Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_uchitel_metodicheskaya_razrabotka_uroka_buryachenko_e.v.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
Всероссийский конкурс методических разработок учителей
«Современный учитель»
Номинация: Методическая разработка урока
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема урока «Роль местоимений-существительных в предложении»
(Образовательная система «Школа-2100»)
Урок разработала: учитель русского языка и литературы I категории
Буряченко Елена Васильевна
МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»
Москаленки-2013
Разделы методической разработки:
- Актуальность (с.3-4)
- Основная часть: технологическая карта урока (с.5-13)
- Заключение (с.14)
- Список использованной литературы (с.15)
- Приложения (с.16-19)
- Актуальность.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
С 2012 года МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.» является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе. Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.
Обновляя организацию учебного процесса на своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:
- Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
- Ориентация на достижение качественно новых результатов образования
- Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов
Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно-диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:
- технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
- технологию поиска решения проблемы, которая позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.
Применение данных технологических приемов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы. Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:
- Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?
- Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?
В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели. На данном уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:
- Какую цель ставили? Какой результат планировали?
- Насколько мы его достигли? Чему научились?
- С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?
На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему, составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои умения).
Урок по теме «Роль местоимений-существительных в предложении».
Раздел 7 (Местоимения-существительные в языке и речи), урок 11
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование умения определять синтаксическую роль местоимений-существительных в предложении.
Формирование УУД:
Регулятивные - формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные- ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, классифицировать информацию на основе самостоятельного выбора критериев классификации
Коммуникативные- строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создавать общий план (алгоритм) работы; осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее
Личностные: потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная самооценка
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока, | Задачи каждого этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя. Основное содержание урока. | Методы и формы работы | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент | Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу | Настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к уроку. Оформляют тетради. | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветственный момент. Оформление тетрадей. Психологический настрой на работу. -Ребята, проверьте свою готовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал. -Здравствуйте, садитесь. Начнем урок. Вспомните, по какому разделу мы с вами работаем. -Что такое местоимения-существительные? -Что вы уже знаете о местоимении-существительном? Какие умения мы с вами формировали на прошлых уроках? | Метод фронтального опроса. Формы: фронтальная, коллективная | Знать разряды местоимений, особенности изменения по падежам, числам и родам; особенности склонения, правописания неопределенных и отрицательных местоимений | Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | Проверить уровень успешности самостоятельной работы при выполнении д/з; актуализировать знания по теме | Проводят фронтальную проверку, оцениваю результаты работы, выставляют оценки в дневники учебных достижений; задают вопросы | Проверяет выполнение д/з учащимися, корректирует ошибки Проверим, как справились с домашним заданием. (взаимопроверка) -Какие умения отрабатывали, выполняя упражнение? -Проведите самооценку выполненной работы по шкале (шкала озвучивается) -Выставьте оценки в дневники учебных достижений (у 1,2,5) Сравните с предыдущей самооценкой. Изменился ли результат в положительную сторону? Что не получилось? Что вызвало трудности? Над чем нужно работать? | Метод: взаимопроверки Форма работы: в парах | Уметь находить местоимения-существительные в тексте и предложении, определять разряд местоимений-существительных, падеж; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существительных | Регулятивные: Соотносить результат работы с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний; извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы Коммуникативные: Аргументировать свою позицию |
Определение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. | Сформулировать тему, проблему, цель урока; замотивировать учащихся на изучение темы; составить план предстоящей работы | Разгадывают кроссворд, формулируют тему урока Записывают тему в тетрадь. Конкретизируют понятие «роль» Аргументируют необходимость изучения данной темы. Ставят проблемный вопрос. Формулируют цель урока и способы ее достижения. Составляют план (алгоритм действия) | Предлагает, используя кроссворд, сформулировать тему, проблему урока, поставить цели и определить пути достижения цели. -Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте разгадать кроссворд. 1.Часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение) 2.Высказывание, обладающие смысловой и интонационной завершенностью (предложение) 3.Художественный образ, созданный драматургом и воплощаемый актером (роль) -Сформулируйте тему урока. О каких местоимениях мы будем говорить? (Роль местоимений -существительных в предложении) Просит записать тему в тетрадь. -О какой роли идет речь? Ведь местоимения не могут играть ту роль, которую играет актер. ( речь идет о синтаксической роли). -Зачем нам нужно изучить эту тему? Где нам это пригодится? -Какой проблемный вопрос возникает? -Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос? Почему? А предположить можем? (учащиеся излагают свою точку зрения) -Сформулируйте цель урока. К какому результату будем стремиться? - Как решить эту учебную задачу? Что для этого нужно? Как вы это будете делать? (Нужно составить план, алгоритм) Организация деятельности учащихся по составлению Алгоритма (плана работы)
-Над чем мы еще будем работать сегодня? -Какие умения попутно отрабатывать? | Метод: Постановка проблемы Форма: Фронтальная, коллективная | Регулятивные: Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний; Коммуникативные: строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; совместно создавать общий план работы; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация | |
Решение новой учебной задачи. | Организовать частично-поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулировать первичные выводы | Работая в парах, анализируют предложения по алгоритму, определяют синтаксическую роль местоимений в предложениях. Формулируют выводы. Распределяют дополнения по группам: прямые и косвенные | Организует работу учащихся в парах Организует проверку выполненной работы, обсуждение результатов, формулирование выводов. -Какие выводы после анализа мы можем сделать? Выводы: местоимения-существительные выполняют роль подлежащих и дополнений. -Какие дополнения мы с вами умеем различать? (Прямые и косвенные). -Какие дополнения называются прямыми? -Косвенными? -Распределите дополнения в два столбика: прямые и косвенные. Организует взаимопроверку. -Какие прямые дополнения выписали? -Какие косвенные дополнения выписали? (взаимопроверка) | Метод: Поиск решения проблемы (выдвижение и проверка гипотез учащимися) Форма: индивидуально-парная, фронтальная, индивидуальная | Уметь находить местоимения-существительные в предложении, задавать вопрос к местоимению от главного слова, определять падеж и синтаксическую роль; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существ-х | Регулятивные: Соотносить результат работы с целью; Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию, анализировать и сравнивать, обобщать; Коммуникативные: работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений; |
Усвоение новых знаний | Закрепить полученные знания в ходе практической работы, сформулировать новые выводы | Самостоятельно работают по карточкам Выполняют распределительное списывание местоимений делают вывод о роли местоимений в предложении Составляют предложения с местоимениями 3 группы. | Организует работу учащихся по закреплению изученного. Организует самостоятельную работу по карточкам. Организует проверку выполненной работы. Организует самостоятельную работу учащихся по выполнению упражнения 518, взаимопроверку -Какой вывод можем сделать после выполнения этого упражнения? (некоторые местоимения-существительные выполняют только роль подлежащего, а некоторые – только роль дополнения; большая часть местоимений выполняет и ту и другую роль) Организует работу по составлению предложений с местоимениями третьей группы (попарно: в роли подлежащего, в роли дополнения) | Метод: практическая работа Форма: самостоятельная индивидуальная работа ; взаимопроверка | Уметь определять роль местоимений-существительных в предложении; различать прямые и косвенные дополнения; владеть способом действия при выборе орфограмм: слитное, дефисное и раздельное написание местоимений-существительных; | Регулятивные: Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности Познавательные: Строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей; Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию действий одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее |
Итог урока. Рефлексия | Подвести итога урока , рефлексию с целью определения уровня усвоения учащимися новых знаний; спрогнозировать дальнейшую деятельность | Отвечают на вопросы учителя, формулируют общие выводы по уроку Обсуждают проблемную ситуацию, делают выводы Заполняют карты самооценки Прогнозируют дальнейшую работу по разделу | Организует учащихся на формулировку выводов и рефлексию. -Подведем итоги. Достигли ли мы поставленных целей на уроке? Ответили на проблемный вопрос? Какой выводы мы должны сформулировать? Предлагает обсудить проблемную ситуацию. Учитель попросил ребят составить предложение, в котором было бы сразу два местоимения-существительных. Катя в своей тетради написала такое предложение: «Я открыла книгу и прочитала кое-что интересное». Встретились в этом предложении местоимения Я и КОЕ-ЧТО и заспорили, кто из них важнее в предложении. «Моя роль, сказало местоимение Я, - самая главная, ведь я выступаю в роли подлежащего, если бы не я, то и книгу никто бы не открыл». «Подумаешь, ответило местоимение Кое-что. – Роль дополнения тоже важна, ведь без меня ты не узнала бы ничего интересного из этой книги». Помогите местоимениям Я и КОЕ-ЧТО разрешить спор. Кто же главнее? Вывод: и подлежащее, и дополнение важны по своему. Каждый выполняет свою роль. Конечно, подлежащее – это главный член предложения, но и дополнение необходимо, ведь оно поясняет, уточняет, несет в себе дополнительную информацию, без которой бы предложение было незаконченным, потеряло бы свой смысл. Значит, каждое местоимение, выступающее в той или иной роли, важно по- своему. Организует работу по заполнению карты самооценки. (прилагается) - Насколько удался урок? Был ли он плодотворным для вас? Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились? С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? -Сегодня мы узнали, какую роль играют местоимения-существительные в тексте. Как вы думаете, о чем будем говорить на следующих уроках (роль местоимений в тексте) | Метод: контроль и самоконтроль Форма: фронтальная | Уметь определять синтаксическую роль местоимений-существительных в соответствии с особенностями склонения | Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; пользоваться критериями самооценки; прогнозировать дальнейшую деятельность Познавательные: Строить логическое рассуждение Коммуникативные строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная самооценка |
Домашнее задание | Определить цели и вид д\з | Записывают домашнее задание | Большая тетрадь: с 35, задание 3,4. (на оценку, самостоятельная – правописание отрицательных и неопределенных местоимений) Задание 5- дополнительно для желающих Учебник, упр.517 Спасибо за урок! | Форма: самостоятельная работа | Определять синтаксическую роль местоимений-существительных | Регулятивные: Самостоятельно работать по плану Познавательные: Ориентироваться в системе своих знаний и умений |
Заключение
Технология проблемно-диалогического обучения, используемая мною на данном уроке, позволила мне не только обеспечить более высокое качество усвоение знаний учащимися (об этом говорят результаты проверочной работы по данной теме), но и способствовала овладению учащимися системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.
Ключевые УУД, которые я формировала на этом уроке:
Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее
Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в самовыражении и самореализации; умение строить сотрудничество на основе равноправных отношений;
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их, классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Список литературы:
- Русский язык.5 кл.:учебн.для общеобразовательных учреждений: в 2-х кн.Кн.2/Р.Н.Бунеев , Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А.Исаева; под научным ред.акад.РАО А.А.Леонтьева- Изд.4-е, перераб.-М.:Баласс,2012
Приложение 1.
Дневник учебных достижений. Русский язык, 5 класс
Раздел 7. Местоимения-существительные в языке и речи
№ | Форма оценки Умения | Самооценка | Оценка учителя |
1 | Находить местоимения в тексте | ||
2 | Определять лексико-грамматическое значение местоимений | ||
3 | Отличать местоимения-существительные от имен существительных | ||
4 | Определять разряд местоимений-существительны | ||
5 | Правильно писать местоимения с предлогами | ||
6 | Склонять личные местоимения | ||
7 | Правильно употреблять личные местоимения в падежных формах | ||
8 | Правильно употреблять возвратное местоимение СЕБЯ в нужной форме | ||
9 | Составлять предложения, текст с использованием местоимений | ||
10 | Употреблять в письменной и устной речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения | ||
11 | Владеть способом действия при выборе на письме орфограммы «НЕ с неопределенными местоимениями» | ||
12 | Владеть способом действия при выборе на письме орфограммы «Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений-существительных» | ||
13 | Склонять неопределенные местоимения | ||
14 | Образовывать неопределенные местоимения | ||
15 | Склонять отрицательные местоимения | ||
16 | Выполнять морфологический разбор местоимений-существительных | ||
17 | Определять роль местоимений-существительных в тексте |
Приложение 2 – Карта самооценки
Карта самооценки ФИ_____________________________
Я умею: | Умею + Частично умею v Пока не умею - |
Находить местоимения в предложении | |
Находить слова, к которым относится местоимение | |
Задавать от этого слова вопрос к местоимению и определять падеж | |
Определять роль местоимения в предложении, различать подлежащее и дополнение | |
Различать прямое и косвенное дополнение | |
Как я оцениваю урок и свою работу на уроке в целом? | Закончите предложения |
Урок помог мне… | |
На уроке мне было интересно…. | |
Моя заслуга на уроке в том, что… |
Приложение 3 – Материал к уроку (карточки для учащихся)
Карточка № 1
Задание 1. Работа в парах.
- Директор пригласил нас к себе в кабинет.
- Кто принес книгу?
- Я пообещал Павлу обязательно что (нибудь) придумать.
- Мне хочется подарить тебе что (то) на память.
Задание 2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Карточка № 2
Задание 3.Самостоятельная работа..
Н___ ( с) кем сегодня мне разговаривать не хотелось.
Тут они начали спор между собой.
Что вы ведете в лодке?
(Не) что серое метнулось в сторону от них.
Дополнительно:
Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня.
У меня есть для вас (кое) что.
Ему трудно на что (либо) рассчитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...
Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс. Правописание глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».
Данный урок является четвертым уроком темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех вводится новая лексика и новый грамматическ...
Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...
Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс
Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...