«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
статья по русскому языку
«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Плодотворно лишь сотрудничество всех
благодаря каждому. Любой неудачный
шаг помогает удачному, а удача ведёт
и того, кто промахнулся.
Антуан де Сент-Экзюпери
Для того чтобы соответствовать времени и быть настоящим профессионалом, учитель должен строить процесс обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Современный урок – это урок, отвечающий духу и требованиям своего времени, его потребностям. Современный урок – это урок действенный, имеющий непосредственно отношение к интересам ребёнка. И самое главное, современный урок помогает готовить ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Русский язык как учебный предмет способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и метапредметных универсальных учебных действий, освоение которых делает весь процесс обучения успешным и наиболее продуктивным.
Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и ученика пробуждает интерес к групповой форме работы.
Программа по русскому языку М.М.Разумовской, по которой осуществляю учебную деятельность с обучающимися, соответствует новым требованиям ФГОС ООО и предполагает активную реализацию групповой деятельности учащихся.
Основная цель групповой формы работы – это, конечно, активное участие каждого ученика.
Задачами групповой формы являются:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- развитие умений успешного общения;
- совершенствование межличностных отношений в классе.
Работу в группах использую на протяжении нескольких лет. Конечно, раньше с пятого класса сложно было внедрять такую форму. Сейчас же, работая в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО и ООО, эта форма учебной деятельности успешно активизируется. Когда учащиеся переходят из начального звена в среднее, работа в группах для ребят – обычное дело, и дети легко делятся на группы и активно сотрудничают.
Групповую работу включаю на разных этапах урока: актуализация знаний, целеполагание, закрепление и контроль знаний.
Например, урок в 5 классе по теме «Виды глагола». Эта тема для пятиклассников новая. После актуализации знаний переходим к следующему этапу урока – ставим задачу, определяем тему урока и цели. Для этого использую работу в парах. На экране проецирую слайд с текстом, необходимо прочитать текст и выбрать глаголы, отвечающие на вопросы – что делать? и что сделать? Один ученик выписывает глаголы первой группы, другой – второй группы. Затем вместе обсуждают и делают выводы о различии глаголов (на какие вопросы отвечают, какие называют действия – развивающиеся или законченные). Пятиклассники легко определяют тему и цели урока.
Эффективна работа в парах при выполнении словарного диктанта.
1. Записывают слова под диктовку.
2. Меняются тетрадями и выполняют проверку.
3. Слова спроецированы на экране.
4. Сравнивают и оценивают.
Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы, и они сами обращаются за помощью к учителю.
Как показывает практика, плодотворна также работа в группах на уроках развития речи.
Например, урок развития в 7 классе по теме «Употребление союзов в текстах разных стилей». Урок строю в форме исследования. Цель исследования: какую роль играют союзы в тексте и какие отношения они выражают. Класс делится на группы (5-6 человек). Для исследования предлагается текст художественного стиля, второй – текст публицистического стиля, третьей – разговорного. Группы формируются разнородные, т.е. в группу входят ученики разного уровня успеваемости (слабых учеников, я считаю, нельзя объединять в одну группу). Во-первых, это неэтично; во-вторых, у них понижается самооценка; в-третьих, формируется низкая мотивация к учению. Перед группами ставятся следующие исследовательские задачи:
- прочитать текст, выписать все союзы;
- дать характеристику союзам (по составу, по значению, по происхождению);
- выявить, какие отношения выражают союзы в предложениях.
На доске сводная таблица результатов исследования:
Художественный стиль | Публицистический стиль | Разговорный стиль |
1.Выписать союзы | ||
|
|
|
2.Морфологическая характеристика союзов | ||
|
|
|
3.Какие выражает отношения в предложении, в тексте | ||
|
|
|
После исследования участник группы записывает результаты на доске. Когда таблица заполнится, легко можно проследить роль союзов в тексте разных стилей и сделать вывод. Как показала практика, такое сотрудничество очень нравится учащимся, работают с удовольствием.
Если такие формы учебной деятельности проводятся в системе, то такая работа даёт положительный результат. А самое главное, слабые ученики чувствуют себя уверенно, так как им доверяют, начинают отвечать и выполнять записи на доске. Но злоупотреблять групповой работой тоже не следует. Только в сочетании с другими формами обучения – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации приносит ожидаемые результаты.
Перед тем, как начать и закончить урок, проводится рефлексия: ребята с помощью смайликов, цвета радуги или баллов от 1 до 10 показывают своё настроение. В конце урока высказывают и аргументируют своё мнение о работе на уроке (Я считаю…Я узнал…Я понял…Мне было сложно…Мне пригодится в жизни…и т.д.). Результаты рефлексии помогают мне сделать самоанализ урока.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности и за себя, и за идущими рядом.
Одним из способов выполнения этого заказа и является внедрение в преподавание русского языка групповых форм работы, которые приводят к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории
Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...