Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 61
Конспект урока по русскому языку
«Определенно-личные предложения»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Алёшкина Я. А.
Узловая, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 8а
Тип урока: комбинированный урок
УМК: учебник по русскому языку для 8 класса авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой.
Технологическая карта
Тема | Определенно-личные предложения. | |||||
Цель | Сформировать у учащихся представление об определенно-личном предложении как одном из видов односоставных предложений. | |||||
Задачи | Дать определение определенно-личным предложениям; выявить сходства и различия между назывными и определенно-личными предложениями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входит определенно-личные предложения; развить умение находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям. | |||||
Формируемые УУД | Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования. Регулятивные: развивать умение формулировать цели и задачи урока; перерабатывать и систематизировать полученную информацию; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, контроль и оценивание своей деятельности. Познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать знания. Коммуникативные: работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||||
Основные понятия | Синтаксис, двусоставное предложение, односоставное предложение, назывное предложение, определенно-личное предложение, лицо. | |||||
Ресурсы | Учебник, карточки с заданием, компьютер, проектор, экран. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. (Слайд 1) | Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята! Запишите число, тему урока. | Приветствие учителя. | Запись в тетрадь числа, классной работы, темы урока. | Учащиеся готовы к уроку, к восприятию новой темы. | Личностные: мотивация учения. | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (Слайд 2) | - Ребята, дома вы должны были выполнить упражнение 181. Возникли ли у кого-нибудь из вас затруднения? Давайте проверим. - Прежде чем перейти к новой теме урока, давайте вспомним, что такое синтаксис? - Что такое двусоставные предложения? - Какое предложение называется односоставным? - Что такое назывное предложение? | Проверка домашнего задания осуществляется по цепочке (один ученик отвечает по одному предложению из текста). По выбору учителя учащийся отдает учителю тетрадь на проверку. Остальные дети проверяют домашнюю работу у себя в тетради. Ученики отвечают на вопросы учителя. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст. Двусоставные предложения – это такие предложения, которые содержат оба главных ЧП (подлежащее и сказуемое). Односоставным называется такое предложение, в котором только один главный ЧП (подлежащее или сказуемое). Назывное предложение - односоставное предложение, в котором главный член выражен существительным в И.п. или сочетанием числ. + сущ. | Проверка домашнего задания, повторение основных вопросов, нужных для изучения новой темы. | Ученики повторили и обобщили знания предыдущей темы урока. | Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, высказывать свою точку зрения. Познавательные: поиск и выделение информации в домашней работе. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование целей урока. (Слайд 3) | - Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит? - Подумайте, от каких слов образовалось слово «определенно-личное»? - Назовите однокоренные слова. - Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте их озвучим. | Ученики читают тему урока. Ученики высказывают свои предположения (от слов «определить» и «лицо»). Дети предлагают цели: - узнать, что такое определенно-личные предложения; - уметь отличать определенно-личные предложения от назывных; - уметь находить в тексте определенно-личные предложения. | Постановка наводящих вопросов, с помощью которых учащиеся должны сформулировать цели урока. | Ученики с помощью учителя сформулировали основные цели сегодняшнего урока. | Личностные: ученики желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с понятием «определенно-личное предложение» (Слайд 4) (Слайд 5) | - Откройте учебник на странице 89. Прочитайте текст «В феврале». - Найдем в каждом предложении грамматическую основу. - В односоставных предложениях мы с Вами нашли главный член предложения. Обратите внимание, какой частью речи он выражен? -Давайте определим лицо глаголов. -Ребята, вспомните, пожалуйста, местоимения 1 и 2 лица. -Можем ли мы подставить в каждое односоставное предложение одно из выше перечисленных местоимений? -Какой мы можем сделать вывод из всего того, что мы сейчас выяснили? -А теперь перевернем страницу учебника, на странице 90 вверху прочитаем правило и проверим себя. Правильно ли мы рассуждали над понятием «определенно-личное предложение»? -Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перепишите схему в тетрадь для правил. | Один ученик вслух читает текст, остальные следят по учебнику. Учащиеся по выбору учителя читают по одному предложению, определяют, односоставное оно или двусоставное. Ответы учащихся: главный член предложения выражен глаголом в форме 1 или 2 лица. Ученики отвечают на поставленный вопрос: 1 лицо – я, мы; 2 лицо – ты, вы. Ответ учеников. Учащиеся размышляют, высказывают свои предположения, приходят к выводу, что данные односоставные предложения, представленные в прочитанном тексте, называются определенно-личными. Ученик читает вслух правило. Дети отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся переписывают схему. | Чтение текста и теоретического материала в учебнике, нахождение нужной информации; рассуждение, направленное на поиск правильного ответа. | Учащиеся познакомились с понятием «определенно-личное предложение». | Личностные: ученики осознают свои возможности в учении, проявляют интерес к новой теме. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, слушают ответы одноклассников. | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении определенно-личного предложения. | -А сейчас мы с Вами выполним упражнение 185. Проверим наши новые знания на практике. Перепишите предложения, найдите среди них определенно-личные. | К доске выходят ученики один за другим и выполняют задание (по одному предложению) | Письменное выполнение упражнения на нахождение определенно-личных предложений. | Ученики закрепили новые знания по теме: «Определенно-личные предложения». | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
VI.Самостоятельная работа Цель. Проверить умения в нахождении определенно-личных предложений среди остальных видов, самоконтроль усвоения знаний. | -Ребята, сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, вы прочтёте внимательно задание и выполните его, применив знания, которые вы сегодня получили. (См. приложение 1). | Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках. | Выполнение самостоятельной работы на карточке с дополнительным заданием. | Учащиеся самостоятельно выполнили задание по сегодняшней теме, благодаря чему проверили свои знания и умения на практике. | Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль своей деятельности. | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового (Слайд 6-9) | -Молодцы, все справились с заданием. А теперь мы напишем цифровой диктант. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами условные обозначения: 1 – двусоставное предложение, 2 – односоставное назывное, 3 – односоставное определенно-личное. Сейчас на экране будут появляться предложения, а Вы у себя в тетради ставьте цифру, соответствующую условному обозначению. Затем меняетесь тетрадкой с соседом по парте и проверяете друг друга. (См. приложение 2). | Ученики выполняют цифровой диктант в тетради, затем выполняют проверку задания у одноклассника – соседа по парте. | Написание цифрового диктанта, помогающего вспомнить предыдущую тему и подготовиться к дальнейшим темам в системе уроков русского языка. | Учащиеся систематизировали и обобщили умения и навыки по теме «Определенно-личные предложения». | Личностные: ученики осознали свои возможности в учении. Познавательные: проявляют интерес к последующим темам по русскому языку. | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (Слайд 10) | -Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Расскажите, что нового вы узнали? -Что было трудным? -Вспомним цели урока. Мы их достигли? | Ответы учащихся. | Постановка вопросов, с помощью которых учащиеся должны сделать выводы, достигли они обозначенных целей урока или нет. | Учащиеся достигли поставленной цели, сделали выводы, оценили качество своей работы. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: оценка своих действий и действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
IX. Домашнее задание. | - Дома запишите правило со стр. 90 с примерами в тетрадь для правил. - Сейчас я раздам вам карточки с домашним заданием. Дома нужно будет заполнить таблицу своими примерами предложений. В каждую колонку записать по 2 примера. (См. приложение 3). |
Приложение 1
Карточка с заданием
Прочитайте предложения, подчеркните грамматическую основу. Обведите в кружок номера тех предложений, которые являются определенно-личными. Над главным членом односоставного предложения подпишите лицо и число. Переделайте односоставные предложения в двусоставные.
1. Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме. 2. Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! 3. Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи, чашу вселенского горя всю расплещи! 4. Октябрь уж наступил. 5. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. 6. Дохнул осенний хлад. 7. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 8. Пойду навстречу к ним знакомою тропою. 9. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 10. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь?
Приложение 2
Цифровой диктант.
Условные обозначения: 1 – двусоставное предложение, 2 – односоставное назывное, 3 – односоставное определенно-личное.
1. Люблю грозу в начале мая. (3).
2. В садах ученики окапывают деревья. (1).
3. Осень.(2).
4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! (1).
5 Поедешь со мной? (3).
6. Раннее утро. (2).
7. Стой за правду горой. (3).
8. Вот и беседка (2).
9. Верните книгу в библиотеку. (3).
10. Посмотрите на них! (3).
11. Дождь шумел, гудел, хлопал. (1).
12. Я сердце по свету рассеять готов. (1)
13. Какая красота! (2)
14. Береги честь смолоду! (3)
Приложение 3
Карточка с домашним заданием
Заполните таблицу, подобрав примеры определенно-личных предложений. В каждую колонку запишите по 2 примера.
Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях | Примеры |
Глагол 1 лица единственного числа, настоящего или будущего времени | |
Глагол 2 лица единственного числа, настоящего или будущего времени | |
Глагол 1 лица множественного числа, настоящего или будущего времени | |
Глагол 2 лица множественного числа, настоящего или будущего времени | |
Глагол 2 лица единственного числа, повелительного наклонения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".
Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс
Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд заданий, которые помогут учителю проверить ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения"
Цель урока: познакомить учащихся с понятием "неопределённо-личные предложения", продолжить формировать умние различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных член...
Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе
Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения.Задачи:1.Находить в тексте обращения и определять его функции.2.Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками пр...
Конспект урока по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения"
Обобщающий урок по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения" в 8 классе...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Виды сложных предложений"
Конспект к уроку открытия новых знаний...
Конспект урока по русскому языку по теме "Виды простого предложения по строению грамматической основы"
Конспект урока, технологическая карта, презентация....