Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Буряченко Елена Васильевна

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Гимназия имени Горького А.М.»


Всероссийский конкурс методических разработок учителей

«Современный учитель»

Номинация: Методическая разработка урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Тема урока «Роль местоимений-существительных в предложении»

(Образовательная система «Школа-2100»)

Урок разработала: учитель русского языка и литературы I категории

Буряченко Елена Васильевна

МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленки-2013

Разделы методической разработки:

  1. Актуальность (с.3-4)
  2. Основная часть: технологическая карта урока  (с.5-13)
  3. Заключение (с.14)
  4. Список использованной литературы (с.15)
  5. Приложения (с.16-19)

  1. Актуальность.

       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.    В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты  выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их  как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

        С 2012 года МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.» является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе.  Для меня как учителя русского языка  и литературы встал важный вопрос:  как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия  необходимо создать для такой учебной  деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.

        Обновляя организацию  учебного процесса на  своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:

  1. Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
  2. Ориентация на достижение качественно новых результатов образования  
  3. Ориентация учебного процесса  на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов

     Выстраивая  учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего,  на технологии проблемно-диалогического обучения. Она  эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение.  Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:

  1. технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
  2. технологию поиска решения проблемы, которая  позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.

Применение  данных технологических приемов  позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.

       Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы.     Важным переходным моментом, «мостиком» от  постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались  следующие побуждающие вопросы для  организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

  1. Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?
  2. Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?

В конце урока обязательно возвращаемся  к поставленной цели. На данном уроке использовались  следующие побуждающие вопросы  для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:  

  1. Какую цель ставили? Какой результат планировали?
  2. Насколько мы его достигли? Чему научились?
  3. С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

         На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому  преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему,  составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои  умения).

Урок по теме «Роль местоимений-существительных в предложении».

Раздел 7 (Местоимения-существительные в языке и речи), урок 11

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование умения определять синтаксическую роль местоимений-существительных в предложении.

Формирование УУД:

Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,  классифицировать информацию  на основе самостоятельного выбора критериев классификации

Коммуникативные-  строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создавать  общий план (алгоритм) работы;  осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее  

Личностные: потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная  самооценка

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока,

Задачи каждого этапа

Деятельность учеников

Деятельность учителя.

Основное содержание урока.

Методы и формы работы

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент



Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оформляют тетради.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветственный момент.

Оформление тетрадей.

Психологический настрой на работу.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал.

-Здравствуйте, садитесь. Начнем урок.  Вспомните, по какому разделу мы с вами работаем.

-Что такое местоимения-существительные?

-Что вы уже знаете о местоимении-существительном?  Какие умения мы с вами формировали на прошлых уроках?

Метод фронтального опроса.




Формы: фронтальная, коллективная

Знать разряды местоимений, особенности изменения по падежам, числам и родам; особенности склонения, правописания неопределенных и отрицательных местоимений

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний

Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации;  устойчивый познавательный интерес

Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний.


Проверить уровень успешности самостоятельной работы при выполнении д/з; актуализировать знания по теме

Проводят фронтальную проверку, оцениваю результаты работы, выставляют оценки в дневники учебных достижений; задают вопросы

Проверяет  выполнение д/з учащимися, корректирует ошибки


Проверим, как справились с домашним заданием.

(взаимопроверка)

-Какие умения отрабатывали, выполняя упражнение?

-Проведите самооценку выполненной работы по шкале (шкала озвучивается)

-Выставьте оценки в дневники учебных достижений (у 1,2,5) Сравните с предыдущей самооценкой. Изменился ли результат в положительную сторону?  Что не получилось? Что вызвало трудности? Над чем нужно работать?

Метод:  взаимопроверки


Форма работы: в парах

Уметь  находить местоимения-существительные в тексте и предложении, определять разряд местоимений-существительных, падеж; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существительных

Регулятивные:

Соотносить результат работы с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний;  извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы

Коммуникативные:

Аргументировать свою позицию

Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Сформулировать тему, проблему, цель урока; замотивировать учащихся на изучение темы; составить план предстоящей работы

Разгадывают кроссворд,  
















формулируют тему урока




Записывают тему в тетрадь.

Конкретизируют понятие «роль»


Аргументируют необходимость изучения данной темы.

Ставят проблемный вопрос.

Формулируют  цель урока и способы ее достижения.

Составляют план (алгоритм действия)









Предлагает, используя кроссворд, сформулировать тему, проблему урока, поставить цели и определить пути достижения цели.

-Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте разгадать кроссворд.

1.Часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение)

2.Высказывание, обладающие смысловой и интонационной завершенностью (предложение)

3.Художественный образ, созданный драматургом и воплощаемый актером (роль)

-Сформулируйте тему урока. О каких местоимениях мы будем говорить?

(Роль местоимений -существительных в предложении)

Просит записать тему в тетрадь.

-О какой роли идет речь?  Ведь местоимения не могут играть ту роль, которую играет актер. ( речь идет о синтаксической роли).



-Зачем нам  нужно изучить эту тему? Где  нам это пригодится?

-Какой проблемный вопрос  возникает?

-Можете ли  вы  сразу ответить на этот вопрос? Почему?

А предположить можем? (учащиеся  излагают свою точку зрения)

-Сформулируйте цель урока. К какому результату будем стремиться?  

- Как решить эту учебную задачу?  

Что для этого нужно? Как вы это будете делать? (Нужно составить план, алгоритм)

Организация деятельности учащихся по составлению Алгоритма (плана работы)

  1. Найти грамм. основу (чтобы разграничить им.п. и в.п.). Если в ней есть местоимение, определить роль (подлежащее)
  2. Найти в предложении другие местоимения.
  3. Найти слово, к которому относится местоимение, задать вопрос
  4. Определить синтаксическую роль

-Над чем мы еще будем работать сегодня? -Какие умения  попутно отрабатывать?

Метод:

Постановка проблемы


Форма:

Фронтальная, коллективная

Регулятивные:

Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью;


Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний;


Коммуникативные:

строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами;

совместно создавать  общий план работы; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель


Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация

Решение новой учебной задачи.

Организовать частично-поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулировать первичные выводы

Работая в парах, анализируют предложения по алгоритму, определяют синтаксическую роль местоимений в предложениях.

Формулируют выводы.



Распределяют  дополнения  по группам:  прямые и косвенные

Организует  работу учащихся в парах

Организует проверку выполненной работы, обсуждение результатов, формулирование выводов.

-Какие выводы после анализа мы можем сделать?

Выводы: местоимения-существительные  выполняют  роль  подлежащих и дополнений.

-Какие дополнения мы с вами умеем различать?

(Прямые и косвенные).

-Какие дополнения называются прямыми?

-Косвенными?

-Распределите дополнения в два столбика: прямые и косвенные.

Организует  взаимопроверку.

-Какие прямые  дополнения  выписали?

-Какие косвенные дополнения выписали?

(взаимопроверка)


Метод:

Поиск решения проблемы

(выдвижение и проверка гипотез учащимися)


Форма:  индивидуально-парная, фронтальная, индивидуальная

Уметь находить местоимения-существительные в предложении,  задавать вопрос к местоимению от главного слова, определять падеж и синтаксическую роль; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существ-х

Регулятивные:

Соотносить результат работы с целью; Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать  необходимую информацию, анализировать  и сравнивать, обобщать; Коммуникативные:

работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений;

Усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания в ходе практической работы, сформулировать новые выводы

Самостоятельно работают по карточкам





Выполняют распределительное списывание  местоимений делают вывод о роли местоимений в предложении



Составляют предложения с местоимениями  3 группы.

Организует работу  учащихся по закреплению изученного.

Организует самостоятельную работу по карточкам.

Организует проверку выполненной работы.


Организует самостоятельную работу учащихся по выполнению  упражнения 518, взаимопроверку

 

-Какой вывод можем сделать после выполнения этого упражнения?

(некоторые местоимения-существительные выполняют только роль подлежащего, а некоторые – только роль дополнения; большая часть местоимений выполняет и ту и другую роль)

Организует работу по составлению предложений с местоимениями третьей группы (попарно: в роли подлежащего, в роли дополнения)

Метод:

практическая работа

Форма: самостоятельная  индивидуальная работа ; взаимопроверка

Уметь определять роль местоимений-существительных в предложении; различать прямые и косвенные дополнения; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существительных;

Регулятивные:

Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности

Познавательные:

Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей; Коммуникативные:

осуществлять контроль, коррекцию действий  одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее

Итог урока. Рефлексия

Подвести итога урока , рефлексию с целью определения уровня усвоения учащимися новых знаний; спрогнозировать дальнейшую деятельность

Отвечают на вопросы учителя, формулируют общие выводы по уроку


Обсуждают проблемную ситуацию, делают выводы


















Заполняют карты самооценки






Прогнозируют дальнейшую работу по разделу

Организует учащихся на формулировку выводов и рефлексию.

-Подведем итоги. Достигли ли мы поставленных целей на уроке? Ответили на проблемный вопрос? Какой выводы мы должны сформулировать?

Предлагает  обсудить проблемную ситуацию.

Учитель попросил ребят составить предложение, в котором было бы сразу два местоимения-существительных. Катя в своей тетради написала такое предложение: «Я открыла книгу и прочитала кое-что интересное». Встретились в этом предложении  местоимения Я и КОЕ-ЧТО и заспорили, кто из них важнее в предложении. «Моя роль, сказало местоимение Я, - самая главная, ведь я выступаю в роли подлежащего,  если бы не я, то и книгу никто бы не открыл». «Подумаешь, ответило местоимение Кое-что. – Роль дополнения тоже важна, ведь  без меня ты не узнала бы ничего интересного из этой книги».

Помогите местоимениям Я и КОЕ-ЧТО разрешить спор.  Кто же главнее?

Вывод: и подлежащее, и дополнение важны по своему. Каждый выполняет свою роль.  Конечно, подлежащее – это главный член предложения, но и дополнение необходимо, ведь оно поясняет,  уточняет, несет в себе дополнительную информацию, без которой бы предложение было незаконченным, потеряло бы свой смысл.

Значит, каждое местоимение, выступающее в той или иной роли, важно по- своему.


Организует работу  по заполнению карты самооценки. (прилагается)

- Насколько удался урок? Был ли он плодотворным для вас?

Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились?

С чем не справились? Над чем еще необходимо работать?

-Сегодня мы  узнали, какую роль играют местоимения-существительные в тексте. Как вы думаете, о чем будем говорить на следующих уроках (роль местоимений в тексте)

Метод: контроль и самоконтроль






Форма:

фронтальная

Уметь  определять синтаксическую роль  местоимений-существительных в соответствии с особенностями склонения

Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; пользоваться критериями самооценки;  прогнозировать дальнейшую деятельность

Познавательные:

Строить логическое рассуждение

Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная  самооценка

Домашнее задание

Определить цели и вид д\з

Записывают домашнее задание

Большая тетрадь: с 35, задание 3,4. (на оценку, самостоятельная – правописание отрицательных и неопределенных местоимений) Задание 5- дополнительно для желающих

Учебник, упр.517

Спасибо за урок!

Форма: самостоятельная работа

Определять синтаксическую роль местоимений-существительных

Регулятивные:

Самостоятельно работать по плану

Познавательные:

Ориентироваться в системе своих знаний и умений

Заключение

          Технология проблемно-диалогического обучения, используемая мною на данном уроке,  позволила  мне   не только обеспечить  более высокое качество усвоение знаний учащимися (об этом говорят результаты проверочной работы по данной теме), но и способствовала  овладению  учащимися  системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.

Ключевые  УУД,  которые я формировала на этом уроке:

      Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою  учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее

      Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес,  потребность в самовыражении и самореализации;  умение  строить сотрудничество  на основе равноправных отношений;

     Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их,  классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации,  строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,

     Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию;  осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность,  уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Список литературы:

  1. Русский язык.5 кл.:учебн.для общеобразовательных учреждений: в 2-х кн.Кн.2/Р.Н.Бунеев , Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева; под научным ред.акад.РАО А.А.Леонтьева- Изд.4-е, перераб.-М.:Баласс,2012

Приложение 1.

Дневник учебных достижений. Русский язык, 5 класс

Раздел 7. Местоимения-существительные в языке и речи

              Форма оценки



Умения


Самооценка


Оценка учителя

1

Находить местоимения в тексте

2

Определять  лексико-грамматическое значение местоимений

3

Отличать местоимения-существительные от имен существительных

4

Определять разряд местоимений-существительны

5

Правильно писать местоимения с предлогами

6

Склонять  личные местоимения

7

Правильно употреблять личные местоимения в падежных формах

8

Правильно употреблять возвратное местоимение СЕБЯ в нужной форме

9

Составлять  предложения, текст с  использованием местоимений

10

Употреблять в письменной и устной речи вопросительные местоимения  с учетом  особенностей их склонения

11

Владеть способом действия при выборе на письме орфограммы «НЕ с неопределенными местоимениями»

12

Владеть способом действия при выборе на письме орфограммы «Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений-существительных»

13

Склонять неопределенные местоимения

14

Образовывать неопределенные местоимения

15

Склонять  отрицательные местоимения

16

Выполнять морфологический разбор местоимений-существительных

17

Определять роль местоимений-существительных в тексте


Приложение 2 – Карта самооценки

Карта самооценки       ФИ_____________________________

Я умею:

Умею +

Частично умею v

Пока не  умею -

Находить местоимения в предложении

Находить слова, к которым относится местоимение

Задавать от этого слова вопрос к местоимению и определять падеж

Определять роль местоимения в предложении, различать подлежащее и дополнение

Различать прямое и косвенное дополнение



Как я оцениваю урок

и свою работу на уроке в целом?

Закончите  предложения

Урок помог мне…

На уроке мне было интересно….

Моя заслуга на уроке в том, что…


Приложение 3 – Материал к уроку (карточки для учащихся)

Карточка № 1

Задание 1. Работа в парах.

  1. Директор пригласил нас к себе в кабинет.
  2. Кто принес книгу?
  3. Я пообещал  Павлу обязательно что (нибудь)  придумать.
  4. Мне хочется подарить тебе что (то) на память.

Задание 2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой



Карточка № 2

Задание 3.Самостоятельная  работа..

Н___ ( с)  кем сегодня мне разговаривать не хотелось.

Тут они начали спор между собой.

Что вы ведете в лодке?

(Не) что серое метнулось в сторону от них.

Дополнительно:

Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня.

У меня есть для вас (кое) что.

Ему трудно на что (либо) рассчитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».

Данный урок  является четвертым уроком  темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех  вводится новая лексика и новый грамматическ...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс

Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...