Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности посредством создания проблемной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_situatsiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Повелительное наклонение глагола

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: создание условий для формирования у учащихся умения распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Формирование УУД

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности учебного материала; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную задачу совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; высказывает предположения на основе наблюдений,  планирует (совместно с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников и дополнительной литературе.

Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать:  основные морфологические свойства глагола, понятие наклонение глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения, их морфемный состав.

Уметь: определять повелительное наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение к действительности и отличать от других наклонений глаголов.

Личностные: учащиеся научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;

Ход урока

  1. Мотивация

Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности посредством создания проблемной ситуации

На доске написаны два предложения: 1. Вы когда-нибудь скажете ему об этом. 2. Скажите ему об этом.

 Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему в одном случае я написала СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? Может, в одном из слов допущена ошибка?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол СКАЗАТЬ  I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

  • Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
  • Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
  • Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
  • Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
  • Давайте найдем верный путь решения этого вопроса.

Регулятивные УУД – это умение школьников организовывать свою учебную деятельность на основе овладения целеполаганием; планированием (последовательностью действий с учетом конечного результата); прогнозированием (предвосхищением результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); контролем в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекцией; оценкой – осознанием качества и уровня усвоения; саморегуляцией как способом к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта) и к преодолению препятствий.

Этап открытия нового знания на уроках русского языка должен быть структурирован так, чтобы можно было организовать его открытие с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предложены условные обозначения).

Создание проблемной ситуации

Проблемные ситуации практически строятся на затруднении в выполнении нового задания, при этом самостоятельно, основываясь на имеющихся у обучающихся знаниях, выводится новый алгоритм действия для нового задания. При этом ставится цель, планируется деятельность и оценивается  результат.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.( http://www.menobr.ru/article/30166-organizatsiya-problemnyh-situatsiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole)

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации с помощью первого приёма.

Используя второй прием мы  настраиваем  учащихся на восприятие нового материала, повторяем правописание изменяемых приставок на -з(-с) и формулируем новую тему.

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

 Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

Таким образом, используя проблемную ситуацию, мы формируем регулятивные универсальные учебные действия, а именно :

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

                в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

 (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация

Включение в деловой ритм.

Организация и проведение игры «Третий лишний».

Создание проблемной ситуации.

Готовятся к работе.

Находят «лишнее» слово.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

        2.Актуализация знаний

(разминка)

Записывает дату.

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Работают в тетрадях.

Проводят выборочную работу.

По «цепочке» называют выписанные слова.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

        3.Формирование новых знаний

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах.

Даёт инструкцию.

Просит записать тему урока.

Создаёт ситуацию успеха.

Предлагает прочитать текст на стр. 206.

Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.

Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами.

Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

Работают в тетрадях.

Записывают тему урока.

Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Организует игру «Передай другому».

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

Даёт задание по  упр. №513

распределить слова по столбикам  в таблице.

Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания.

Придумывают слова, играя в мяч.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

Работают в тетрадях, заполняя таблицу.

Знакомятся со словарными словами в рамках.

 Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний.

Игровой момент (К)

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)

        5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

        6. Включение в систему знаний и повторение

        Делает запись на доске.

Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение.

Разбивает класс на группы.

Формулирует задания: составить предложения по заданным схемам

(подвижный момент урока).

        Вспоминают пройденный материал.

Заканчивают предложение (по заданному началу).

Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме.

В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах.

Постановка и формулирование проблемы (П)

Робота в группах (К)

Составление предложений по схеме (П)

Задание  творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других  (К)

7. Рефлексия

        Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

        Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

        8.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Статья "Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка"

Материал предназначен для учителей русского языка. Я надеюсь, данные приемы помогут коллегам сделать урок более плодотворным, интересным. Создать учебную ситуацию – значит ввести противоречие, столкно...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) по теме "Повелительное наклонение глагола" , 6 класс. УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Конспект интегрированного урока (русский язык + обж) по теме "Повелительное наклонение глагола", 6 класс. УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Урок получения новых зн...

Презентация на тему: "Повелительное наклонение глагола" (6 класс)

Цель данной методической разработки: познакомить обучающихся с грамматическими особенностями, способами образования повелительного наклонения глаголов.Задачи: знать грамматические особенности повелите...