План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Савлохова Ирина Николаевна

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;

- учить распознавать способ образования прилагательных;

- закрепить умения определять значение суффиксов;

- развивать умение строить словообразовательные модели и

словообразовательные цепочки;

- орфографический повтор;

- работа с текстом ( элементы анализа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

по теме

« Словообразование имен прилагательных»

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;

                     - учить распознавать способ образования прилагательных;

                     - закрепить умения определять значение суффиксов;

                     - развивать умение строить словообразовательные модели и                      

                       словообразовательные  цепочки;

                     - орфографический повтор;

                     - работа с текстом ( элементы анализа)

Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»

                                         Ход урок

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока и целей.

Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.

Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.

- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?

- Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.

III. Работа с текстом

Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

(К. Паустовский.)

1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

пурпурный

лиловый

червонный

крап.

2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

Вопрос ученику:

- Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

- Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)

Задания: - Как бы вы озаглавили текст?

               - К какому типу речи он относится?

               - Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

               - Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

               - Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

             

Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.

Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

         

                - Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.

             

IV. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

V. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

- Вернемся к словам, записанным на доске.

- Каким  способом образованы некоторые из них?

нарядный

пурпурный

лимонный

великолепный

лесных

- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

- Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

- Можно ли определить их значение?

(-ист- - обладающий чем-нибудь в большом количестве;

 -чив-, -лив- - склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- - от греч. «против» - антивоенный;

не- - отсутствие качества;

без- - не имеющий чего-либо;

за- - находящийся за чем-либо;

под- - находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы        -ист-

-н-

-ск-

-лив-

-чив-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.

Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-

(приветливый, говорливый, хлопотливый)

Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.

Вопрос задания повышенного уровня: 

Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .

- Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?  

(Сообщение ученика)

Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?

-а- - суффикс в этом слове или нет?

Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).

Задание:

ый

Запишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый -                   ив

VΙ. Физкультминутка.

        К солнцу вверх все потянулись

        И друг другу улыбнулись!

        Вправо, влево наклонились,

        Другу низко поклонились.

        Поприветствовали дружно,

        А теперь работать нужно!

VII. Словообразовательная работа.

А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке

- Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

На доске слова

Вдумываться

Хвастаться

Забывать

Отзываться

Трусить

Надоедать

Вспылить

(Настя – отзывчивая девочка).

- Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

- Вспомним, что называется словообразовательной моделью

VIII. Работа со словообразовательными моделями.

- А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.

- Что общего у всех этих слов?

(Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)

- А чем отличаются эти слова?

(Корнем, в котором заключено лексическое значение)

Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,

                                                   2 вар. – 2 строка,

а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.

-О чем она?

-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?

-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?

Пуськи бятые.

Сяпала   Калуша  по  напушке  и  увазила бутявку. И волит:

—        Калушата,   калушаточки!   Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали...

А Калуша волит:

—        Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили...

А Калуша волит:

—        Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!

(Л. Петрушевская)

Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.

Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям

У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.

1) На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет.

2) Голосатые напевки

Не смолкают до утра.

3) Неужели он не знает,

Что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег…

Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.

IX. Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.

Подводный

Деловой

Ценный

Прехороший

Болотистый

Развеселый

Ледовый

Беззаботный

Безграничный

Пестренький

Невысокий

2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.

слово        …      словарный

город      …       пригородный

счастье      …      счастливчик

трава      …       …      травянистость

X . Проверка работы.

XI. Итог урока. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание упр.146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сравнительная степень имен прилагательных"

Конспект урока по предмету "Русский язык" 6 класс по теме "Сравнительная степень имен прилагательных" (по программе Ладыженской)...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Не с именами прилагательными"

Разработка урока по русскому языку в 6 классе " Не с именами прилагательными" поможет при планировании и проведении урока- усвоения новых знаний...