Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Буряченко Елена Васильевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_pravopisanie_glagolov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Различение и правописание глаголов

изъявительного и повелительного наклонений в форме 2 лица множественного числа».

5 класс  (Образовательная система «Школа 2100»0

Раздел 8 (Глагол как часть речи)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование умения  правильно писать глаголы изъявительного и повелительного наклонений в форме 2 лица множественного числа.

Формирование УУД:

Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять алгоритм действий, самостоятельно работать по этому алгоритму; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,  классифицировать информацию  на основе самостоятельного выбора критериев классификации

Коммуникативные-  строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создавать  общий план (алгоритм) работы;  осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее  

Личностные: потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная  самооценка

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока,

Задачи каждого этапа

Деятельность учеников

Деятельность учителя.

Основное содержание урока.

Методы и формы работы

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент



Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оформляют тетради.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветственный момент.

Оформление тетрадей.

Психологический настрой на работу.


 

Метод фронтального опроса.




Регулятивные: контроль готовности  уроку

Актуализация знаний.


актуализировать знания по теме

Отвечают на вопросы. Работают по карточкам. Проверяют выполненную работу.

Актуализирует знания учащихся

 Ведет фронтальный опрос по предыдущим темам.

Организует работу учащихся по карточкам.

Организует проверку выполненной работы.

Формы: фронтальная, коллективная

Знать  определение наклонения,   виды наклонений, знать, что обозначает глагол в каждом из наклонений; как изменяются глаголы в каждом из наклонений

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний

Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивый познавательный интерес

Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Сформулировать тему, проблему, цель урока; замотивировать учащихся на изучение темы;

Формулируют  проблему, тему, цели урока.


Записывают тему в тетрадь.












Создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся сформулировать проблемный вопрос, тему и цели предстоящей работы.


Просит записать тему в тетрадь.



 

Метод:

Постановка проблемы


Форма:

Фронтальная, коллективная

Регулятивные:

Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний;

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами;

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация

Решение новой учебной задачи.

Организовать частично-поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулировать первичные выводы

Работают совместно с учителем, выстраивают рассуждение, аргументируют свой выбор  действий при выборе орфограмм



Работают я в парах, анализируют предложенный материал, делают выводы


Составляют алгоритм действий пи выборе орфограмм И-Е в глаголах П. и И. наклонений

Организует  совместную поисковую работу.


Организует самостоятельную поисковую работу  учащихся.


Организует проверку выполненной работы, обсуждение результатов, формулирование выводов.


Организует работу учащихся по составлению алгоритма.



Метод:

Поиск решения проблемы

(выдвижение и проверка гипотез учащимися)


Форма:  индивидуально-парная, фронтальная, индивидуальная

Знать спряжение глаголов, особенности  образования форм глаголов повелительного наклонения; уметь определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы

Регулятивные:

Соотносить результат работы с целью; Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать  необходимую информацию, анализировать  и сравнивать, обобщать; Коммуникативные:

работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений;

Усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания в ходе практической работы, сформулировать выводы

Самостоятельно работают по карточкам





.

Организует самостоятельную работу по карточкам.


Организует проверку выполненной работы.



Метод:

практическая работа

Форма: самостоятельная  индивидуальная работа ; взаимопроверка

Уметь  различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы

Регулятивные:

Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные:

Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей; Коммуникативные:

осуществлять контроль, коррекцию действий  одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее

Итог урока. Рефлексия

Подвести итога урока , рефлексию с целью определения уровня усвоения учащимися новых знаний;

Отвечают на вопросы учителя, формулируют общие выводы по уроку.

 Проводят самооценку   своих результатов на уроке
















Организует учащихся на формулировку выводов, самооценку.


 Проводит  рефлексию.



Метод: контроль и самоконтроль


Форма:

фронтальная

Уметь  различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы

Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; прогнозировать дальнейшую деятельность

Познавательные:

Строить логическое рассуждение

Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная  самооценка

Домашнее задание

Определить цели и вид д\з

Записывают домашнее задание

Комментирует выполнение домашнего задания.

Форма: самостоятельная работа

Уметь  различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы;

составлять текст с употреблением глаголов повелительного наклонения.

Регулятивные:

Самостоятельно работать по плану

Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний и умений

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.    

        Обновляя организацию  учебного процесса на  своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:

  1. Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
  2. Ориентация на достижение качественно новых результатов образования  
  3. Ориентация учебного процесса  на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов

   

  Выстраивая  учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего,  на технологии проблемно-диалогического обучения. Она  эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение.  Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:

  1. технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
  2. технологию поиска решения проблемы, которая  позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.

Применение  данных технологических приемов  позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.

 

     Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы.     Важным переходным моментом, «мостиком» от  постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались  следующие побуждающие вопросы для  организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

  1. Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?
  2. Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?

В конце урока обязательно возвращаемся  к поставленной цели. На данном уроке использовались  следующие побуждающие вопросы  для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:  

  1. Какую цель ставили? Какой результат планировали?
  2. Насколько мы его достигли? Чему научились?
  3. С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

     

   На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому  преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему,  составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои  умения).

          Технология проблемно-диалогического обучения, используемая мною на  уроках,  позволяет   мне   обеспечивать более высокое качество заний.

 Способстввует  формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.

Ключевые  УУД,  которые я формировала на этом уроке:

      Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою  учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее

      Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес,  потребность в самовыражении и самореализации;  умение  строить сотрудничество  на основе равноправных отношений;

     Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их,  классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации,  строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,

     Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию;  осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность,  уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».

Данный урок  является четвертым уроком  темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех  вводится новая лексика и новый грамматическ...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс

Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...