Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_1.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

15/03/2023

Конспект открытого урока по русскому языку

Класс : 5

Учебник : Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. 2 ч. [Т. А. Ладыженская и др.] – 3-е изд. 2021 г.

Тема : Падеж имен существительных

Цели педагогической деятельности:

создать условия для осознания и осмысления учебной информации, вспомнить падежи  имён существительных.

Ход урока:

  1. Орг.момент

Рапорт

  1. Актуализация знаний

- Ребята, я предлагаю вам ответить на мои загадки.

Жить привык он с нами вместе:

Приласкай — затянет песню.

А обидишь — обдерет.

Что за зверь усатый? ... Кот

За воробышком крадется,

Нам о ноги нежно трется,

Любит греться у окошка,

Ловит мышек, это ... Кошка

Правильно, кто же не любит котиков. А сегодня коты станут героями нашего урока.

Кот, кошка, котенок, Васька, Мурка, "Вискас", мышь, сметана, сливки, шерсть, пузико - к какой части речи относятся все эти слова? (Имя существительное)

На какие группы мы можем разделить эти слова? Для этого давайте вспомним морфологические признаки имени существительного.

Одушевленные - неодушевленные

собственные - нарицательные

род

склонение

(на доске все эти слова прикреплены магнитами, по мере того как называются признаки существительных, слова нужно перегруппировывать.)

Остановимся на склонении существительных. Что такое склонение? Это изменение слова по числам и падежам. О числе имен существительных мы с вами уже говорили (обратить внимание на слова только единственного числа и слово только множественного!!!). следовательно, сегодня мы с вами будем говорить о .....???

Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? (ставить слова в нужные падежи, определять падежи существительных) Как вы думаете, зачем нам нужно уметь определять падежи имен существительных? (Для того чтобы избежать ошибок в устной и письменной речи)

нам пришло послание от кота Василия, который просит нашей помощи.

слайд со стишком:

вечером в лесу я
встретил двух ежов
извините плохо
знаю падежов.

Давайте поможем коту разобраться в падежах. Сколько всего падежей?

Раз, два, три, четыре, пять- будем слово КОТ склонять!

я читаю стихотворение, а вы вставляйте слово КОТ в нужном падеже

У норы добычи ждёт, притаившись, серый … .

Мышь осталась без хвоста, вырываясь от … .

А теперь и за версту не приблизится к …. .

Крыса старая – и та, видя грозного …,

Удерёт в нору под дом, чтоб не встретиться с … .

Там дрожит и в темноте, вспоминая о … .

Скажите, ребята, а как правильно определить падеж у существительного?

Давайте составим алгоритм, инструкцию, которая будет понятна и котикам.

Что нужно сделать сначала?

1.нахожу, от какого слова зависит существительное

2. задаю падежный вопрос

3. определяю падеж

— Кот Василий, где ты был?

— Я мышей______ ловить ходил…

— Почему же ты в сметане______?

— Потому что был в чулане______…

— Долго ль был там?

— Полчаса…

— Ну и что там?

— Колбаса…

Используя алгоритм, определите падежи выделенных существительных.

А теперь давайте прочитаем продолжение стихотворения. Только в нем надо заменить существительные в именительном падеже на нужные падежные формы.

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил (мыши) ____________

— Там сидел я возле (квас)_____________…

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог

— Вижу — мышка на порог!

Я — за (мышка) ___________по чулану

И наткнулся на (сметана) _______________,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало Сало…

— Где же мышка?

— Убежала…

Испытали ли вы затруднения, когда определяли падежи? (скорее всего - нет)

посмотрите на слайд.

Сыр любит мышь. Мышь любит кот.

Запишите предложения и подчеркните грамматические основы

Итак, кто же к кому испытывает нежные чувства? Почему возникает путаница?

Путаница происходит из-за того, что формы Именительного падежа и Винительного падежа могут совпадать. Как можем решить эту задачу? Задавать оба падежных вопроса кого?что?

как вы думаете, есть ли еще падежные формы, которые трудно различить?  Посмотрите на следующий слайд

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (К.Г. Паустовский "Кот-ворюга")

Как вы думаете, в каких падежах стоят выделенные формы? (Родительный и винительный) Есть ли способ их различить?

Здесь нам на помощь придет старая знакомая кота Василия - Лиса Патрикеевна.

Подставим в предложение вместо слова КОТ слово ЛИСА. Мы не знали, как поймать эту рыжую ЛИСУ. У ЛИСЫ разорвано ухо. Итак, окончание У указывает на винительный падеж (вижу кого? лисУ), а окончание Ы указывает на родительный падеж (нет кого? лисЫ). Значит, в первом случае слово КОТ стоит в винительном падеже, а во втором - в родительном.

Но "правило лисы" работает только с одушевленными существительными мужского рода.

А теперь потренируемся. Самостоятельная работа. Используя правило лисы определите падеж (Р.п или В.п) существительных

Лапа медведя ( )

Повстречать медведя ( )

Зернышки для воробья( )

Смотрели на воробья ( )

Нос журавля ( )

Потрогать журавля ( )

Пришел без зайца ( )

Догнать зайца ( )

Отойти от барана ( )

Разглядеть барана ( )

хвос… дятла ( )

прыгнуть во сне ( )

спрятались от хол…да ( )

ск…вал луж… ( )

з…мовать у реки ( )

выл…тел из гн…зда ( )

берлога м…дведя ( )

стайка др…здов ( )

бр…сали на куст ( )

высл…дил волка ( )

Физкультминутка Кошка

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Как вы думаете, всё ли получилось? Достигли мы цели урока?

Что нового вы узнали на уроке? Как вы думаете, кот Василий научился определять падежи существительных?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных

Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных...