Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_pravopisanie_glagolov.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Различение и правописание глаголов
изъявительного и повелительного наклонений в форме 2 лица множественного числа».
5 класс (Образовательная система «Школа 2100»0
Раздел 8 (Глагол как часть речи)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование умения правильно писать глаголы изъявительного и повелительного наклонений в форме 2 лица множественного числа.
Формирование УУД:
Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять алгоритм действий, самостоятельно работать по этому алгоритму; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, классифицировать информацию на основе самостоятельного выбора критериев классификации
Коммуникативные- строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создавать общий план (алгоритм) работы; осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее
Личностные: потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная самооценка
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока, | Задачи каждого этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя. Основное содержание урока. | Методы и формы работы | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент | Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу | Настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к уроку. Оформляют тетради. | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветственный момент. Оформление тетрадей. Психологический настрой на работу.
| Метод фронтального опроса. | Регулятивные: контроль готовности уроку | |
Актуализация знаний. | актуализировать знания по теме | Отвечают на вопросы. Работают по карточкам. Проверяют выполненную работу. | Актуализирует знания учащихся Ведет фронтальный опрос по предыдущим темам. Организует работу учащихся по карточкам. Организует проверку выполненной работы. | Формы: фронтальная, коллективная | Знать определение наклонения, виды наклонений, знать, что обозначает глагол в каждом из наклонений; как изменяются глаголы в каждом из наклонений | Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес |
Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. | Сформулировать тему, проблему, цель урока; замотивировать учащихся на изучение темы; | Формулируют проблему, тему, цели урока. Записывают тему в тетрадь. | Создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся сформулировать проблемный вопрос, тему и цели предстоящей работы. Просит записать тему в тетрадь.
| Метод: Постановка проблемы Форма: Фронтальная, коллективная | Регулятивные: Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний; Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация | |
Решение новой учебной задачи. | Организовать частично-поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулировать первичные выводы | Работают совместно с учителем, выстраивают рассуждение, аргументируют свой выбор действий при выборе орфограмм Работают я в парах, анализируют предложенный материал, делают выводы Составляют алгоритм действий пи выборе орфограмм И-Е в глаголах П. и И. наклонений | Организует совместную поисковую работу. Организует самостоятельную поисковую работу учащихся. Организует проверку выполненной работы, обсуждение результатов, формулирование выводов. Организует работу учащихся по составлению алгоритма. | Метод: Поиск решения проблемы (выдвижение и проверка гипотез учащимися) Форма: индивидуально-парная, фронтальная, индивидуальная | Знать спряжение глаголов, особенности образования форм глаголов повелительного наклонения; уметь определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы | Регулятивные: Соотносить результат работы с целью; Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию, анализировать и сравнивать, обобщать; Коммуникативные: работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений; |
Усвоение новых знаний | Закрепить полученные знания в ходе практической работы, сформулировать выводы | Самостоятельно работают по карточкам . | Организует самостоятельную работу по карточкам. Организует проверку выполненной работы. | Метод: практическая работа Форма: самостоятельная индивидуальная работа ; взаимопроверка | Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы | Регулятивные: Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные: Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей; Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию действий одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее |
Итог урока. Рефлексия | Подвести итога урока , рефлексию с целью определения уровня усвоения учащимися новых знаний; | Отвечают на вопросы учителя, формулируют общие выводы по уроку. Проводят самооценку своих результатов на уроке | Организует учащихся на формулировку выводов, самооценку. Проводит рефлексию. | Метод: контроль и самоконтроль Форма: фронтальная | Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы | Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; прогнозировать дальнейшую деятельность Познавательные: Строить логическое рассуждение Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная самооценка |
Домашнее задание | Определить цели и вид д\з | Записывают домашнее задание | Комментирует выполнение домашнего задания. | Форма: самостоятельная работа | Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, определять спряжение глаголов, определять условие выбора орфограммы; составлять текст с употреблением глаголов повелительного наклонения. | Регулятивные: Самостоятельно работать по плану Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний и умений |
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Обновляя организацию учебного процесса на своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:
- Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
- Ориентация на достижение качественно новых результатов образования
- Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов
Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно-диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:
- технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
- технологию поиска решения проблемы, которая позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.
Применение данных технологических приемов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы. Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:
- Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?
- Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?
В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели. На данном уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:
- Какую цель ставили? Какой результат планировали?
- Насколько мы его достигли? Чему научились?
- С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?
На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему, составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои умения).
Технология проблемно-диалогического обучения, используемая мною на уроках, позволяет мне обеспечивать более высокое качество заний.
Способстввует формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.
Ключевые УУД, которые я формировала на этом уроке:
Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее
Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в самовыражении и самореализации; умение строить сотрудничество на основе равноправных отношений;
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их, классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...
Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».
Данный урок является четвертым уроком темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех вводится новая лексика и новый грамматическ...
Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...
Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс
Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...