Представление опыта роботы с детьми ОВЗ
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Виктория Александровна Томилова

Урок развития речи и его презентационное сопровождение направлены на формирование коммуникативно-речевых умений.

             Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

            В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность лучше запомнить текст, опираясь на зрительную память.

На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик - активный участник сюжетной линии урока. Приёмы обратной связи разнообразны и динамичны.

            Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную  смену видов и форм деятельности,  создание положительного эмоционального настроя. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление  учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполнения заданий, позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.

Использование презентационного сопровождения, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует учеников  к изучению русского языка,  прививает любовь к предмету, способствует развитию устной и письменной речи.

Представленная разработка направлена на воспитание любви и бережное отношение к родной природе,  любви к родному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование на уроках русского языка системно-деятельностной технологии при обучении детей с ОВЗ

         Психологические особенности детей с ОВЗ приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ОВЗ основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности. Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.
Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах.
        Проверка показала, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
       Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ОВЗ является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое. Нарушение деятельности детей с ОВЗ – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка.
Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время.

          Говоря об особенностях памяти у детей с ОВЗ, следует упомянуть о такой закономерности: они значительно лучше запоминают неречевой наглядный материал, чем вербальный.
С первых уроков стало ясно, что дети затрудняются выражать свои мысли, речь бессвязна, малый словарный запас.
Предо мной встал вопрос: как построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы он был направлен на преодоление у детей с ОВЗ затруднений в учении, охрану здоровья и коррекцию индивидуальных отклонений в психическом и физическом развитии каждого ребёнка. 
Обратилась к специальной литературе, статьям в педагогических журналах, познакомилась с новыми технологиями обучения. Всё это навело меня на мысль обратиться к технологии проблемно - диалогического обучения, а конкретно, к деятельностному подходу в обучении. Следовательно, цель моей работы - реализация деятельностного подхода при обучении детей с ОВЗ. Она реализуется в следующих задачах: повышение результативности обучения, реализация здоровьесберегающих технологий, стимуляция познавательной мотивации.
       Деятельностный подход применим на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Он является результативным, здоровьесберегающим, позволяет осуществлять разноуровневое обучение. Контроль усвоения знаний и способов деятельности осуществляется в трех видах:
входной (для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня); текущий или промежуточный (после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов материала и развития учащихся и коррекции усвоения); итоговый (для оценки уровня усвоения). Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности происходит с помощью традиционных контрольных работ (в том числе, разноуровневого характера) и тестирования. Всё это очень важно при работе с детьми с ОВЗ.
      Учитывая уровень наглядно-образного мышления детей, который точнее можно было назвать наглядно-схематическим, одним из путей формирования понятий на уроках я выбрала работу с моделями. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы… Схемы разнообразны: это схемы-опоры, схемы – инструкции, динамические схемы, схемы-рисунки. В рус языке все правила можно изобразить схематически.  Они помогают детям сосредоточить внимание на главном, облегчают усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала. Моделирование, т.е. создание схем, учит учащихся мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения на поставленный вопрос. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся, т.к. опираясь на них, дети становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ или высказывание, рассуждение на заданную тему.
Мне как учителю схемы позволяют руководить мыслительной деятельностью учащихся на уроке в зависимости от поставленных целей и задач, а также использовать на разных этапах урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ Томилова В.А. учитель русского языка и литературы

Слайд 2

При обучении детей с ОВЗ русскому языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе. Общепринятыми задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно выполнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений, работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Слайд 3

Цель моей работы - реализация деятельностного подхода при обучении детей с ОВЗ. Она реализуется в следующих задачах: повышение результативности обучения, реализация; здоровьесберегающих технологий; стимуляция познавательной мотивации.

Слайд 4

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ 1. Технология разноуровневого обучения 2. Коррекционно - развивающие технологии 3. Технология проблемного обучения 4. Проектная деятельность 5. Игровые технологии 6. Информационно-коммуникационные технологии 7. Здоровьесберегающие технологии



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор: Томилова Виктория Александровна -  учитель русского языка и литературы.  

Томской области, г. Стрежевого

МБОУ СОШ №2.

Предмет: русский язык, развитие речи.

Название материала:  подготовка к написанию сочинения-описания «Полевые цветы»

Уровень образования школьников: 5 класс

  Как работать с презентацией. Презентация является наглядным дополнением к конспекту урока. Смена слайдов происходит во время чтения отрывка, как по щелчку, так и автоматически. Можно задать свой алгоритм показа презентации.

    Перечень подаваемых материалов: конспект урока, презентационное сопровождение, как приложение к уроку.    

С целью соблюдения мер по здоровьесбережению учащихся и в соответствии с нормами СанПиНа необходимо перекрывать объектив проектора в те моменты урока, когда презентация не используется активно.

Урок развития речи и его презентационное сопровождение направлены на формирование коммуникативно-речевых умений.

             Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

        В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность лучше запомнить текст, опираясь на зрительную память.

На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик - активный участник сюжетной линии урока. Приёмы обратной связи разнообразны и динамичны.

        Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную  смену видов и форм деятельности,  создание положительного эмоционального настроя. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление  учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполнения заданий, позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.

Использование презентационного сопровождения, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует учеников  к изучению русского языка,  прививает любовь к предмету, способствует развитию устной и письменной речи.

Представленная разработка направлена на воспитание любви и бережное отношение к родной природе,  любви к родному языку.

Урок развития речи. (5 класс)

Тема: подготовка к написанию сочинения-описания «Полевые цветы»

Цель:

Класс

Дети с ОВЗ

Подготовить детей к написанию сочинения о богатстве приозерного разноцветья (полевые цветы).

Познакомить детей с разными по жанру текстами-описаниями о богатстве приозерного разноцветья (полевые цветы), приемами, которые используют авторы. Работа с текстом с пропущенными местами в описании разных явлений природы, предметов и т.д.

 

Задачи:

Для класса

Для детей с ОВЗ

  1. Образовательная.
  2. Обогатить знания детей о полевых и луговых растениях.
  3. Развивающая.
  4. Анализировать текст, находить формы с помощью которых автор выражает свое отношение к написанному. Делать выводы, развитие умения работы в группе, с текстами.
  5. Воспитательная.
  6. Воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность, воспитывать любовь к родной природе.

Образовательная.

Обогатить знания детей о полевых и луговых растениях.

Развивающая.

  1. Воспринимать текст как целое. Определить жанр текста, стиль. Находить с помощью каких частей речи автор выражает свое отношение к написанному. Развитие умения работы в группе, с текстами, с энциклопедией, словарями.

Воспитательная.

  1. Воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: компьютер с проектором для показа слайд-шоу на тему «Полевые цветы»; музыкальное сопровождение песня «Полевые цветы» в исполнении Л. Сенчиной; у каждого ребенка 2 текста.

Ход урока. 

  1. Организационный момент. (1 минута)
  2. Звучит музыка. Учитель читает отрывок:

После экзаменов в московской школе к нам приехала городская девочка Маша – любительница растений. И я решил набрать ей в подарок букет из хороших цветов, решил взять по одному цветку от всех растений, которые разрослись вокруг озера и создавали росистые и пахучие валы.

Я осмотрелся. По берегам росла таволга. Цветы её пахли мимозой. У самой воды выглядывали из зарослей мяты невинные голубоватые незабудки. Высокий красные клевер перемешивался с мышиным горошком, а над этим содружеством цветов поднимался исполинский чертополох…

Актуализация знаний.  

После отрывка начинается показ слайдов.

Учитель (У.) Вы уже догадались, о чём пойдет сегодня речь?

Дети высказываются. 

            У. Полевые цветы! Вот ключевая фраза нашего урока. (На доске учитель записывает: Полевые цветы)

            У. Какие ассоциации у вас возникают при фразе «полевые цветы»?

Работа по группам.

Класс

Дети с ОВЗ

Всё, что говорят дети,  фиксируется на доске вокруг фразы «полевые цветы»: лето, цветы, аромат, нежность, пение птиц…

Работа с картинками. Задание: по картинкам подобрать существительные, которые определяют состояние природы. Записать.

           У.  А что вы знаете о полевых цветах? Предлагаю вам поработать в парах и заполнить первую часть нашей таблицы (прием "таблица - ЗХУ" (знаю - хочу знать – узнал). Детей с ОВЗ ставлю в пары с более сильными учениками.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дети работают в парах. 

           У. Давайте проверим, что вы записали.

Дети зачитывают написанное. 

           У. Как вы заметили, наши знания о полевых цветах не так уж и богаты. А что бы вы хотели узнать об этих растениях? Подумайте, и заполните вторую часть таблицы.

Выслушиваются вопросы детей, ответы на которые они хотели бы узнать.

Например: Какие лекарственные свойства имеют эти растения?

3.       Работа с новым материалом. (Осмысление).

У. Предлагаю познакомиться с первым текстом. Работаем с карандашом. Ваша задача: извлечь как можно больше информации о полевых цветах, делая пометки в тексте. ( - уже знал, + - новое, ? - не понял, есть вопросы. Прием "Инсерт").

Дети читают. Текст один для всех учеников. Детям с ОВЗ для работы предлагается ½ текста.

Текст.

Интересно о цветах.

         Известный ботаник 18 веку Карл Линней долгое время изучал цветы и установил закономерность раскрытия их венчиков. После чего он создал в городе Упсала в Швеции цветочные часы. Циферблат был разбит на несколько секторов. В каждом секторе были посажены растения специально подобранные с учётом времени их раскрытия. Но это были не первые в мире цветочные часы. Ещё в древних Греции и Риме в цветниках высаживались растения, открывавшие и закрывавшие венчики в разное время суток.

        Чтобы узнать, который час, из растений не всегда делают клумбу в виде привычных часов. Иногда определённые окультуренные и дикорастущие растения художественно разбрасывают по территории сада. Заглянув с утра пораньше в один из прелестных уголков сада, обнаруживают распустившиеся цветы шиповника коричневого, мака, цикория обыкновенного. Они раскрыты уже с 4-5 часов. В другом уголке сада в 5-6 часов “проснутся ” одуванчики, в 6-7 – цветки картофеля, льна посевного, гвоздики полевой. В 7-8 часов раскрывается бессмертник песчаный, в 9-10 календула лекарственная, кислица обыкновенная, мать-и-мачеха. Табак душистый раскроется вечером, когда все перечисленные цветки уже закроются – в 20-21 час.

        Полевые гвоздики смыкают свои лепестки в 13-14 часов, бессмертник песчаный – 14, мак, одуванчик, цикорий обыкновенный – в 14-15 часов. В 16-17 становятся незаметными календула и лён посевной, в 17-18 – мать-и-мачеха, кислица обыкновенная. Шиповник коричневый закрывается в 19-20 часов, картофель в 20-21. Последним закрывается в 2-3 часа ночи табак душистый. Время от времени можно заметить, что цветочные часы барахлят. Происходит это в пасмурные дни или перед переменой погоды. Тогда венчики цветков либо совсем не раскрываются, либо закрываются рано.

       Более точны цветочные часы со стрелками, как у обычных часов. Такие часы есть на поклонной горе в Москве. Циферблат у них, включая цифры на нём, выложен цветами.

        У. Что нового вы узнали из прочитанного текста?

Идет обсуждение, обмен впечатлениями, дети заполняют третью часть таблицы.

У. На все ли вопросы мы ответили? Где можно найти ответы на оставшиеся вопросы? (Библиотека, интернет). Постарайтесь дома найти эти ответы.

Для детей с ОВЗ выбираем два вопроса по желанию на домашнее задание.

Физминутка  (под музыку). 

У. Давайте на минуту представим, что мы на поле или на лугу, где множество цветов и растений. Встанем и полной грудью вдохнем этот чарующий аромат (дыхательные упражнения).  

Оздоровительные упражнения : мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». (1,5 минуты)

У. Каков жанр текста, который вы только что читали? (публицистический)

У. К какому типу относится текст? (в нём присутствуют  повествование и описание)

            У. Предлагаю перейти к следующему тексту (стихотворение может читать учитель или хорошо читающий ребенок).  Детям с ОВЗ раздаю напечатанный текст.


Полевые цветы.
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
                                Иван Бунин

        У. Кто мог написать это стихотворение? (Человек, которому очень нравится родная природа, человек влюбленный в жизнь, романтик и мечтатель...) Его имя Иван Бунин.

Задание1.

Классу

Детям с ОВЗ

1.Найдите метафору, позволяющую почувствовать отношение автора к полевым цветам.

(Есть на полях моей родины скромные

 Сестры и братья заморских цветов…)

2. Какой эпитет выбрал автор? Почему?

(Веет от них красотою стыдливою…)

3. К чему призывает нас автор?

(Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой…)     

1.Найдите словосочетания сущ.+прил.

2.Найдите имена прилагательные в прямом и переносном смысле.

3.По словарю посмотреть значение: метафора, эпитет, сравнение.

У. Прочитайте следующий отрывок из стихотворения  М. Дудина «Ромашка» (слайд с картиной

В. Васнецова «Луг с ромашками»)

Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед,

Своя, а не прихожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу

И рядом – на обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам

Растет, цветет и светится.

У.Ромашка – излюбленный образ народных песен (звучит песня) «Ромашки спрятались» (слова

И. Шаферана, музыка Е. Птичкина).

Задание.

Класс

Дети с ОВЗ

1. Какие сравнения использует автор в своем стихотворении:  на солнышко похожая, желтый глаз…)?

2. Что значит «ветра рассредоточили»? (разнесли, развеяли, разбросали…)  

3.Почему автор так пишет о ромашке?

1.Работа с карточками по тексту. Определить части речи в словосочетаниях.

2. С помощью словаря подобрать синонимы к выделенным словам.

Дети рассуждают.   

У. Что дает человеку общение с природой? (Приносит успокоение и отдых; даёт возможность познать прекрасное, пережить всю полноту чувств…)   

– Какими приемами пользуются авторы, чтобы передать свое отношение к увиденному, поделиться чувствами?

Дети высказываются.   

III . Рефлексия.   

У. Перед вами иллюстрации разных цветов, которые относятся к полевым (на доске яркие большие иллюстрации). Есть ли среди них та, что вам нравится больше всего и почему?

Дети высказываются.

Задание.

Класс

Дети с ОВЗ

Составьте Синквейн на тему, например, «Ромашка» (или другой цветок).

Опишите цветок с помощью имен прилагательных.

Дети работают индивидуально. Например: ромашка – белая, полезная – лекарственное растение – пить, лечить, заваривать - чудесница

Дети зачитывают свои варианты Синквейнов, делятся впечатлениями, выбирают наиболее удачные. Дети с ОВЗ зачитывают свое задание.

У. Ребята, тема у вас была одна, но очень обширная - "Полевые цветы", но почему такими разными получились ваши Синквейны? (разные эмоции, темперамент, восприятие, отношение к полевым цветам...)

Дети высказываются.

У. Как ещё вы могли бы выразить свои чувства? (нарисовать рисунок, написать сочинение, написать стихотворение...)

-Именно этим мы и займёмся на следующем уроке развития речи, мы будем писать сочинение. Подумайте, какой по типу текст это будет? (описание)

У. На какой вопрос отвечает описание? Откройте памятку и вспомните основные признаки текста-описания.

Дети зачитывают.

– Без какой части речи не обойтись? (без прилагательных)

– Какие изобразительно-выразительные средства языка нам помогут? (олицетворение, эпитеты, метафоры)

Домашнее задание:

Класс

Дети с ОВЗ

1.Предлагаю дома потренироваться в подборе метких и ярких выразительных средств, заполняя таблицу. Она станет вам помощником на следующем занятии (таблицу раздаю детям).

2. Вопросы в таблице, ответы на которые вам нужно попытаться найти.

1.Нарисовать рисунок «Мой любимы полевой цветок».

2. Для детей с ОВЗ выбираем два вопроса по желанию на домашнее задание (таблица ЗХУ).

У. Благодарю вас за работу. Желаю творческого вдохновения!  

Таблица.

Полевые цветы.

эпитеты

сравнения

олицетворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории". Открытый урок.

Как в массовой общеобразовательной школе педагогу без специального образования обеспечить усвоение программы детьми с ОВЗ? Данная технологическая карта урока отражает накопленный опыт при работе с дет...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"...

Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар.

Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар....

Представление опыта работы с детьми с ТНР с использованием методики "Формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н".

Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Представление опыта работы с детьми ТНР, с использованием элементов по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н «Метод формирования языковой системы»

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в течение трех лет жизни ре...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...