов образовалось слово «определенно-личное»?                        - Назовите однокоренные слова.                                            - Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте их озвучим.

Ученики читают тему урока.

Ученики высказывают свои предположения (от слов «определить» и «лицо»).

Дети предлагают цели:

- узнать, что такое определенно-личные предложения;

- уметь отличать определенно-личные предложения от назывных;

- уметь находить в тексте определенно-личные предложения.

Постановка наводящих вопросов, с помощью которых учащиеся должны сформулировать цели урока.

Ученики с помощью учителя сформулировали основные цели сегодняшнего урока.

Личностные: ученики желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием «определенно-личное предложение»

(Слайд 4)

(Слайд 5)

- Откройте учебник на странице 89. Прочитайте текст «В феврале».

- Найдем в каждом предложении грамматическую основу.

- В односоставных предложениях мы с Вами нашли главный член предложения. Обратите внимание, какой частью речи он выражен?

-Давайте определим лицо глаголов.

-Ребята, вспомните, пожалуйста, местоимения 1 и 2 лица.

-Можем ли мы подставить в каждое односоставное предложение одно из выше перечисленных местоимений?

-Какой мы можем сделать вывод из всего того, что мы сейчас выяснили?

-А теперь перевернем страницу учебника, на странице 90 вверху прочитаем правило и проверим себя. Правильно ли мы рассуждали над понятием «определенно-личное предложение»?

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перепишите схему в тетрадь для правил.

Один ученик вслух читает текст, остальные следят по учебнику.

Учащиеся по выбору учителя читают по одному предложению, определяют, односоставное оно или двусоставное.

Ответы учащихся: главный член предложения выражен глаголом в форме 1 или 2 лица.

Ученики отвечают на поставленный вопрос: 1 лицо – я, мы; 2 лицо – ты, вы.

Ответ учеников.

Учащиеся размышляют, высказывают свои предположения, приходят к выводу, что данные односоставные предложения, представленные в прочитанном тексте, называются определенно-личными.

Ученик читает вслух правило.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся переписывают схему.

Чтение текста и  теоретического материала в учебнике, нахождение нужной информации; рассуждение, направленное на поиск правильного ответа.

Учащиеся познакомились с понятием «определенно-личное предложение».

Личностные: ученики осознают свои возможности в учении, проявляют интерес к новой теме. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.  Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, слушают ответы одноклассников.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении определенно-личного предложения.

-А сейчас мы с Вами выполним упражнение 185. Проверим наши новые знания на практике. Перепишите предложения, найдите среди них определенно-личные.

К доске выходят ученики один за другим и выполняют задание (по одному предложению)

Письменное выполнение упражнения на нахождение определенно-личных предложений.

Ученики закрепили новые знания по теме: «Определенно-личные предложения».

Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.                Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.  Коммуникативные:  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VI.Самостоятельная работа

Цель.

Проверить умения в нахождении определенно-личных предложений среди остальных видов, самоконтроль усвоения знаний.

-Ребята, сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, вы прочтёте внимательно задание и выполните его, применив знания, которые вы сегодня получили. (См. приложение 1).

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках.

Выполнение самостоятельной работы на карточке с дополнительным заданием.

Учащиеся самостоятельно выполнили задание по сегодняшней теме, благодаря чему проверили свои знания и умения на практике.

Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

Регулятивные: контроль своей деятельности.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

(Слайд 6-9)

-Молодцы, все справились с заданием. А теперь мы напишем цифровой диктант. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами условные обозначения: 1 – двусоставное предложение, 2 – односоставное назывное, 3 – односоставное определенно-личное. Сейчас на экране будут появляться предложения, а Вы у себя в тетради ставьте цифру, соответствующую условному обозначению. Затем меняетесь тетрадкой с соседом по парте и проверяете друг друга. (См. приложение 2).

Ученики выполняют цифровой диктант в тетради, затем выполняют проверку задания у одноклассника – соседа по парте.

Написание цифрового диктанта, помогающего вспомнить предыдущую тему и подготовиться к дальнейшим темам в системе уроков русского языка.

Учащиеся систематизировали и обобщили умения и навыки по теме «Определенно-личные предложения».

Личностные: ученики осознали свои возможности в учении.

Познавательные: проявляют интерес к последующим темам по русскому языку.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

(Слайд 10)

-Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Расскажите, что нового вы узнали?

-Что было трудным?

-Вспомним цели урока. Мы их достигли?

Ответы учащихся.

Постановка вопросов, с помощью которых учащиеся должны сделать выводы, достигли они обозначенных целей урока или нет.

Учащиеся достигли поставленной  цели, сделали выводы, оценили качество своей работы.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: оценка своих действий и действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX. Домашнее задание.

- Дома запишите правило со стр. 90 с примерами в тетрадь для правил.

- Сейчас я раздам вам карточки с домашним заданием. Дома нужно будет заполнить таблицу своими примерами предложений. В каждую колонку записать по 2 примера. (См. приложение 3).

Приложение 1

Карточка с заданием

Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу. Обведите в кружок номера тех предложений, которые являются определенно-личными. Над главным членом односоставного предложения подпишите лицо и число. Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

1. Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме. 2. Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! 3. Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи, чашу вселенского горя всю расплещи! 4. Октябрь уж наступил. 5. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. 6. Дохнул осенний хлад. 7. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 8. Пойду навстречу к ним знакомою тропою. 9. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 10. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? 

Приложение 2

Цифровой диктант.

Условные обозначения: 1 – двусоставное предложение, 2 – односоставное назывное, 3 – односоставное определенно-личное.

1. Люблю грозу в начале мая. (3).

2. В садах ученики окапывают деревья. (1).

3. Осень.(2).

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! (1).

5 Поедешь со мной? (3).

6. Раннее утро. (2).

7. Стой за правду горой. (3).

8. Вот и беседка (2).

9. Верните книгу в библиотеку. (3).

10. Посмотрите на них! (3).

11. Дождь шумел, гудел, хлопал. (1).

12. Я сердце по свету рассеять готов. (1)

13. Какая красота! (2)

14. Береги честь смолоду! (3)

Приложение 3

Карточка с домашним заданием

Заполните таблицу, подобрав примеры определенно-личных предложений. В каждую колонку запишите по 2 примера.

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях

Примеры

Глагол 1 лица единственного числа, настоящего или будущего времени

Глагол 2 лица единственного числа, настоящего или будущего времени

Глагол 1 лица множественного числа, настоящего или будущего времени

Глагол 2 лица множественного числа, настоящего или будущего времени

Глагол 2 лица единственного числа, повелительного наклонения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием "неопределённо-личные предложения", продолжить формировать умние различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных член...

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе

Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения.Задачи:1.Находить в тексте обращения и определять его функции.2.Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками пр...

Конспект урока по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения"

Обобщающий  урок по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения" в 8 классе...