Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории
методическая разработка (история) по теме
Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
групповые технологии | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Скорик М.И.-
учителя истории обществознания
МАОУ «Лицей №38» г. Белгорода
Тема мастер-класса
«Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории»
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
Меня, как и любого учителя, волнует проблема, как сделать урок интересным, что сделать, чтобы все учащиеся были вовлечены в учебный процесс, и не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории научить учиться и научить думать, развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? При этом получение знаний стало бы не самоцелью, а средством достижения цели.
Перед школой поставлены новые задачи. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед школой. Моя цель сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Один из вариантов решения этой задачи - использование групповых форм обучения на уроках. Виноградова М. Д., Первин И. Б. в работе «Коллективная познавательная деятельность и воспитания» выделяют пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1.Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2.Работа в статичных парах.
3.Групповая работа (на принципах дифференциации).
4.Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5.Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Групповыми технологиями в практике называют третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Таким образом, эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Обеспечивают учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
С самого начала своей педагогической деятельности уделяю большое внимание закреплению и обобщению материала по разделам каждого курса истории, по изучению интересных событий прошлого. Моя тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение вопросов культуры на уроках истории», поэтому большое внимание отвожу вопросам нравственности, патриотизма, культуры.
Мною разработаны такие уроки: «Путешествие в древний Египет. Страна Большого Хапи» урок-путешествие; «Олимпийские игры» урок-игра, «Великие люди-великие достижения» (Культура Европы в 19в.) урок-викторина, «Культура Великой Отечественной»-урок-викторина; «Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны на примере книги В.Пикуля «Реквием каравану PQ-17», «Белое и чёрное.(Н.С.Хрущёв)»-урок-диспут.
Учащиеся заранее делятся на группы-команды из 4-5человек, где учитываю индивидуальность ребёнка, межличностные отношения, психологические особенности класса. Назначаю или сами ребята выбирают «капитана»-лидера, объясняю цель, задачи. Важно, чтобы каждый выражал свою версию, велось обсуждение и вырабатывалось групповое решение. Поощряю помощь команды при затруднении ответа его представителя, использование интересного дополнительного материала. При подведении итогов «капитан» оценивает работу команды, я- работу класса. Ответы фиксируем на доске или на карточках-инструкциях для лидера команды. Проводим рефлексию.
На уроках в старших классах групповой метод использую при анализе документов, исторических источников, анализе разных точек зрения на определённое событие. В младших классах, с целью смены деятельности, соревнуемся по рядам по знаю дат, понятий.
Опыт работы показал, что в 5-8 классах эффективны командные развивающие игры, несущие элемент соревнования, а в 9-11 классах –деловые игры, семинары.
Использование групповых методов работы на уроке формируют у ребенка чувство толерантности, терпимости к точке зрения других людей. Развивают интерес к отечественной истории, дают возможность переоценить события с учетом современных взглядов и появлением новых исторических источников и научных материалов.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в
развитии самодеятельности, благодаря которой,
человек может впоследствии стать распорядителем
своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».
А. Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»
Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....
Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.
Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....
Применение различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:Фронтальная,Индивидуальная,Групповая...
Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.
На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.Их выбор обусловлен спецификой содержания учебного материала, его объе...
«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Эссе на тему "Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии"...
«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...