Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цель:

закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;

развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;

воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пушкина.

 

Оборудование: ПК, ноутбук,  мультимедийный проектор, магнитофон, портрет А.С.Пушкина, рисунки к сказкам, тест "время глагола". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glagol.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение  знаний о глаголе

Цель:

закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;

развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;

воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пушкина.

Оборудование: ПК, ноутбук,  мультимедийный проектор, магнитофон, портрет А.С.Пушкина, рисунки к сказкам, тест "время глагола".

Ход урока

Организационный момент урока.

- Все готовы? Слайд 1.

 Всё в порядке?

 Нам пора начать урок.

 Пусть урок пойдёт Вам впрок.

 На уроке не ленитесь,

 А старайтесь и трудитесь!

Вводная беседа учителя.

- А урок сегодня наш, ребята, будет необычным. Он будет сказочным и поэтичным.

- Как и всякая сказка, урок начнётся с волшебства.

- Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет: (магнитофон - шум моря)

- В каком произведении, какого автора встречается такая картина?

("Сказка о царе Салтане:" А.С.Пушкин.) портрет А.С.Пушкина

- Вспомните эти строчки:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в волнах

 На поднятых парусах.

- А вот и наш парусник. Слайд 2.- Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?

- Но чтобы плыть, нужно разгадать кроссворд. Слайд 3.

- Для начала откройте тетради, запишите число, классная работа.

Словарная работа.

- Я читаю отрывок из произведения А.С.Пушкина, а вы договариваете пропущенное мною слово, записываете его, объясняя орфограммы.

(Эта работа выполняется на интерактивной доске)

1. Вот открыл царевич очи;

 Отрясая грёзы ночи

 И дивясь, перед собой

 Видит город он большой

2. Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

3. Царь Дадон к шатру спешит:

 Что за страшная картина

 Перед ним его два сына:

4. Море вздуется бурливо,

 Закипит, подымит вой,

 Хлынет на берег пустой,

 Расплеснётся в скором беге -

 И очутятся на бреге,

 В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

- Слова, какой части речи мы записали? Докажите.

- Какие ещё части речи мы знаем?

- Прочитайте, что у нас получилось в выделенном столбике. (глагол)

- Кто сформулирует тему урока?

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о глаголе.

Работа над темой. Глагол сверкать

- Что оно обозначает?

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи будет являться?

Сверкать -

1.Ярко сиять переливчатым светом.

2.Блестеть, выражая сильные чувства, страсть.

3. Выражать, обнаруживать какие-нибудь яркие качества.

- Посмотрите, слово имеет три значения. Как называются такие слова?

2. Запишите отрывок. Слайд 6.

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет:

- Найдите глаголы и подчеркните их двумя чертами.

- Что обозначает глагол?

- В какой момент речи происходит действие в отрывке?

- Значит, в каком времени употреблены глаголы? Укажите над глаголами.

- Сколько времён у глагола? Назовите их.

- Как отличить одно время от другого?

- Вы наверно устали? 

Физминутка. Слайд 7.

- Давайте встанем и отдохнём. Я называю глагол, а вы показываете действие, которое он обозначает.- Готов?!

Иду, бежали, хлопают, потянулись, выпрямились, тихонько сели.

 Кто был внимательным? В каком времени я употребила глаголы?

3. Распределительный диктант. Слайд 8.

- Выпишите глаголы в три столбика, распределяя их по временам.

И послушалась волна:

 Тут же на берег она

 Бочку вынесла легонько

 И отхлынула тихонько.

 Мать с младенцем спасена,

 Землю чувствует она.

 Но из бочки кто их вынет?

 Бог неужто их покинет?

- Давайте проверим, что вы записали.

- Какая особенность у глаголов прошедшего времени? Выделите его.

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Определите, в каком числе и роде наши глаголы.

- Как мы будем называть окончания глаголов прошедшего времени?

(родовыми)

- А какие окончания мы называем личными? Почему?

- Выделите окончания глаголов.

4. Запишите предложение. Слайд 9.

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

- Найдите глагол. Какие орфографические задачи вы можете решить и объяснить? Выделите их.

5. "Вспомни сказки!" Слайд 10.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы, укажите время, лицо, число, род, если можно.

Ветер весело _________, судно весело ____________.

Коль ты старый человек, дядей ____________ нам навек. выполняют

Старик _________ неводом рыбу, старуха _________ свою пряжу.

(ловил, пряла; шумит, бежит; будешь)

Итог урока. Слайд 11.

- Вот и завершилось наше сказочное плавание.

- Подведём теперь итог.

Чем сегодня занимались?

 В чём немного затруднялись?

 Вам понравился урок?

 Пусть урок пойдёт вам впрок!

Учитель ставит и комментирует отметки за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"

Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Вид глагола"

Конспект урока "Вид глагола". Без использования ИКТ и без технологической карты. Можно использовать для рабочего урока.На сайте не отражаются схемы, но в скачанном документе они должны быть ...