Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Изъявительное наклонение глагола".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Класс: 6
Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Цели урока:
обучающие:
- актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;
- усвоить понятие о категории наклонения глагола;
- определить особенности изъявительного наклонения;
- научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении.
развивающие:
- научиться работать с текстами различных видов;
- научиться структурировать знания;
- развить умение планировать учебное сотрудничество.
воспитывающие:
- сформировать культуру поведения при индивидуальной работе, групповой работе
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse._izyavitelnoe_naklonenie._-_.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Паспорт урока
Учитель:
ОУ:
Класс: 6
Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Цели урока:
обучающие:
- актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;
- усвоить понятие о категории наклонения глагола;
- определить особенности изъявительного наклонения;
- научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении.
развивающие:
- научиться работать с текстами различных видов;
- научиться структурировать знания;
- развить умение планировать учебное сотрудничество.
воспитывающие:
- сформировать культуру поведения при индивидуальной работе, групповой работе
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, культуре.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- систематизируют знания по темам «Времена глагола», «Совершенный и несовершенный вид»;
- выявляют особенности изъявительного наклонения;
- распознают глаголы в изъявительном наклонении.
Метапредметные:
регулятивные
- целеполагание, планирование работы;
- организация взаимопроверки, самоконтроля, самооценки.
коммуникативные
-организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
- выявление сути проблемы, поиск способов ее решения;
- формирование устной речи.
познавательные
- формулирование познавательной цели;
- формирование умений по анализу, сравнению
Личностные:
- смыслообразование (смысл учения; важность темы для дальнейшего изучения предмета)
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Программные требования: учащиеся должны уметь определять наклонение глаголов, распознавать глаголы в изъявительном наклонении, указывать вид и время глаголов в изъявительном наклонении.
Программное содержание:
Раздел «Глагол».
Повторение материала, изученного в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Гласные в суффиксах глаголов. Систематизация и обобщение изученного о глаголе.
Основные понятия: Морфологические признаки глагола. Время. Совершенный и несовершенный вид. Наклонение глагола, изъявительное наклонение.
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: урок-исследование.
Технологии обучения: игровая технология, обучение в сотрудничестве, технология системно - деятельностного обучения.
Оборудование (оснащение урока): мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
№ п/п | Планируемые результаты (ПР) | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. ЭТАП МОТИВАЦИИ (самоопределения) к учебной деятельности | |||||
Внимание учеников будет привлечено к учебной деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Включает детей в учебную деятельность («Готовим тетради, учебники»). Фронтально работает с классом. Обсуждает учебную ситуацию, читает стихотворение: Что без меня предметы? (В.Кондрашов) 1. О какой части речи идет речь? 2. Как вы определили, что это глагол? (общее грамматическое значение). 3. Вспомните, какие морфологические признаки глагола вы знаете? Беседа. Фронтальная работа. | Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы. Настраиваются на урок. | Личностные (мотивация). Коммуникативные (формирование устной речи). | |
II. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ | |||||
Научатся анализировать, систематизировать свои знания, находить выход из проблемной ситуации. Систематизируют знания по темам «Времена глагола», «Совершенный и несовершенный вид». | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель создает учебную (проблемную) ситуацию. Задает проблемные вопросы. 1. Задание: Определите время глаголов. Ходит, рисовал, побежит, будет петь, надвигается, треплет, закончил, посмотрит, стояла. Метод иллюстраций. Упражнение. Фронтальная работа. Аудиовизуальные средства обучения (слайды). 2. Прочитайте предложения. Приложение 1 1) Я бы съел чего-нибудь вкусненького. 2) Сходи за хлебом. 3) Я прибежал с улицы. 4) Петя читает интересную книгу. 5) Сегодня мы поедем в цирк. - Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором – просьба, а в третьем, четвертом и пятом – реальное действие). - А что указывает на это? (Форма глаголов). - Знакома ли вам грамматическая категория глагола, обозначающая отношение действия к действительности? (Наклонение). - В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия. Беседа. Объяснение. Индивидуальная форма работы. | Отвечают на вопросы, выделяют проблему. | Познавательные (постановка проблемы). Коммуникативные (сотрудничество, ответы на вопросы). Познавательные (работа с информацией). | |
III. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ | |||||
Научатся ставить цель, планировать свою работу. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Учитель организует обсуждение целей урока. Цели: - актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее; - усвоить понятие о категории наклонения глагола; - определить особенности изъявительного наклонения; - научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении. Задание: «Запомните цели урока и постарайтесь ее помнить, в конце урока вы ее назовете». Индивидуальная форма работы. | Ученики формулируют цели урока, запоминают их. | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь). | |
IV. ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | |||||
Учатся работать, сотрудничая друг с другом. Выявляют суть проблемы, способ ее решения. Выявляют особенности глаголов изъявительного наклонения. | Включение учащихся в целенаправлен-ную деятельность | Задает вопросы. Предлагает ученикам найти информацию о том, что такое наклонение. Рассказывает об изъявительном, условном и повелительном наклонении глагола. Приводит примеры. Нарисую, нарисовал бы, нарисуйте. Что обозначают глаголы:
Учитель: «Подробнее сегодня остановимся на изъявительном наклонении». Рассказ. Письменные упражнения. Фронтальная, индивидуальная форма работы. | Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь тему, глаголы, обозначают их наклонение. Учебник: стр. 114, теоретические сведения. | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение). Регулятивное (целеполагание к заданиям, планирование работы). | |
V. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ | |||||
Научатся находить глаголы в изъявительном наклонении в тексте. Будет применять полученные знания на практике. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Учитель консультирует. Базов.ур.: упр.538 (приложение 3). Выпишите выделенные глаголы. Определите их вид, время и наклонение. Повыш.ур.: Составить словосочетания с глаголами в изъявительном наклонении. Определите их вид, время и наклонение (5 словосочетаний). Практические метода (устные и письменные упражнения). Работа в парах, индивидуальная. | Проговаривают устно полученную информацию. Составляют кластер (приложение 2). В парах пересказывают друг другу новую информацию. Если ученик справился с заданием базового уровня, он выполняет задание повышенного, если нет – повторяет теоретический материал со стр. 114. | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с текстом, логические – анализ, сравнение). | |
VI. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ | |||||
Могут распознавать глаголы в изъявительном наклонении. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Организует самостоятельную работу. Предоставляет шаблоны, ключи к заданиям. Творческое задание «Письмо по кругу»: Ученики, работая в парах, записывают несколько предложений по данной теме «Добрые дела». Необходимо в своем мини-сочинении использовать глаголы в изъявительном наклонении. Практические методы (письменное упражнение). Индивидуальная работа, работа в парах. | Обучающиеся выполняют задания. Проверяют. | Познавательные (логические – анализ, сравнение). Регулятивные (самопроверка, взаимопроверка). | |
ФИЗМИНУТКА Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. | |||||
VII. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ | |||||
Учатся оценивать свои знания, | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель организует продуктивную деятельность. Консультирует. Задание: Расскажите, что такое наклонение глагола? Что вы знаете об изъявительном наклонении? Практические методы. Индивидуальная работа. | Учащиеся выполняют задание (повышенного уровня). | Познавательные (общеучебные – структурирование знаний). | |
VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ | |||||
Понимают смысл учения, важность темы для дальнейшего изучения предмета. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель дает дифференцированное задание. Ученикам, выполнившим базовый уровень: Стр.114 повторить материал, привести примеры глаголов в повелительном наклонении. Ученикам, выполнившим повышенный уровень: Составить сложные предложения. Обозначить наклонение глаголов. Беседа. Фронтальная работа. | Ученики обсуждают домашнее задание. Задают вопросы. | Коммуникативные (развитие устной речи). | |
IX. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ | |||||
Могут анализировать свою деятельность. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Оценивает, корректирует деятельность учащихся. Вопрос о целях урока. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки. (Приложение 4). Вопрос-загадка. Беседа. Индивидуальная, фронтальная работа. | Вспоминают и формулируют цели урока. Определяют выполнение целей урока. Анализируют свою деятельность. Оценивают себя. Ставят себе отметку. Обсуждают отметку с учителем. | Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка). |
Приложения
Приложение 1
Задание: Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями.
1) Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
2) Сходи за хлебом.
3) Я прибежал с улицы.
4) Петя читает интересную книгу.
5) Сегодня мы поедем в цирк.
Приложение 2
Схема.
Изъявительное Условное Повелительное
Приложение 3
Задание: Прочитайте стихотворение А. Барто. Что делала Танюша весь день? Была ли она помощницей? Выпишите выделенные глаголы. Определите их вид, время, наклонение.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
1936
Приложение 4
Лист самооценки достижений ученика на уроке
- Ф.И. ученика ___________________________________
- Каковы цели урока? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Удалось ли достичь целей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Самостоятельно или с чьей-то помощью? _____________________________________________
- Какую бы отметку ты себе поставил за урок? __________________________________________
- Ваше состояние в конце урока?
Я молодец! Не так уж и плохо! Могу работать лучше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"
ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»
Целью данной работы является создание проблемной ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить тематические рамки учебной деятельности...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"
Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...
План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Приводится план-конспект урока русского языка...
Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"
В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...