Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Изъявительное наклонение глагола".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Класс: 6

Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели урока:

обучающие: 

- актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;

- усвоить понятие о категории наклонения глагола;

- определить особенности изъявительного наклонения;

- научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении.

 

развивающие:

- научиться работать с текстами различных видов;

- научиться структурировать знания;

- развить умение планировать учебное сотрудничество.

 

воспитывающие:

- сформировать культуру поведения при индивидуальной работе, групповой работе

- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, культуре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Паспорт урока

Учитель:

ОУ:

Класс: 6

Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели урока:

обучающие:  

- актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;

- усвоить понятие о категории наклонения глагола;

- определить особенности изъявительного наклонения;

- научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении.

развивающие:

- научиться работать с текстами различных видов;

- научиться структурировать знания;

- развить умение планировать учебное сотрудничество.

воспитывающие:

- сформировать культуру поведения при индивидуальной работе, групповой работе

- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, культуре.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:

- систематизируют знания по темам «Времена глагола», «Совершенный и несовершенный вид»;

- выявляют особенности изъявительного наклонения;

- распознают глаголы в изъявительном наклонении.

Метапредметные:

регулятивные

- целеполагание, планирование работы;

- организация взаимопроверки, самоконтроля, самооценки.  

коммуникативные

-организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;

- выявление сути проблемы, поиск способов ее решения;

- формирование устной речи.

познавательные

- формулирование познавательной цели;

- формирование умений по анализу, сравнению  

Личностные:

- смыслообразование (смысл учения; важность темы для дальнейшего изучения предмета)

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Программные требования: учащиеся должны уметь определять наклонение глаголов, распознавать глаголы в изъявительном наклонении, указывать вид и время глаголов в изъявительном наклонении.

Программное содержание:

Раздел «Глагол».

Повторение материала, изученного в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.  Повелительное наклонение. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.  Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Гласные в суффиксах глаголов. Систематизация и обобщение изученного  о глаголе.

Основные понятия:  Морфологические признаки глагола. Время. Совершенный и несовершенный вид. Наклонение глагола, изъявительное наклонение.

Тип урока: Открытие нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Технологии обучения: игровая технология, обучение в сотрудничестве, технология системно - деятельностного обучения.

Оборудование (оснащение урока): мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Технологическая карта урока

п/п

Планируемые результаты (ПР)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(универсальные учебные действия)

I. ЭТАП МОТИВАЦИИ (самоопределения) к учебной деятельности

Внимание учеников будет привлечено к учебной деятельности.

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Включает детей в учебную деятельность («Готовим тетради, учебники»).

Фронтально работает с классом.

Обсуждает учебную ситуацию, читает стихотворение:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

(В.Кондрашов)

1. О какой части речи идет речь?

2. Как вы определили, что это глагол? (общее грамматическое значение).

3. Вспомните, какие морфологические признаки глагола вы знаете?

Беседа.

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы. Настраиваются на урок.  

Личностные (мотивация). Коммуникативные (формирование устной речи).

II. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Научатся анализировать, систематизировать свои знания, находить выход из проблемной ситуации. Систематизируют знания по темам «Времена глагола», «Совершенный и несовершенный вид».

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель создает учебную (проблемную) ситуацию. Задает проблемные вопросы.

1. Задание: Определите время глаголов.

Ходит, рисовал, побежит, будет петь, надвигается, треплет, закончил, посмотрит, стояла.

Метод иллюстраций. Упражнение.

Фронтальная работа. Аудиовизуальные средства обучения (слайды).

2. Прочитайте предложения.

 Приложение 1

 1) Я бы съел чего-нибудь вкусненького.

 2) Сходи за хлебом.

 3) Я прибежал с улицы.

 4) Петя читает интересную книгу.

 5) Сегодня мы поедем в цирк.

- Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями.

 (В первом предложении выражено пожелание, во втором – просьба, а в третьем, четвертом и пятом – реальное действие).

- А что указывает на это? (Форма глаголов).

- Знакома ли вам грамматическая категория глагола, обозначающая отношение действия к действительности?

(Наклонение).

- В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия.

Беседа. Объяснение.

Индивидуальная форма работы.

Отвечают на вопросы, выделяют проблему.

Познавательные (постановка проблемы).

Коммуникативные (сотрудничество, ответы на вопросы).

Познавательные (работа с информацией).

III. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Научатся ставить цель, планировать свою работу.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Учитель организует обсуждение целей урока.

Цели:

- актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;

- усвоить понятие о категории наклонения глагола;

- определить особенности изъявительного наклонения;

- научиться распознавать глаголы в изъявительном наклонении.

Задание: «Запомните цели урока и постарайтесь ее помнить, в конце урока вы ее назовете».

Индивидуальная форма работы.

Ученики формулируют цели урока, запоминают их.

Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь).

IV. ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Учатся работать, сотрудничая друг с другом. Выявляют суть проблемы, способ ее решения.

Выявляют особенности глаголов изъявительного наклонения.  

Включение учащихся в целенаправлен-ную деятельность

Задает вопросы. Предлагает ученикам найти информацию о том, что такое наклонение.

Рассказывает об изъявительном, условном и повелительном наклонении  глагола.

Приводит примеры.

Нарисую, нарисовал бы, нарисуйте.

Что обозначают  глаголы:

  1. Работаю, работал, буду работать (действия, которые происходили, происходят и будут  на самом деле).
  2. Читал бы, писал бы (желаемые или возможные действия при определенных условиях).
  3. Пиши, читай, запиши (выражает побуждение к действию, приказ, просьбу).  

Учитель: «Подробнее сегодня остановимся на изъявительном наклонении».

Рассказ. Письменные упражнения.

Фронтальная, индивидуальная форма работы.

Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь тему, глаголы, обозначают их наклонение.

Учебник: стр. 114, теоретические сведения.

Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение).

 Регулятивное (целеполагание к заданиям, планирование работы).

V. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Научатся находить глаголы в изъявительном наклонении в тексте. Будет применять полученные знания на практике.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Учитель консультирует.

Базов.ур.: упр.538 (приложение 3).  Выпишите выделенные глаголы. Определите их вид, время и наклонение.

Повыш.ур.: Составить словосочетания с глаголами в изъявительном наклонении. Определите их вид, время и наклонение (5 словосочетаний).

Практические метода (устные и письменные упражнения).

Работа в парах, индивидуальная.

Проговаривают устно полученную информацию. Составляют кластер (приложение 2).

В парах пересказывают друг другу новую информацию.

Если ученик справился с заданием базового уровня, он выполняет задание повышенного, если нет – повторяет теоретический материал со стр. 114.

Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с текстом, логические – анализ, сравнение).

VI. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ

Могут распознавать глаголы в изъявительном наклонении.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Организует самостоятельную работу. Предоставляет шаблоны, ключи к заданиям.

Творческое задание «Письмо по кругу»: Ученики, работая в парах, записывают несколько предложений по данной теме «Добрые дела».

 Необходимо в своем мини-сочинении использовать глаголы в изъявительном наклонении.

Практические методы (письменное упражнение).

Индивидуальная работа, работа в парах.

Обучающиеся выполняют задания.

Проверяют.

Познавательные (логические – анализ, сравнение).

Регулятивные (самопроверка, взаимопроверка).

ФИЗМИНУТКА

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

VII. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Учатся оценивать свои знания,

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует продуктивную деятельность. Консультирует.

Задание: Расскажите, что такое наклонение глагола? Что вы знаете об изъявительном наклонении?

Практические методы.

Индивидуальная работа.

Учащиеся выполняют задание (повышенного уровня).

Познавательные (общеучебные – структурирование знаний).

VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Понимают смысл учения,  важность темы для дальнейшего изучения предмета.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель дает дифференцированное задание.

Ученикам, выполнившим базовый уровень:

Стр.114 повторить материал, привести примеры глаголов в повелительном наклонении.

Ученикам, выполнившим повышенный уровень:

Составить сложные предложения. Обозначить наклонение глаголов.

Беседа.

Фронтальная работа.

Ученики обсуждают домашнее задание. Задают вопросы.

Коммуникативные (развитие устной речи).

IX. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Могут анализировать свою деятельность.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оценивает, корректирует деятельность учащихся.

Вопрос о целях урока.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.           (Приложение 4).

Вопрос-загадка.

Беседа.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Вспоминают и формулируют цели урока. Определяют выполнение целей урока. Анализируют свою деятельность. Оценивают себя. Ставят себе отметку. Обсуждают отметку с учителем.

Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка).

Приложения

Приложение 1

Задание: Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями.

 1) Я бы съел чего-нибудь вкусненького.

 2) Сходи за хлебом.

 3) Я прибежал с улицы.

 4) Петя читает интересную книгу.

 5) Сегодня мы поедем в цирк.

Приложение 2

Схема.

Изъявительное                           Условное                              Повелительное

Приложение 3

Задание: Прочитайте стихотворение А. Барто. Что делала Танюша весь день? Была ли она помощницей? Выпишите выделенные глаголы. Определите их вид, время, наклонение.

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,—

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

                                     1936

Приложение 4

Лист самооценки достижений ученика на уроке

  1. Ф.И. ученика ___________________________________
  2. Каковы цели урока? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Удалось ли достичь целей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? _____________________________________________
  5. Какую бы отметку ты себе поставил за урок? __________________________________________
  6. Ваше состояние в конце урока?

      Я  молодец!                       Не так уж и плохо!                  Могу работать лучше!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Приводится  план-конспект урока  русского  языка...

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...