Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rus_yaz5_kl.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический пакет документов по русскому языку и литературе группы учителей МБОУ Устьинская СОШ:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: « Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты обучения:
личностные: формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, интереса к языковой и речевой деятельности, выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
предметные: формирование представлений о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, лексики и грамматики; практические умения работать с языковыми единицами; пополнение словарного запаса русского языка; адаптация к языковой и речевой деятельности.
метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ). Русский язык. 5 класс. Граник Г.Г.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: частично поисковый, аналитический, сравнительный, практический, устный.
Этапы Урока (время) | Деятельность учителя | Деятель ность обучаю щихся | Формируемые УУД | Формы оценива ния | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, включение в деловой ритм: - выберите из предложенных вырезанных тучек(синяя и голубая) ту, которая соответствует вашему настроению. ( На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрало большинство ребят) Послушайте грамматическую сказку «Капризные буквы» Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Вот и приходится писать: Ш_л по ш_ссе с грачом ч_рный галчонок. (Слова записаны на слайде) Вставьте пропущенные буквы. Выделите части слова. Сформулируйте тему и цель урока. (Запись на доске учителем и в тетрадях учащимися) Я хочу знать… (способ выбора о - ё после шипящих в корне) Я хочу уметь… (обосновывать выбор о - ё после шипящих в корне) Так чем же мы сегодня будем заниматься? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Обучающиеся записывают в тетрадь слова со слайда, вставляя пропущенные буквы, выделяя части слова. Запись на доске учителем и в тетрадях обучающимися: Я хочу знать… (способ выбора о - ё после шипящих в корне) Я хочу уметь… (обосновывать выбор о - ё после шипящих в корне) Пробуют сформулировать тему урока. | Положительное отношение к учебной деятельности |
Целеполагание- принятие учебной задачи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества. | Построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Оценивание результатов устных и письменных проверочных работ |
2Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к новому способу действия | Проверка домашнего задания (повторение фонемных и нефонемных правил). Предлагает учащимся задание. - Разделив страничку на две равные части и шесть строчек вниз, составим таблицу. - Вспомните, какие вы знаете фонемные правила? ( Правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; гласные И, А, У после шипящих; непроизносимые согласные.) - А какие правила мы называем нефонемными? ( Правописание И-Ы после Ц.) - Внимательно прочитайте слова на слайде и разделите их на две группы: фонемные правила и нефонемные правила. ( записать в первый столбик примеры слов из фонемных правил, в второй – нефонемных): Нянька, цифра, венчик, цыпленок, жираф, чаща, акация, честный, цыган, циния, солнце, огурцы. Проверка вслух: - Какие слова вы записали в первый столбик? ( нянька, венчик, жираф, чаща, честный, солнце). - Назовите орфограммы в словах. - Объясните правописание слов второго столбика ( цифра, цыпленок, акация, цыган, циния, огурцы). | Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы ( у,и,а после шипящих; непроизносимые согласные; правописание ь для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ,НЩ, РЩ; Ы-И после Ц) | Действия оценивания усваиваемого содержания. | Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных работ. | Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. | Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. | Дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения |
3. Постановка учебной задачи. (10 мин.) Цель: обсуждение затруднений (почему они возникли, чего мы ещё не знаем) | 1) Откройте учебник стр. 118 и прочитайте теоретический материал. Запишите новую информацию во второй столбик своей таблицы. Прочитайте стихотворение В. Суслова на стр. 118. - Услышали, как шепчет Шёпот и как шуршит Шорох? Вспомните, как называется этот приём. Найдите слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим слова однокоренные с буквой Е. Со словом шёпот это удается сделать (шепчет), а вот к слову шорох такого однокоренного слова не подберёшь. Поэтому слово шорох придется запоминать.
2) Исследование Найдите и выпишите из стихотворения слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим словам однокоренные с буквой Е. - С каким словом удается это сделать? - Попробуйте самостоятельно вывести правило написания О-Ё после шипящих. - Сверьте свои предположения с текстом параграфа (знакомство с правилом и самоинструкцией (стр.119) 4.Запомнить исключения можно при помощи «Весёлых рифм»: Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. | Фронтальная работа. Обучающиеся читают текст стихотворения, дают устные ответы на поставленные учителем вопросы: - С какими буквами связано ещё одно нефонемное правило? - Вспомните и назовите шипящие буквы. - Какой звук многократно повторяется в стихотворении? - Какое впечатление об окружающей обстановке создается с помощью этого звука? - Как называется этот поэтический прием? Обучающиеся выписывают слова. Самопроверка, у слабых учащихся- взаимопроверка сильными. Формулируют правило написания О_Ё после шипящих. Записывают «Весёлые рифмы» в тетрадь, по очереди выразительно читают, запоминая слова. | Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссия), доверие к собеседнику. | Коррекция – внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Управление поведением партнера – построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия. | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач – построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Самопроверка, у слабых учащихся- взаимопроверка сильными. |
4.Включение изученного в систему знаний. (10 мин.) Цель: сменить вид деятельности. Динамическая пауза (этап физической зарядки) (2 мин.) Цель: сменить вид дятельности | Итак, сегодня мы познакомлись с ещё одним нефонемным правилом: правописанием букв О-Ё в корне после шипящих. - Устное выполнение упр. 474. 1. Проверьте себя: понимаете ли смысл всех слов-исключений? Если значение какого-то слова неясно, обратитесь к «Толковому словарику». - Для того, чтобы лучше запомнить исключения, придумайте с ними несколько предложений или небольшой текст 1.Задание: -А теперь давайте составим самоинструкцию к правилу о написании букв О Ё после шипящих в корне. 1. Определяю, находится ли гласный после шипящего в корне (да) - 2.определяю, является ли это слово исключением. (да)- Вывод: пишу О; нет – Вывод: проверяю проверочным словом с Е и пишу Ё. 2 задание: Учитель предлагает работу по выполнению заданий упр. №475. 1)Запись с комментированием и использованием самоинструкции. 2) с выделенными словами придумайте предложения. | Составление самоинструкции ( схемы-рассуждения). ФИЗМИНУТКА Тюша-Плюша Тюша-Плюша, Толстячок Шел зимой на родничок (Ходьба на месте на носках, руки за голову, спина прямая.) Пых-пых! Пых-пых! Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.) Сел на варежку верхом И поехал с ветерком. (Махи ногами в стороны, спина прямая.) Едет Тюша с горки, А за ним ведерки. (Четыре раза поочередно поднять согнутые ноги и опустить на пол – спина прямая.) Учащиеся выполняют упражнение с выделением орфограмм и комментированием изученной орфограммы, используя самоинструкцию. | Самоопределение- самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооцнки, самоуважения и самопринятия. \ Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного- осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. | |
5. Закрепление с комментированием во внешней речи. нового (4 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает устное выполнение упражнения учебника № 477 - Вставить в предложения с указанным лексическим значением подходящие по смыслу слова – подсказки: джонка, жёрнов, жонглёр, шотландский, шоры, шорник, жокей; | Обучающийся читает задание к упр. 477. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Оценивание устных ответов учителем | |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (3 мин.) Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Творческое задание. Придумайте и запишите предложения, объясняющие лексическое значение слов капюшон, шоссе, чопорный, чащоба. Работа с перфокартой : запись букв О или Ё (после шипящих в коне слова): 1) шёл, желтый, шорох, чёлка, шов, чёрный, жёлудь; 2) шёлк, чащоба, шёпот, крыжовник, чёлн, чопорный. | Учащиеся работают в парах с толковым словарем, записывают в тетрадь значения слов капюшон, шоссе, чопорный, чащоба. Запись букв О –Ё в окошки перфокарт | Способность самооценки своих действий | Умение решать проблемы. |
Умение находить нужную информацию | Самооценка творческого задания Взаимопроверка выполненных работ | |
7. Рефлексия. ( 3 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним нефонемным правилом: О – Ё после шипящих в корне. Вернитесь к целям, которые вы ставили в начале урока, и оцените себя, достигли вы поставленных целей? Что вы узнали о написании гласных О – Ё после шипящих? С какими словами-исключениями познакомились? На полях тетради оцените, всё ли было понятно на уроке: красный круг – всё понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему. Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке. | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся: - Какую цель ставили? - Удалось ли достичь поставленной цели? - Какие получили результаты? - Что вызвало затруднение? - Что представляется вам лёгким и понятным В теме «правописание О –Ё после шипящих в корне». - А теперь поднимите ту тучку, которая соответствует вашему настроению. | Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Уметь слушать и понимать речь других. | Рефлексия способов и условий действия. | Вовлечение обучающихся в самооценивание или партнерское оценивание: - Чему я научился? - Какие вопросы остались неясными? |
| Домашнее задание: П.99 учебника, упр. 478. Для сильных обучающихся дополнительно выполнить упр. 476. | Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...
Технологическая карта урока коми языка в соответствии с требованиями ФГОС учителя коми языка МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкар Соколовой Марии Андреевны
Технологическая карта изучения темы «_Вöрса пемöсъяс_»...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р
Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...