Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Современная школа
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся
Проблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосочетание «современное образование» обозначает некую границу «до» и «после». И если с «до» все понятно – необходимо использовать опыт предыдущего поколения великих педагогов, учитывать ошибки прошлого и сводить их к минимуму - то каким должно быть «после», образование будущего, и к чему оно готовит следующее поколение? В первую очередь все эти вопросы касаются образования школьного, ведь именно на этом этапе закладываются стремления человека к будущей деятельности, раскрывается потенциал, проявляются интересы, закладывается основа личности.
Педагоги и психологи в один голос говорят о новом типе сознания у детей. Связан он, по мнению исследователей, с изменениями в обществе и информационном пространстве. Поэтому важными факторами для образования сейчас являются повышенная потребность в восприятии информации у детей и их увлеченность статичными видами деятельности. Что это значит? Современным детям увлекательнее играть в приложения на телефоне или планшете, а не со сверстниками на школьной площадке. Поддерживать общение им нравится виртуально, а узнавать новости через интернет, и не всегда по проверенным источникам. Современные технологии в обучении, новые формы учебной деятельности сосредоточены как раз на развитии самостоятельности, поиске правильной информации и живом общении на уроке, что и создает необходимую динамику.
Современные педагогические технологии общие для всех и подходят для обучения на любом уроке. Я рассмотрю несколько самых популярных и реализуемых мною на практике.
Технология проблемного обучения. В центре современной образовательной системы находится личность обучающегося, развитие его потенциала, обеспечение комфортных условий для ее развития. Оказавшись в проблемной ситуации, обучающийся должен найти решение с помощью имеющихся у него знаний и получить новые в процессе решения. Технология интересна тем, что проблема может быть поставлена не только учителем, но и самим учеником, и тогда работу можно назвать исследовательской.
Проблемное обучение очень удобно реализуется на уроках литературы. Для глубокого понимания текста необходимо не только знать сюжет, но и понимать мотивы героев литературного произведения, их включенность в исторический контекст. Для этого на уроке используются межпредметные связи с историей, мировой художественной культурой: обучающиеся самостоятельно готовят доклады на тему исторической эпохи, а на уроке на основе этих знаний могут искать ответы на проблемные вопросы учителя, связанные с пониманием поведения героев произведения, сопоставлять разных героев у разных авторов, находить общее. Так, например, при изучении романа «Евгений Онегин» в 9 классе необходимо предложить школьникам обратиться к историческим комментариям Юрия Лотмана, подготовить индивидуальные сообщения о быте дворян, их привычках, манерах. Все это позволяет сравнивать в дальнейшем Онегина с такими героями, как Печорин и Чичиков, а значит и осознавать, почему именно эти произведения, авторы и герои являются ключевыми для того времени.
Игровые технологии. Данный вид деятельности активно используется в работе с детьми любого возраста. Особенностью данной технологии является то, что ее можно
использовать и во внеурочной работе, и на обычных уроках, включая ее как элемент другой технологии. Игры не только помогают усвоить новый материал, но и объединяют детский коллектив, если работа происходит в группах, тогда и происходит включение двух технологий одновременно.
На своих заключительных уроках русского языка я часто использую форму викторины или мозгового штурма. Обучающиеся заранее делятся на команды, готовят вопросы по пройденной теме для других команд, вспоминают изученный материал. Игровая форма работы позволяет мне обращаться к ранее изученным темам, актуализируя знания учащихся.
Новые знания, полученные в ходе игры, лучше усваиваются учащимися, потому что дети сами проявили интерес к их получению. Например, на одной из викторин я давала шестиклассникам интересные и сложные фразеологизмы, с которыми они ранее не сталкивались, и учащиеся должны были обсудить в группах и предложить свою версию о том, что это выражение значит и как оно появилось. В этом случае форма игры включается в технологию развивающего обучения. В таком задании дети могут проявить творческий подход или мыслить логически и прийти к решению путем сопоставления данного им фразеологизма с уже известными им.
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа) и технология проектного обучения. Сегодня в школе итоговый проект для учащихся является показателем работы над определенной темой, отражает их интересы, и отметка о проекте даже выставляется в аттестат 9 класса.
Очень интересная методика SCRAM пришла в образование из сферы бизнеса и подразумевает сочетание двух педагогических технологий сразу, именно она может настроить на серьезное отношение к проекту. SCRAM-метод – это обучение в малой группе (не более 7 человек), с разделением ролей в команде, с четким планированием времени на изучение темы, списком задач, которые необходимо выполнить, и ежедневной рефлексией в отношении цели. За конечный результат несут ответственность все участники команды, поэтому они заинтересованы в том, чтобы помочь друг другу усвоить материал и хорошо справиться с итоговой проверкой. Промежуточный результат фиксируется на ментальной карте, это позволяет отследить выполнение или задержку задач. Для большей эффективности метод должен быть использован не единично, а в течение учебного года или нескольких лет. Это требует некоторого времени для адаптации детей под данную методику. Элементы SCRAM можно вводить в учебный процесс поэтапно, знакомя детей с ролями в команде, особенностями такой проектной работы сначала в игровом формате. Плюсом SCRAM-метода является то, что дети учатся эффективно распределять своё время.
Перечисленные технологии и формы могут быть использованы совместно или по отдельности, но все они вносят разнообразие в учебный процесс и делают его современным. У обучающихся появляется шанс выйти из школы не просто с «багажом знаний», а с опытом, который поможет в дальнейшем обучении и работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная школа
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся
Проблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосочетание «современное образование» обозначает некую границу «до» и «после». И если с «до» все понятно – необходимо использовать опыт предыдущего поколения великих педагогов, учитывать ошибки прошлого и сводить их к минимуму - то каким должно быть «после», образование будущего, и к чему оно готовит следующее поколение? В первую очередь все эти вопросы касаются образования школьного, ведь именно на этом этапе закладываются стремления человека к будущей деятельности, раскрывается потенциал, проявляются интересы, закладывается основа личности.
Педагоги и психологи в один голос говорят о новом типе сознания у детей. Связан он, по мнению исследователей, с изменениями в обществе и информационном пространстве. Поэтому важными факторами для образования сейчас являются повышенная потребность в восприятии информации у детей и их увлеченность статичными видами деятельности. Что это значит? Современным детям увлекательнее играть в приложения на телефоне или планшете, а не со сверстниками на школьной площадке. Поддерживать общение им нравится виртуально, а узнавать новости через интернет, и не всегда по проверенным источникам. Современные технологии в обучении, новые формы учебной деятельности сосредоточены как раз на развитии самостоятельности, поиске правильной информации и живом общении на уроке, что и создает необходимую динамику.
Современные педагогические технологии общие для всех и подходят для обучения на любом уроке. Я рассмотрю несколько самых популярных и реализуемых мною на практике.
Технология проблемного обучения. В центре современной образовательной системы находится личность обучающегося, развитие его потенциала, обеспечение комфортных условий для ее развития. Оказавшись в проблемной ситуации, обучающийся должен найти решение с помощью имеющихся у него знаний и получить новые в процессе решения. Технология интересна тем, что проблема может быть поставлена не только учителем, но и самим учеником, и тогда работу можно назвать исследовательской.
Проблемное обучение очень удобно реализуется на уроках литературы. Для глубокого понимания текста необходимо не только знать сюжет, но и понимать мотивы героев литературного произведения, их включенность в исторический контекст. Для этого на уроке используются межпредметные связи с историей, мировой художественной культурой: обучающиеся самостоятельно готовят доклады на тему исторической эпохи, а на уроке на основе этих знаний могут искать ответы на проблемные вопросы учителя, связанные с пониманием поведения героев произведения, сопоставлять разных героев у разных авторов, находить общее. Так, например, при изучении романа «Евгений Онегин» в 9 классе необходимо предложить школьникам обратиться к историческим комментариям Юрия Лотмана, подготовить индивидуальные сообщения о быте дворян, их привычках, манерах. Все это позволяет сравнивать в дальнейшем Онегина с такими героями, как Печорин и Чичиков, а значит и осознавать, почему именно эти произведения, авторы и герои являются ключевыми для того времени.
Игровые технологии. Данный вид деятельности активно используется в работе с детьми любого возраста. Особенностью данной технологии является то, что ее можно
использовать и во внеурочной работе, и на обычных уроках, включая ее как элемент другой технологии. Игры не только помогают усвоить новый материал, но и объединяют детский коллектив, если работа происходит в группах, тогда и происходит включение двух технологий одновременно.
На своих заключительных уроках русского языка я часто использую форму викторины или мозгового штурма. Обучающиеся заранее делятся на команды, готовят вопросы по пройденной теме для других команд, вспоминают изученный материал. Игровая форма работы позволяет мне обращаться к ранее изученным темам, актуализируя знания учащихся.
Новые знания, полученные в ходе игры, лучше усваиваются учащимися, потому что дети сами проявили интерес к их получению. Например, на одной из викторин я давала шестиклассникам интересные и сложные фразеологизмы, с которыми они ранее не сталкивались, и учащиеся должны были обсудить в группах и предложить свою версию о том, что это выражение значит и как оно появилось. В этом случае форма игры включается в технологию развивающего обучения. В таком задании дети могут проявить творческий подход или мыслить логически и прийти к решению путем сопоставления данного им фразеологизма с уже известными им.
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа) и технология проектного обучения. Сегодня в школе итоговый проект для учащихся является показателем работы над определенной темой, отражает их интересы, и отметка о проекте даже выставляется в аттестат 9 класса.
Очень интересная методика SCRAM пришла в образование из сферы бизнеса и подразумевает сочетание двух педагогических технологий сразу, именно она может настроить на серьезное отношение к проекту. SCRAM-метод – это обучение в малой группе (не более 7 человек), с разделением ролей в команде, с четким планированием времени на изучение темы, списком задач, которые необходимо выполнить, и ежедневной рефлексией в отношении цели. За конечный результат несут ответственность все участники команды, поэтому они заинтересованы в том, чтобы помочь друг другу усвоить материал и хорошо справиться с итоговой проверкой. Промежуточный результат фиксируется на ментальной карте, это позволяет отследить выполнение или задержку задач. Для большей эффективности метод должен быть использован не единично, а в течение учебного года или нескольких лет. Это требует некоторого времени для адаптации детей под данную методику. Элементы SCRAM можно вводить в учебный процесс поэтапно, знакомя детей с ролями в команде, особенностями такой проектной работы сначала в игровом формате. Плюсом SCRAM-метода является то, что дети учатся эффективно распределять своё время.
Перечисленные технологии и формы могут быть использованы совместно или по отдельности, но все они вносят разнообразие в учебный процесс и делают его современным. У обучающихся появляется шанс выйти из школы не просто с «багажом знаний», а с опытом, который поможет в дальнейшем обучении и работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)
В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....
Выступление на педсовете «Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педсовете...
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...
Модель организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
все этапы проектной работы...
«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...